Воронок

Жила-была ворона. Но была она ни как все вороны. Она была очень маленькая, но не потому, что была молодой, а потому, что за жизнь так и не выросла. Её родители были нормальными воронами, и вообще в их роду никогда не было карликовых ворон, а эта ворона была какая-то мелкорослая, и это выделяло её среди других ворон. По этому внешнему признаку её так и прозвали «Воронок». В лицо её никто так не называл, потому что она очень обижалась. Ей казалось, что это прозвище принижает её истинные достоинства, и поэтому, когда она слышала, что кто-то её так кличет, то сразу же приходила в такую ярость, что была готова разнести всё, что попадалось ей на пути.
Но по мере того, как молодая ворона стала подрастать, она поняла, что таким образом она только показывает всем окружающим свою слабость и своё бессилие. А если это смогла понять она, то и другие тоже это скоро почувствуют и научатся играть на её эмоциях. А она не хотела этого допустить. И тогда она стала читать книги, поэтому её считали учёной вороной. Какие книги она любила читать? А бог её знает. Только говорила она всегда очень умно — так умно, что порой никто не мог понять, о чём она говорит. Этим ворона прославилась на весь лес. Вставит в беседу какое-нибудь умное изречение, а все на неё смотрят и удивляются. Вылетит, бывало, из своего гнезда и понеслась по лесу — с соседями поболтать, да себя показать.
Вот так однажды кружила ворона над ручьём, да над озером, а тут ей навстречу старшая ворона летит:
— Здравствуй, моя дорогая, давно тебя не видела! Как твои дела? Как поживаешь? Расскажи, что у тебя новенького происходит. И отчего ты в последнее время такая задумчивая? Может, у тебя что-то случилось?
— Нет, Варвара, ничего личного. Просто меня в последнее время стали занимать мысли о различных высоких материях.
— О каких таких материях?
— О энергии мысли, например.
Старшая ворона посмотрела на Воронка ничего непонимающими глазами. Она пыталась осознать ту фразу, которую только что услышала, но ей это явно не удавалось, и она молча хлопала глазами. Воронок поймала свою собеседницу на замешательстве и горделиво расправила перья:
— Понимаешь, энергия личного материального интереса возбуждается не самым этим интересом, а стремлением обеспечить личную свободу, как внешнюю, так и внутреннюю, умственную и нравственную, а эта последняя на высшей ступени своего развития выражается в сознании общих интересов и в чувстве правильного долга действовать на пользу общую.
— То есть, ты хочешь сказать, что интерес каждого заключается в том, чтобы принести пользу всем окружающим?
— Как раз наоборот, каждый, исходя из понимания личной свободы, как внешней, так и внутренней, поступает в соответствии с пониманием окружающего, которое было у него сформировано в процессе его воспитания.
— Выходит, кого как воспитали, тот потом так и относится к окружающим.
— Это, конечно, всё правильно, но меня больше интересует энергия, которую мы затрачиваем при мыслительной деятельности — что с ней происходит.
— И что же с ней происходит?
— Ты физику изучала?
— Ну, в школе немного.
— Помнишь, там был такой закон сохранения энергии? Я думаю, что она никуда не девается, а возвращается, только как это происходит, я ещё не поняла. Вот, размышляю. Может быть, ты мне подскажешь? Ты же у нас старшая ворона.
— Ах, ну что ты такое говоришь! Ты же у нас самая умная ворона в лесу. Это все знают.
Воронок деловито расправила перья и опустила свой клюв, изображая смущение. Её небольшие глазки стыдливо прищурились, но это было всего лишь небольшое притворство, рассчитанное на поднятие собственного авторитета. А старшая ворона смотрела на неё и только диву давалась:
— Ну, надо же, какая ты у нас умная, как глубоко понимаешь суть вещей.
— Ну, что ты. Ты явно преувеличиваешь мои заслуги. Я всего лишь пытаюсь во всём разобраться. Ведь добрая идея, неправильно понятая и применённая, в своём последовательном развитии приводит к расстройству порядка, усвоившего её с таким неправильным пониманием и применением. Именно поэтому мне бы хотелось достичь полного осознания этой проблемы.
Старшая ворона слушала Воронка очень внимательно, и даже открыла клюв, но всё услышанное было для неё похоже на китайскую грамоту. Воронок почувствовала замешательство своей знакомой и сама откланялась:
— Ну что ж, старшая ворона, я вижу, что задерживаю тебя. Пожалуй, я полечу дальше. Ещё увидимся.
— Обязательно увидимся, — затрепетала перед ней старшая ворона и стала похожа на начальника, который гнёт спину перед своими подчинёнными.
Воронок улетела. Она вернулась в гнездо и уткнулась в свою любимую книгу. Что это была за книга? А бог её знает, но только после её прочтения все в лесу ещё больше убедились в учёности Воронка. А она была довольна собой, ведь сегодня ей удалось так удачно заморочить голову самой старшей вороне: «Вот какая я необыкновенно умная! Даже старшая ворона заглядывает мне в рот», — думала она, вальяжно откинувшись в своём гнезде и раскинув крылья в разные стороны. В это время  мимо её гнезда пробегала белка и остановилась, чтобы поздороваться:
— Здравствуй, ворона.
— Здравствуй, белка. Что ты хотела?
— Просто подошла поздороваться. Сегодня в лесу праздник.
— Какой? Я не знаю.
— Сегодня день добрых духов. Они отовсюду прилетят в наш лес, чтобы узнать правду о лесных жителях. Главная фея на лесной бал прибудет в последнюю очередь в сопровождении своей свиты. И последнее решающее слово будет за ней. Ей ни в коем случае нельзя лгать. Если какой-нибудь лесной житель её обманет, она может сильно рассердиться и превратить его в какое-нибудь слабое существо, чтобы другие могли наказать его за его ложь. А если её сильно  прогневать, то она может превратить в камень или в дерево. И тогда все забудут, где ты находишься, и твоё имя навсегда сотрётся из памяти лесных жителей. Поэтому королеву лесных жителей ни в коем случае обманывать нельзя.
— Сказки всё это! Все эти феи, способные заколдовать. Я, например, могу провести кого угодно, любую волшебницу, и никто ничего не заподозрит. Потому что я — самая умная. Умнее меня никого во всём лесу нет. Поняла? Я могу такую умную фразу завернуть, что ни один академик не поймёт, не то, что какая-то фея. Ха-ха-ха! Кар! — и Воронок слетела со своего гнезда и отправилась в лес, чтобы похвастать перед его жителями своей эрудицией.
А белка осталась сидеть на краю гнезда. Она посмотрела по сторонам и увидела, что прямо рядом с краем лежала книга в красивом жёстком переплёте с красивым золотым теснением. Белка наклонилась и прочитала название: «Сборник афоризмов»
«Ух, ты! Как здорово! Какая классная вещь! Интересно, где ворона его достала? Дай-ка, я прочитаю парочку, пока ворона не видит. Надеюсь, она на меня за это не очень обидится», — решила белка и взяла книгу. Она так ей увлеклась, что даже не заметила, как наступил вечер, и прилетела ворона.
— А ты что это по моему гнезду шаришь?
— Я не шарю. Я просто увидела книгу…
— Ах, книгу она увидела! Ну, так и что с того? Это ещё не значит, что её можно брать без спроса!
— Да, но это же обычная энциклопедия! Ничего особенного. Просто сборник афоризмов. Я не думала, что тебя так обидит, если я немного прочту.
— Она немного прочтёт! Да кто ты такая, чтобы быть умнее меня? Кто дал тебе на это право? Да, я, может, всю жизнь потратила на то, чтобы все стали считать меня самой умной вороной в лесу. А тут какая-то белка хочет сравниться со мной! это неслыханная наглость!
— Да, неужели весь твой ум заключается только в этой книге? Ты что, ничего другого и не читала вовсе? И это самая эрудированная птица!
— Молчать! Кто ты такая, чтобы судить меня? Ты ноль! Пустое место! Дырка от бублика — вот ты кто! Поняла? Ещё будешь тут на меня рот открывать! Да кто ты такая вообще? Ты — ничто! Ещё меня учить будешь! — и ворона накинулась на белку и стала больно её клевать.
На шум сбежались со всех сторон звери и слетелись птицы. Большие вороны подлетели к Воронку и оттащили её от белки. Воронок же продолжала сопротивляться и яростно размахивать крыльями
— Воровка! Воровка! — кричала ворона. — Да как тебя только земля носит! Да если бы я вовремя не вернулась!...
— Так, а вот с этого момента давай, пожалуйста, поподробнее, — обратилась к Воронку старшая ворона, - Что она у тебя украла?
— Слава богу, не успела. Я вовремя вернулась домой. Фамильные драгоценности, которые перешли ко мне в наследство от моей матушки. А матушка получила их от бабушки. Возвращаюсь, а она копошится в шкатулке.
От удивления и негодования белка развела лапами в разные стороны. Она застыла в немом оцепенении и никак не могла прийти в себя от такой наглости. Слова застряли у неё где-то глубоко в горле, и она не знала, что и сказать в своё оправдание, тем более, что всё сказанное Воронком, была ложь.
А Воронок воспользовалась Белкиным замешательством, расправила свои крылья и стала красоваться перед лесными жителями, стараясь всем показать, насколько сильно она могла пострадать: она раскопала своё гнездо и вытащила из самой его глубины небольшую коробочку, обтянутую красным бархатом. Воронок, аккуратно придерживая её одной лапой, ловким движением клюва открыла её. Внутри оказалось золотое кольцо с крупным камнем красного цвета.
— Вот! Я хотела его сегодня одеть на праздник дня добрых духов, а белка чуть не украла его у меня.
— Да, белка, не ожидали мы от тебя такого, — сказали в один голос все лесные жители. — Мы, конечно, всегда знали, что ты проворный зверёк, но никто даже подумать не мог, что от тебя можно ожидать чего-нибудь такого.
— Да, не брала я у неё никакого кольца! я только книгу чуть-чуть почитала.
— Какую ещё книгу?
— Сборник с афоризмами.
— Ну, это ты сочиняешь. Разве за это кто-нибудь стал бы на тебя такое наговаривать? В общем, так, белка, у тебя есть пятнадцать минут, чтобы сбегать к своим и попрощаться. А потом ты должна покинуть наш лес. С нас Сорокиных проказ достаточно — ещё ты туда же.
— Да не брала я кольца и не собиралась брать! Я про него даже ничего не знала.
— Она врёт! Она всё врёт! Не слушайте её! поверьте, что не каждый индивидуум способен интегрировать всеми тенденциями парадоксальных способностей. Далеко не каждый подозревает о наличии данных способностей. Вот, наша белка, например, до последнего дня не подозревала о том, что она воровка, а тут увидела дорогое кольцо и соблазнилась.
— Да как же это? Да разве можно быть такой лживой и лицемерной? Разве можно ломать другим жизнь только ради собственных амбиций и желания выглядеть самой умной? — белка в бессилии опустила голову и заплакала. Но это вызвало не жалость у окружающих, а только усугубило её положение.
— Замолчи! А не то я тебя опять поклюю! Слышала, что тебе звери сказали? Убирайся из этого леса! Навсегда! И больше здесь не появляйся! И не смей больше мне ничего такого говорить! Поняла? Я самая умная птица во всём лесу! Я читаю много книг и очень много всего знаю. Не то, что ты — проныра безграмотная. Так и ищешь, у кого бы что стянуть. Убирайся! Пошла вон! Вон и леса! — и Воронок полетела на белку и погнала её. Вслед за ней полетели и другие птицы, и все грозили поклевать белку, если она не покинет лес.
И белка быстро помчалась наутёк. Она даже не сбегала домой и не попрощалась с близкими. Она так быстро бежала, что деревья только и успевали мелькать у неё перед глазами. Так она бежала до тех пор, пока совсем не выбилась из сил. Белка остановилась и перевела дух, посмотрела по сторонам и увидела, что находится в такой части леса, где ей никогда раньше не доводилось бывать. В отчаянии она побрела, куда глаза глядят. А тем временем солнце уже начало садиться. «Сейчас уже скоро начнётся праздник, а меня на нём не будет. Как жаль».
— Не расстраивайся. Ты тоже обязательно на него попадёшь. Но только в том случае, если расскажешь мне правду.
— Ой, что это?
— Не бойся меня. Я добрая фея — царица фей. Все феи уже прибыли и дожидаются только меня. Итак, белочка, расскажи мне, почему ты оказалась так далеко от своего дома и почему одна? Где все твои близкие? И почему ты такая грустная? Тебя что, кто-то обидел?
— Да. Ворона. Она оклеветала меня, сказала, что я пыталась её обокрасть, и за это лесные жители выгнали меня из леса.
— И что, тебе никто даже не дал высказаться в свою защиту?
— Я попыталась, но эта ворона пользуется очень большим авторитетом, и ей все очень доверяют и всегда прислушиваются к её мнению.
— А за что она так с тобой поступила?
— За то, что я узнала о ней правду. Она же всегда перед всеми так выставляется, что она такая умная, разговаривает со всеми умными фразами, всем говорит, что читает много книг. А на самом деле, оказывается, у неё только одна книга с афоризмами и все её умные фразы оттуда. А когда она вернулась к своему гнезду и увидела, что я видела эту книгу, и заметила, что я почитала её, то объявила всем, что я пыталась её обокрасть.
Фея очень внимательно выслушала рассказ белки и дотронулась до кисточек на её ушах своей волшебной палочкой. Белка почувствовала, как у неё защипало в носу, и она стала очень часто чихать. Так она прочихала минут пять без остановки, пока не почувствовала лёгкое головокружение. Её глаза стали слезиться, и она стала очень сильно тереть их  лапками.
— Апчхи! — чихнула белка в последний раз и резко перевернулась в воздухе, сделав красивое сальто назад. — Апчхи! — и она снова перевернулась в воздухе, расправила передние лапки в разные стороны и почувствовала необычайную лёгкость во всём теле. Она посмотрела на свои лапки, затем на туловище и поразилась той метаморфозе, которая с ней произошла: белка превратилась в маленького человечка очень худенького, в тонкой изящной одежде.
— Вот теперь тебя никто не узнает. Я на всякий случай наложила на тебя печать молчания. И ты сможешь спокойно наблюдать за всем, что будет происходить вокруг, — сказала царица фей и взяла её на ладошку. - Теперь быстрей в лес, нужно как можно скорее всё исправить.

На огромной лесной поляне собрались все звери и птицы. Юные феи порхали вокруг них, ожидая появления своей царицы. И вот трава в центре поляны ярко засветилась. Этот свет стал очень быстро растекаться от центра к краям. Звери в страхе расступились, и их взору предстал яркий огненный столп в форме продолговатого бутона лилии. Этот бутон стал всё сильнее распухать и, наконец, раскрылся, и из него вышла царица фей в окружении маленьких лесных эльфов.
— Приветствую вас, лесные жители.
Все звери благоговейно поклонились царице фей и замерли в ожидании, что же она будет говорить дальше, но она не торопилась с речью. Она очень внимательно осмотрела всех присутствующих и спросила:
— Все ли пришли меня поприветствовать, или кого-то всё-таки не хватает?
— Все! — отозвались лесные жители.
— Точно, все? А, может, кого-то всё же не достаёт? Мне кажется, в прошлый раз был ещё кто-то, не могу припомнить — кто. Может быть, за время моего отсутствия кто-то покинул лес? Расскажите, что у вас здесь случилось, чтобы моё сердце было спокойно. Только, смотрите, не лгите мне. Вы знаете, какое наказанье ждёт вас за ложь.
И тут со своей ветки слетела старшая ворона. Она подлетела к царице фей и очень вежливо к ней обратилась:
— Многоуважаемая царица фей, у нас, действительно, перед самым праздником произошла непредвиденная ситуация. Ещё в первой половине дня перед самым праздником все сбежались на шум: между одной вороной и живущей по соседству белкой произошёл серьёзный  скандал. Ворона обвиняла белку в попытке украсть у неё кольцо, которое досталось ей в наследство от предков.
— А где эта ворона? Пусть подойдёт ко мне.
Воронок спустилась и приблизилась к царице фей. Она была настолько уверена в своём остроумии и знании большого числа заумных фраз, что совершенно потеряла страх. Она забыла о том, что перед ней самая могущественная фея правды, которая может в любой момент превратить её в червяка или в безжизненный камень.
— Итак, начнём всё по порядку. Это правда, что белка пыталась украсть у тебя кольцо?
— Ну, конечно, правда.
— Хорошо. А это кто-нибудь видел?
— Нет. А зачем?
— То есть, тебе все поверили на слово.
— Конечно, поверили. Я же самая умная птица во всём лесу. Это все знают.
— А, может, тебе просто не хотелось, чтобы кто-то ещё стал таким же умным, как ты?
— Это как?
— Скажи, ты кому-нибудь ещё давала почитать свой справочник с афоризмами, или про него узнала только белка, да и то случайно?
— Какой ещё справочник? Нет у меня никакого справочника. И потом…
— Ну, хорошо. Я вижу, убеждать других ты хорошо научилась. Но ты, наверное, забыла, что я главная фея правды, и меня ни в коем случае нельзя обманывать. Подойди ко мне ближе, и сейчас все узнают, говорила ты правду или нет.
Воронок важно подошла к царице фей и нахохлилась. она окинула всех зверей презирающим взглядом и важной походкой, словно военный на смене караула, прошла мимо всех, демонстративно поднимая лапы как можно выше, чтобы все могли как следует рассмотреть её кольцо. Фея только покачала головой, глядя на то, как важничает ворона. Она достала свою волшебную палочку и дотронулась ей до вороньей головы. Ворона завертелась в воздухе и стала очень быстро и очень громко чихать. Затем чихание перешло в икоту, после чего ворона сделала ещё один кувырок в воздухе, перевернулась несколько раз вокруг своей оси и — олле-гоп!
— Вот такая ты есть на самом деле, — сказала волшебница. И все звери ахнули от удивления — перед ними была уже не ворона, а маленький, чахлый воробей. Но ворона ещё не видела, в кого её превратили. Она важно нахохлилась и стала важно расправлять свои перья.
— Вы только посмотрите на этого важного воробья! — затрещала сорока, и все остальные птицы защебетали и стали колыхаться на своих ветках от смеха.
— Да как вы смеете! Я ворона! Я самая умная птица во всём лесу. А вы… вы… вы за жизнь ни одной книги не видели.
— Советую тебе помолчать до тех пор, пока не посмотришь правде в глаза.
— Какой правде? Я не хочу знать никакой правды! Тут все просто сошли с ума! С какой стати все стали обзывать меня воробьём?
Фея ничего не стала объяснять заколдованной вороне, а только попросила ворону слетать к озеру и посмотреть на себя в отраженье его воды.
— Кто-нибудь, полетели со мной. Старшая ворона, я прошу тебя. Ты единственная, кому я могу доверять.
— Ну, хорошо. Но только из исключительного уважения к твоим прошлым заслугам.
— И они полетели к озеру. Через минуту оттуда послышался возмущённый крик, а затем громкое воробьиное чириканье.
— Х-а-а-а-х! Это? Это…нет… вода заколдована! Старшая ворона, ты тоже это видишь?
— Да, к сожалению.
— Это, что же — я воробей? Нет! Чик-чирик! Нет! Это не я! Этого, чик-чирик, быть не может! Да как же это? Да, чирик, что же это? Да как же?
— Прекрати чирикать, глупый воробей! — прикрикнула на него старшая ворона и больно клюнула Воронка.
— Ай! Чир-что ты?
— Я сказала, прекрати чирикать! Терпеть не могу воробьёв! Глупые, пустые птицы!
— Да я… я же самая умная.
— Что? Да как ты смеешь, воробей?
— Да я… я…
Но старшая ворона не хотела ничего слушать — она рассердилась и погнала заносчивого воробья в лес на большую поляну.
— Ну что, теперь ты понимаешь, что обманывать других нехорошо и что за любую ложь в этой жизни нужно платить?
Воробей хотел что-то возразить в своё оправдание, но вместо этого раздалось только громкое чириканье.
— Что он говорит? — спрашивали друг друга воробьи, находившиеся неподалёку, и переглядывались между собой. — А кто его знает. Тарабарщину какую-то. У нас и слов-то таких нет. Да ну его. Полетели лучше к своим, а он пусть перед кем-нибудь другим умничает.
— Вот видишь, твои заумные фразы никто не понимает, и поэтому с тобой никто не хочет разговаривать.
— Но почему? Ведь раньше меня все слушали и считали самой умной птицей во всём лесу. А почему теперь никто не слушает?
— Потому что всем это надоело. Все поняли, что ты из себя представляешь. А теперь попробуй пожить в лесу в мире и согласии со всеми его жителями и больше никогда никого не обижай.
— Но я никого не обижала.
— А белка. Зачем ты оклеветала её?
— Но я не…
— Не говори ни слова, иначе я превращу тебя в камень, — и фея достала из кармана маленького человечка. Она подула ему в лицо, он снова несколько раз чихнул и превратился в белку.
— Узнаёшь свою соседку?
— Но как?
— Теперь справедливость восторжествовала. Я возвращаю белку в лес. А ты три года поживёшь воробьём. Пусть все полюбуются, чего ты стоишь без своей книги. Я её забираю на совсем. А через три года я посмотрю, какой ты станешь. Если ты исправишься, то я верну тебе твой прежний облик и сделаю так, что лесные жители больше никогда не будут смеяться над твоим внешним обликом. А если ты не изменишься и будешь продолжать врать, то я превращу тебя в камень. Ты всё поняла?
— Да.
— Тогда лети.
И воробей полетел догонять своих:
— Подождите, подождите, возьмите меня с собой. Я больше так не буду.
Воробьи приняли нового воробья в свою стаю и улетели к себе.
Так лесные жители узнали великую силу лесной феи Правды.


Рецензии