Баллада о царе и цыганке

Царь богатой и сильной державой владел,
Безраздельно он правил, и жил как хотел,

Пол Вселенной сжимая железной рукой.
Только вдруг потерял он и сон, и покой.

Видел солнце огромное в снах он своих,
Что сияло сильнее динар золотых.

Во все стороны стрелы неслись от него,
На пути на своем не щадя ничего.

Только тьма подкралась тут густой пеленой
И закрыла могучее солнце собой.

Царь не думал о сне изо всех своих сил.
Трижды сон повторился. То Бог говорил.

И призвали к царю колдунов, шептунов,
Мудрецов, дураков, толкователей снов.

- Кто сумеет мой сон за три дня разгадать -
Все тому обещаю в награду отдать!

Призадумались мудрые люди царя,
Только тщетны усилья их были, все зря.

Уж мудрили, крутили и этак, и так,
Но споткнулись на том и мудрец, и дурак.

Молвил старый мудрец: не дано нам узнать.
Царь, вели за цыганской ведуньей послать!

Слуги царские тот час же в табор пошли,
И кибитку старухи-ведуньи нашли.

Но сказала цыганка: нет, я уж стара,
Мне давно ходу нет за пределы шатра.

Помолчала немного. - Есть дочь у меня!
У реки поищите, купает коня.

Все, что знала, сумела я ей передать,
Пусть поможет царю его сон разгадать.

Во дворец молодую цыганку ввели,
Мудрецы расступились, к дверями отошли.

Рассказали ей сон, и просили помочь.
Улыбнулась халдеям ведуньина дочь,

А потом, не смутясь, отвечала царю:
- Что же, слушай! Я правду тебе подарю.

Грозен, царь, ты. Остры и твои топоры,
Меч и сабля, кинжалы, секиры - остры!

Царь, рожден ты на свет настоящим вождем.
Но, как всякий под небом, ты смертным рожден.

Это солнце, и стрелы, и тьмы круговерть -
Это ты, твоя власть, твоя сила, и - смерть…

И умолкла. И старцы седые молчат.
Царь промолвил тогда - голос глухо звучал -

Что ж, ты слово сдержала, я тоже сдержу.
Говори, что ты хочешь? Отдать прикажу!

Славы? Золота? Вместо кибитки - дворец?
Или знатного мужа? Скажи, наконец!

Улыбнулась цыганка: спасибо тебе,
Только я ведь за все благодарна судьбе.

Не прогневайся, царь, честь тебе и хвала,
Золотая же клетка - не дом для орла:

Злато тянет к земле и мешает летать,
И женою придворного мне не бывать:

Много в таборе нашем цыган молодых,
И в мужья я возьму лишь кого-то из них.

Я - цыганка! Мне небо и ветер друзья!
Царь, оставь. Не нужна мне награда твоя.

И ушла налегке за кибиткой своей,
От даров отказавшись, к чему они ей?

Молодая цыганка, свободой горда,
Уходила от царских ворот навсегда.


Рецензии