Сочинение на свободную тему

Отзвенел и отшумел еще один длинный школьный день. Перебирая в голове его события, Лора привычным движением забросила на плечо тяжелую сумку с ноутбуком и тонкими пестрыми папками, в которых лежали ожидавшие проверки письменные работы ее учеников двух старших классов, и направилась домой.
Пообедав, она заварила себе крепкого чаю и, присев за стол, достала из сумки пестрые папки, затем из них -  исписанные двойные тетрадные листы и разложила их перед собой.
Cочинения на свободную тему  - таково было задание. Лора старалась время от времени предлагать своим ученикам самостоятельно определяться с темой, чтобы дать им возможность самим поставить перед собой задачу для рассуждения и поработать над словом. При этом она довольно хорошо представляла себе, с чем ей снова предстоит столкнуться. Юноши, как правило, выбирают исторические события. В последнее время, правда, все больше учеников стали писать о современных технологиях и дигитальном будущем.  В любом классе сегодня найдется несколько человек, которых занимают проблемы глобализации, изменения климата, культура веганства и долговечности (сейчас ведь все  это очень модно). Один или два, но ни в коем случае не больше, попытаются описать пандемию модной болезни, но сделают это, скорее всего, без особого старания. Большинство девушек, конечно же, отдают дань извечным темам - любви и искусству. Собственно, ничего нового. 
Привычный труд -  прочитать сотни две неряшливо исписанных страниц. В самом начале ее преподавательской деятельности в колледже Лоре трудно было привыкать к тому, что большая часть учеников ограничивалась скупым перессказом литературных сюжетов и чужих, наскоpo надерганных в интернете мыслей. Эта лень и формальный подход расстраивали ее. Но что с этим можно поделать? Времена, как известно, не выбирают…Спасибо интернету и за это. Правда, и оценивать их приходится соответствующе. Лора постепенно приняла это, как приняла и то, что среди ее учеников все-таки встречаются и  другие -  те, кто хочет мыслить и творить самостоятельно и интересно. Раньше таких было немного. Теперь, как ей кажется, их становится больше. Или ей, действительно, только так кажется? Но именно они день за днем в течение двадцати лет вдохновляют ее выходить один на один на битву с равнодушием, за интеллект и любовь к слову, мысли, чувству…Это  - сложный выбор, и не всегда победа оказывается на ее стороне. Однако, Лора точно знает, что оно того стоит…
Сегодня полно «бляшек». Так Лора про себя называла те сочинения, что уже даже не удивляли ее привычно малым количеством списанных и не всегда к месту приведенных цитат. Об ошибках  - орфографических,  грамматических, синтаксических и пунктуационных -  вообще говорить не приходится.  Это неизменная и неотъемлемая часть материала, с которым приходится работать. Ты можешь сколько угодно на уроках разбиваться вдребезги, как волна о скалу, стараясь научить своих учеников писать без ошибок, но каменная стена, как правило, побеждает. Не точит волна грамотности гранит лени…
Под вторую категорию, которую Лора шутливо обозначила как „акриловые стразы», подпадали словесные творения учеников,  которые более или менее качественно выполняли задания, но яркого и насыщенного блеска, то есть напряженной умственной работы с должной отдачей и дополнительными усилиями от них ожидать не следовало.
 „Бриллианты“ -  это третья категория в Лориной личной классификации школьных сочинений и эссе -  встречаются редко. Это должны были быть действительно превосходные работы, в которых была видна работа мысли, определенная глубина размышлений, аргументация, богатая лексика. Хорошо бы, чтобы попалась хотя бы пара-тройка таких „бриллиантов“ сегодня. Как любил повторять ее университетский профессор:  „И тогда на Ваших погонах прибавится звезд и лун!“
Оставалось проверить еще несколько сочинений. Лора устало откинулась на стуле и посмотрела на часы. Электронные зеленые цифры на черном экране посказывали одиннадцать часов вечера.
За окном было темно. Погода портилась. Обещанный синоптиками ураганный ветер и вправду начал себя проявлять. Он усиливался, принося с собой сильный дождь с его привычной дробью по подоконнику. Косые струйки воды, неспешно стекали по стеклу, оставляя на нем неровный прозрачный узор.
Завернувшись в тонкий шерстяной плед, Лора еще дважды подогревала чайник и доливала себе чай в чашку из тонкого белого фарфора.
Несколько работ оказались довольно интересными. Это не были „бриллианты“, но уже и не пресные „cтразы“ и уж вовсе не „бляшки“. Лору обрадовала этa скромная наградa за неустанный труд.
Последний лист с сочинением. Наконец-то! «Берилла Мар» было выведено ровным красивым почерком вверху страницы. Спокойная, хорошая девочка с вдумчивым взглядом и явными способностями к литературному творчеству. Лора еще не начала читать работу, но слово «любовь» уже бросилось ей в глаза. Она вздохнула. Двадцать любовных  „бляшек“ Лора в этот вечер уже переварила. Жаль будет, если и Берилла не стала исключением, ведь она была одной из сильных учениц. Подперев рукой подбородок, Лора угубилась в чтение.
„Если любить по-настоящему“, - прочла она заголовок. – О-o! Хорошая тема для эссе, если учесть, что его автору шестнадцать с небольшим лет. Хотя какое значение сегодня имеет возраст?
Лора отметила про себя, что Берилла усвоила одну из ее подсказок, как писать сочинение. Она же самa им часто повторяет: „Все внимание  - на заголовок! Он  - ваша главная подсказка». Берилла применила это вчистую.
„Если
Cлужебная часть речи, подчинительный союз, который используется для соединения простых (главного и зависимого) предложений в составе сложноподчиненного предложения.
Подчинительный… Для соединения… Главного и Зависимого… Сложное Подчинение…
Любить
То есть, испытывать чувство: глубокую симпатию и устремлённость, переходящую в привязанность к другому человеку или объекту.
Иными словами, как правило, находится в сильном эмоциональном и психическом состоянии, побуждающему его к акту, действиям и поступкам.
По-настоящему
Значит -  искренне, всем сердцем, всем своим существом, без отдачи, безоглядно.
А это значит -  cовершать поступки, ради и во имя.
Самсон, полюбив Далилу, раскрыл ей тайну своей силы, хранившейся в волосах, и заплатил своей жизнью…
Влюбленный Олоферн лишился головы, отужинав у Юдифи…
Давид, пожелавший в жены Бат-Шеву, послал ее мужа Урию в боевой поход и обрек его на предательскую гибель…“
„Любовь, зачем ты мучаешь меня?“ -  негромко пропела себе под нос Лора и продолжила читать четкое и лаконичное эссе Бериллы Мар до конца.
„Получается, что любовь почти всегда вызывает страдание у тех, кого она связывает своими узами. Значит ли это, что если я встречу в жизни свою любовь, я тоже испытаю муки или даже могу погибнуть? В одном из самых важных и прекрасных чувств, вызывающих радость и восторженность, заложены боль и печаль. Парадокс?! Но именно этот парадокс, скорее всего, и является частью незримого перпетуум мобиле жизни человечества. Я не собираюсь отказываться от любви, ведь я не хочу, чтобы человечество исчезло. Значит, если любить, то только по-настоящему, чтобы не останавливалась жизнь на Земле!“
Закончив чтение, Лора задумалась. Если учесть, что эссе, как она сама их учила, должно выражать „индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета“,  то Берилла справилась с этим замечательно.
Если принять во внимание при вынесении оценки, что, как она опять же сама им объясняла на своих уроках, „в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства», то в данном сочинении это очевидно.
Дети умеют удивлять Наверное, именно это Лора больше всего ценит в своей профессии учителя. Она еще раз быстро перечитала эссе и, не найдя ошибок, удовлетворенно поставила высокий бал. Это - „бриллиант“. У Бериллы определенно есть потенциал. С ней надо будет дополнительно поработать, и она вполне сможет претендовать на участие в солидных литературных конкурсах.
Ну, что ж, поздравляю Лора, кажется на Ваших погонах прибавилось звезд и лун!


Рецензии