Неспица. Столетние фото

У моих бабушки с дедушкой было очень много старых фото. Дедушка увлекался фотографией и за почти пятьдесят лет их брака собралось очень много семейных снимков. Часть из них была вставлена и вклеена в старые фотоальбомы с картонными страницами, а часть лежала в двух тряпичных мешках на завязках. Не в таких, в которых хранили картошку, а размером примерно как мешок для  школьной сменки. Когда я был маленьким, я очень любил перебирать эти фото. Там были все родственники кого я знал такими молодыми, что мне было тяжело поверить в реальность этого. Мама, дяди и тёти, сами дедушка с бабушкой и их родители, которых я не застал. Я любил смотреть на эти снимки и представлять, как они тогда жили.

Вот эта девочка лет десяти с косичками в майке и трусиках на берегу речки, она вырастет и станет потом моей мамой, но пока она ест арбуз, жмурится от солнца и явно сейчас побежит в воду вместе с младшими братьями, которые на заднем фоне заняты тем же. В какие игры вы играли в тот солнечный день?

А это бабушка у своих родителей дома в платье, длинных бусах и с улыбкой, которой позавидовали бы даже голливудские звёзды. Ей здесь лет двадцать пять от силы. И глядя на неё я вижу, почему дедушка случайно оказавшись в Иркутске на пару дней и встретив её, не смог уехать из города. Интересно, что ты делала после того, как дедушка тебя сфотографировал?

А вот и сам дедушка. В плаще и в шляпе. Стоит в парке и смотрит вдаль. Ох, не даром его принимали за иностранца. Уж слишком импозантен и красив. О чём он задумался?

А вот категория фото, которые всегда вызывали у меня некоторую оторопь и непонимание, а от того и притягивали больше остальных. Фото похорон. Среди живых на заднем плане несколько знакомых печальных лиц и чужой не знакомый покойник на переднем. Я в тот момент сам ещё не был ни на одних похоронах и представлял, как это происходит только по кино. Позже, побывав на похоронах, я наглухо утратил интерес к этим фотографиям.

Но среди тех фото, что были в мешках попадались не только фото родственников, которых я знал. Там были фото, которых, казалось, там и быть-то не должно. Они должны быть где-то в музее на стене в рамке или под стеклом витрины с описанием жизни этих людей или рядом с их письмами и рукописями. Им и тогда было много, а сейчас и подавно уже за сотню лет. Они были сделаны на другой бумаге и сильно выделялись цветом в остальной массе фотографий. А ещё сильно выделялись самими людьми. Люди на них специально позировали фотографу. Кто-то сидел, кто-то стоял. Мужчины часто были в форме, женщины в строгих платьях в пол, дети же были серьёзны под стать взрослым. Наверное, ещё и поэтому эти фото казались музейными - они не выглядели, как фото обычных живых людей, а скорее напоминали фотографии каких-то известных личностей прошлого из учебников. Таких фото было около десятка. Многих людей с этих фото не помнили уже даже бабушка с дедушкой. На нескольких из них с обратной стороны сохранились надписи, но и они не всегда проливали свет на личности запечатлённых людей.

Уже нет в живых почти никого из этих альбомов и мешков. Мои бабушка, дедушка, мама и даже брат остались лишь в моей памяти и на этих фото. А те безымянные люди со столетних фотографий? Вас кто-то помнит? Кому-то есть дело до того чем вы жили? Кого любили? За что умирали? Кто помнит, что вы были вообще?

В двадцать первом веке у большинства современных людей есть серьезный цифровой след. Наши фото, увлечения, интересы, заказы, работа - всё это есть в сети. На любого из нас можно собрать не хилое досье. Но кому это будет нужно через сто лет? И в итоге твой ВК или Инстаграм ничем не будет отличаться от пожелтевшей фотки в дальнем ящике комода потомка, который даже никогда не слышал твоего имени...


Рецензии