Парадокс ладони

(Брахман - надличностный индифферентный абсолют. Душа мира, первооснова всех вещей и феноменов.
Адвайта веданта - философская система. Основной тезис: "Брахман реален, мир нереален. Индивидуальная душа и Брахман - одно и тоже")

Приближалось блаженство прохлады, которую обещала наступающая ночь. Солнце  скрылось за горизонтом. С океана потянуло влагой и свежестью. После изнуряющей дневной жары, тело, уставшее с ней бороться, требовало покоя и расслабления. Гуру Шридхар уселся в плетеное кресло под мандариновым деревом.  Он смотрел на дорожку усыпанную мелким гравием, словно ожидая кого-то.

И верно, скоро по гравию зашуршали шаги ученика по имени Санджит. Шридхар оперевшись на подлокотники, встал, а Санджит, подойдя к учителю, почтительно поклонился.

- Гурудев, - начал Санджит, - милостиво прошу вас принять меня, и разрешить мои затруднения, возникшие при размышлении над священными текстами.

- Конечно, мой мальчик, присаживайся, - указал гуру Шридхар на кресло напротив своего.

Вскоре появилась Латика, дочь гуру Шридхара. Она принесла отцу и его гостю заваренный в молоке, щедро приправленный специями чай. Поставив чашки на небольшой столик, Латика удалилась, поскольку не пристало девушке присутствовать при мужском разговоре.

Дождавшись, когда Латика скроется за кустами туласи, гуру Шридхар спросил:

- Так что же тебе непонятно, Санджит?

Санджит прокашлялся.

- Учитель, в писаниях сказано, что если существует мир, то существует Брахман, а если существует Брахман, то существует мир. Что мир – это Брахман, а Брахман – это мир. Мне непонятно, как одно - может быть в то же самое время другим? Ведь эта чашка всего лишь чашка, стол всего лишь стол, а мандариновое дерево, под которым мы сидим, всего лишь мандариновое дерево. Если вы может растолковать мне, недостойному, эти слова, я буду вам очень признателен.

Гуру Шридхар улыбнулся ученику, так, как улыбается отец детским вопросам своего сына.

- Санджит, этот вопрос очень глубок! Даже мудрецам трудно понять, как единое в то же самое время может быть множеством, но я попробую тебе помочь.

Шридхар показал Санджиту свою ладонь.

- Ответь мне, Санджит, что сейчас перед тобой?

- Ваша ладонь, учитель! Что же еще! – уверенно ответил ученик.

Шридхар сжал ладонь в кулак.

- А сейчас, что перед тобой?

- Это кулак, учитель, - менее уверенно ответил Санджит.

Шридхар разжал кулак.

- А сейчас, что это?

- Это снова ладонь, учитель, - задумчиво повторил Санджит.

- Так что же перед тобой, Санджит, ладонь или кулак?

- Я в замешательстве, гурудев! – почесал затылок Санджит.

- Санджит, как единое всегда содержит в себе множество, так и ладонь всегда содержит в себе кулаковость. Как для множества основой является единое, так и для кулака основой является ладонь. Ладонность всегда содержится в кулаковости, кулаковость всегда содержится в ладонности. Единое всегда содержится во множестве, множество всегда находится в едином. Поэтому в писаниях сказано, если существует мир – значит, существует Брахман, а если существует Брахман – значит, существует мир! И заметь, Санджит, это происходит в одно и то же время! Помог ли я тебе хоть чуточку приблизиться к осознанию этой истины?

Санджит посмотрел на свою ладонь, затем, он сжал ее в кулак, затем снова разжал и снова сжал. После этих манипуляций он подняв глаза на гуру Шридхара, ответил:

- Определенно, учитель, теперь мне стали яснее слова мудрецов!

- Вот и славно! – кивнул гуру Шридхар. – Скажи, Санджит, ты уже поужинал?

- Нет, гурудев. Я сегодня ничего не ел, так как вопрос, который я задал вам, беспокоил мой ум с самого утра! Я поклялся, что не приму пищи пока не проясню это.

- Надеюсь, что теперь, ты можешь отменить свою клятву, так как нам удалось, настолько насколько это возможно для индивидуальной души, пролить свет на природу  реальности?

- Да, учитель, теперь я могу отменить свое решение, - ответил Санджит.

- Тогда идем в дом. Я думаю, что Латика уже приготовила ужин.

Гуру Шридхар поднялся, следом за ним поднялся Санджит.


Рецензии