Поговори со мной

 На самом это вступление к книге "Поговори со мной".
Книгу напечатаю целиком, правда по порядку, рассказами.
Если Вы любитель животных - то вам сюда!


  записки бывшего ветеринара
          
   Зоопарк существует для того, чтоб сохранить и размножить редкие и исчезающие виды животных...
(из положений о назначении зоопарков)




 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

   Когда-то я действительно был ветеринаром.
 Ну может и не на столько долго.
 Но вполне достаточно для того,  чтобы полюбить это ремесло.
 Между обычным и ветеринарным врачом имеется одно весьма существенное различие.
Обычному человеческому доктору его пациент может довольно много рассказать о том,
что его беспокоит. А вот ветеринару приходится, что называется, читать по глазам.
Со временем появляется привычка в этих глазах что-то видеть. Привычка видеть неизбежно влечет за собой способность расширения внимания. Расширение внимания, в свою очередь, приводит к пониманию. Расширение внимания постепенно подводит тебя к той грани, за которой  заканчивается твоё собственное сознание и начинается осознание окружающего тебя мира. В конце концов граница тебя самого и окружающего тебя мира незаметно исчезает, и ты вдруг,  начинаешь ощущать себя продолжением всего сущего...
  Происходит это далеко не сразу. Если получится, я попробую рассказать как это произошло со мной, хотя разговор будет вроде как совсем о другом.
  Эти записки, о взаимоотношениях между животными и человеком. О том как мы их видим и в то же время упорно продолжаем не замечать. О том как они, иногда, нам пытаются что-то обьяснить, а мы их далеко не  всегда понимаем. Но какой то диалог между нами и ними всегда происходит.
 А главная причина нашего непонимания как раз в том ментальном разделении, которым мы себя отделили от окружающего нас мира живых существ. Вот это - мы, а то - они. Мы иногда включаем окружающий нас мир живых существ в наш мир. Но это происходит практически только тогда, когда некая конкретная кошечка или собачка является непосредственной нашей собственностью. С ними нам иногда довольно быстро удаётся наладить контакт и взаимопонимание. Но, тоже не всегда.
  Как начинаются наши отношения с нашими домашними животными? Почему мы только их хорошо понимаем, а весь остальной живой мир остается закрытым?
  Происходит всё само собой и незаметно. Как правило,  мало кто серьёзно относится к воспитанию наших домашних животных. Не люблю слово дрессировка. Хотя без дрессировки некоторые собаки могут очень быстро превратить ваш дом в сплошной кошмар. А с другой стороны для многих, особенно беспородных собак или пришлых кошек дрессировку заменяет  наша любовь и правильное отношение.  Дрессировка - это отдельный разговор. Хотя повторение одних и тех же схем действий изо дня в день - это уже и есть дрессировка. НО мы сейчас о понимании.
  Вроде совсем недавно вы завели, наконец, своего Тузика. Воспитывать Тузика было не досуг. Но окружен он был заботой и вниманием. Через какое-то время вы начинаете с радостью замечать, что он вас понимает! И для этого иногда даже вовсе не нужны слова.
  Вы только собираетесь на прогулку, и ещё не успели ничего сказать, а ваш любимый Тузик уже хлопает по двери хвостом:
 - Папа! Ну, мы же гулять, Да?! И здесь нет никакого разделения. Ведь он член семьи.
  А вот мы пришли, скажем, в зверинец.
  Слово зверинец, на мой взгляд, больше подходит к тому заведению которое у нас принято называть зоопарком. Там, тыкая пальцем в клетку с орангутангом мы восторженно замечаем:
 -Ой! Как же они на нас похожи!
 И хотя по своей природе орангутанги к нам гораздо ближе чем наш Тузик, Последний нам конечно роднее. Вот и началось разделение - мы и они. Собака дома это мы. А те кто  в клетке, или просто на улице - они. Нам очень не захочется видеть своего Тузика на их месте.
  Почему?
  Эти записки не просто о взаимоотношениях человека и животного, но и о взаимопонимании тех и других. О взаимопонимании, которое,  часто несправедливо остается без внимания.
  Даже самые необычные, на первый взгляд вещи или явления с которыми мы, в принципе, хорошо знакомы, со временем становятся для нас привычными и понятными. Тоже, с чем мы встречаемся впервые, чего мы не знаем, или не умеем этим пользоваться, поначалу нам кажется необычным и иногда просто загадочным.
  И вот, в общении человека и животного, и животного с животным -самое необычное и удивительное и загадочное - это как раз понимание. Нам и друг друга  не всегда просто научиться понимать, а тут какие-то зверушки. И тем не менее весь животный мир так плотно взаимосвязан, что язык его может быть доступен всем его участникам. Дикое животное, и вдруг общается с другим, и даже совсем непохожем на него самого.
  Вот очень постой пример.
  Бегемот и маленькая птичка, похожая на скворца, ткачик называется. И вроде чтобы их могло объединять? Просто живут рядом. И не просто друг другу не мешают, но даже помогают! Открывает бегемот свою огромную пасть и как бы ждёт чего-то. А ткачик  сразу юрк, и туда! По зубам ему прыгает и что-то там между зубов выковыривает. Бегемот-же это не только терпит, а кажется даже от этого имеет некоторое удовольствие. И пока птичка там, во рту - бегемот рот не закрывает! Казалось бы, чего ему стоит - щелк! И готово! Тоже мне "питиса". Подумаешь, одну нечаянно придавил. Другая прилетит. Ан нет. Это я так думаю. Бегемот думает по-другому. Мало того, даже когда там у него во рту и   не птичка вовсе, а добыча покрупнее - голова дрессировщика - не закроет! Он за миллионы лет эволюции приобрёл очень важное понимание. Если к нему в рот кто-то добровольно пожаловал, то только для того чтоб навести там порядок. И ему это очень нравится.  Они оба, и бегемот, и дрессировщик об этом хорошо знают. А не знают только зрители, и у них дух захватывает. На это собственно и рассчитано. Конечно, даже мало-мальски эрудированный читатель вспомнит про рефлекс. А я и даже спорить не буду. Конечно же рефлекс. Но где-то в поведении животного есть некая грань, за которой заканчивается рефлекс и начинается то, что у нас принято называть пониманием. И конечно-же!- Понимание в данной ситуации это просто рефлекс, так как в основе понимания лежит мысль, а иногда даже и неоформленная мыслеформа. Как утверждал один из отцов физиологии Иван Михайлович Сеченов -"Сама мысль  - всего лишь сложный рефлекс..."
   Но, проработав Почти 10 лет  с животными, я бы не стал упрощать всё до рефлексов. С лёгкой подачи Рене Декарта, который собственно и ввёл понятие рефлекса, живое существо долгое время представлялось как биологическая матрица с набором разных программ, полученных по наследству. А всем известный Иван Петрович добавил к слову рефлекс, слово - условный, что в свою очередь обозначает, что существует не только безусловный (то-бишь -врожденный), но и условный рефлекс, который формируется уже при жизни, под воздействием  внешних факторов. И я, можно сказать, захолустный ветеринар, здесь буду просто нагло утверждать, что есть еще один внутренний фактор, и он совсем не врождённый. А он суть, фактор формирующийся под воздействием внутренней среды живого существа. Фактор, который расширяет границы внутреннего ментального пространства настолько, что мозг оставаясь зеркалом мира внешнего, становится генератором  и передатчиком потока сознания из своей собственной глубины в окружающее пространство. У людей это называют интеллект.
   Говоря проще - на вопрос: Думают ли животные? -у меня всегда готов ответ,    -Так думают, что нам и не снилось! А общественные животные и даже насекомые, не просто думают, но принимают сложные решения, которые становятся руководством к совместному действию. Это уже общественный интеллект. Как  это получается у насекомых на уровне нервных ганглиев - загадка. Просто мы с ними живем  в разных системах координат. И общение с ними затруднено из-за НАШЕГО С ВАМИ НЕПОНИМАНИЯ.
   Попробуем немножко продолжить про рефлекс. Собственно, что это такое на самом деле, если посмотреть на это проще?
  Вот пример. Из своего опыта.
  Вы суёте алюминиевую шпильку для волос прямо в розетку. ( вы еще настолько невинны, что не знаете, что после этого бывает). В следующую секунду вы получаете хорошую порцию адреналина и в подарок - новый рефлекс. Дальше, всю оставшуюся жизнь вы продолжаете использовать электричество в мирных целях, но каждый раз проходя со шпилькой мимо розетки вы вспоминаете  - О-О-О! ЭЛЕКТРИЧЕСТВО! Если вам уже исполнилось 18 лет, и вы до сих пор не проделали этот эксперимент - очень рекомендую попробовать! Я это проделал в 12 лет. Правда шпильки у меня  не было, и я это осуществил обычными ножницами. Ножницы не рекомендую! Лучше шпилька.  И еще маленький совет. Шпильку необходимо совать непременно правой рукой, так как если  это зделаеть левой, то может ненадолго остановиться сердце, что впрочем на качество рефлекса почти не повлияет. Неприятно будет только в первую секунду, но после этого сразу себя почувствуешь очень бодро! Но главное! Это как раз то, что в-дальнейшем  предостережет от более необдуманных поступков, скажем таких как собственноручный ремонт электрощитка на вашей лестничной площадке.  Я это тоже пробовал!  Ага! - Заметите вы, первый рефлекс то у тебя оказался нестойкий. И будете совершенно правы, потому как стойкий рефлекс, конечно,  требует повторения. На щиток я полез  в ясном уме и здравом рассудке - просто устал вызывать электрика. Правда на этот раз я себя обезопасил резиновым ковриком из ванной. По крайней мере я так думал, что обезопасил.  Должен заметить, что вновь приобретенный рефлекс, не подлежит никаким сравнениям. Он настолько стойкий, что однажды я с большим риском отказался справить малую нужду возле электрощитка, единственном безлюдном месте в одном из душанбинских микрорайонов. Последнее настоятельно никому не рекомендую, кроме электриков профессионалов 7-го разряда. И если в первый раз я оставил бабушку без ножниц, то в случае с электорщитком остался без отвертки.  Сам не пострадал – но сознание крепко прояснилось. Зато, наконец, очень быстро приехали электрики, так как света не стало во всем доме!
А ручку от отвертки, которой я пытался выковырнуть запавший в патрон предохранитель я еще потом долго хранил.
  Теперь о животных. Аналогичный случай. 
  Рефлексы, как мы уже знаем, образуются с положительным и отрицательным подкреплением. Вот парочка примеров.
Как-то у меня в мастерской,  завелся пришлый серый  крыс. Кстати сказать, в мире животных, это пожалуй самые отъявленные экстремалы. Иногда кажется что опасность и разные неудобства им  доставляют  только удовольствие. Но мы не об этом.   Короче, мы с этим крысом друг к другу как-то очень быстро привыкли. Дело дошло до того что я его даже начал кормить, при этом преследуя весьма корыстную цель. Я хотел его так раскормить, чтоб он не смог забираться на обеденный стол. Рожа у него была наглая и противная,  за что он в скором времени получил кличку Хмырь. Конечно, ночью он был в мастерской полный хозяин, а днем он недовольно убирался в подпол. Но к обеду он непременно являлся за своей порцией, которую получал почти из рук.   Полным доверием, тем не менее, - ко мне  - он совершенно не располагал, впрочем, как и я к нему. В один из таких обеденных перерывов решил он полакомиться полихлорвиниловой изоляцией проводов, которые конечно же! были под напряжением! Какое-то время он их с аппетитом нюхал. Похоже этот запах ему очень понравился, а потом смело запустил в провода свои зубы. Чем-то крыс очень привлекает запах полихлорвинила, а может и вкус, говорят, что на кораблях от крыс - это первое бедствие.
  Я с большим интересом наблюдал, что будет дальше. Нет, я не просто безучастно наблюдал как Хмырь лакомится проводами. Как мог,  отговаривал  его это делать. Но он, обычно такой послушный, на этот раз мне не поверил.  И я его прекрасно понимал - ведь ему нужен его собственный опыт. Потому и не мешал.   Дальше всё произошло очень быстро. Правда я не помню - толи сначала щелкнул рубильник предохранителя, а потом, взлетев в воздух, заорал Хмырь, толи сначала заорал Хмырь, а потом был предохранитель. Свет погас как раз в тот момент, когда Хмырь  был в левитации.
  Когда я наладил свет, Хмыря в мастерской уже не-было. На следующий день он не явился к обеду. Болеет. Подумал я.   Но он не пришел и через день. Не явился  и ни на третий день. Я уже даже начал, было волноваться. Во первых, я уже к нему даже  привык, а во вторых, и это, почестному, главное - я очень не люблю запах дохлых крыс – ведь из подвала ему, похоже, деваться  некуда. Но запаха пока не ощущалось.
  На четвертый день - явился! Кокой-то свеженький, даже несколько помолодевший.  Уверенной походкой он сразу направился к проводам. Подошел к тому-же месту, где его долбануло. Смотрит. Нюхает. Долго нюхает. А там намотана изолента. Новая, толстая, вкусная! Вот, думаю, сейчас я этот цирк еще раз смотреть буду. Со всех сторон нюхает.  Видно что вкусно. Но в рот не берет!
  Не просто рефлекс, а очень стойкий рефлекс! Не думаю чтобы он ещё  хотя-бы раз в своей жизни попробовал кушать провода.
 Но это я специально привел очень простой пример образования очень простого рефлекса. Можно сказать классического, по Павлову. С отрицательным подкреплением.
  Но вот совсем другой пример.
  Вы еще только собираетесь на прогулку, а ваш любимый Тузик уже тащит вам ботинки. Тут и собаке всё понятно - как же вы на улицу босиком пойдете! А пока на вас ботинок нет - нет и прогулки. Вот вам пример рефлекса с положительным подкреплением. Я тебе тапочки – ты мне удовольствие. Пока все просто и понятно. Но вот вы пришли домой. А ваш Тузик несет вам тапочки. Рефлекс? Ну, в принципе тоже рефлекс. Правда с ботинками дело понятнее, там псу светит прямая выгода - прогулка. Ну а какая ему польза от ваших тапочек? Ну, похвалите. Ну, любит. А теперь вдумайтесь. Он любит ласковое слово! Он его понимает! Он его понимает в своей системе координат, и поэтому в принципе, здесь мотивация тоже ясная - положительное подкрепление.
  Но вот вы и погуляли и поужинали, и вроде как спать собрались. Но вдруг - поздний гость! Просто старый, добрый приятель, шел мимо, решил заглянуть. Вы рады, приглашаете гостя зайти. Гость снимает ботинки, проходит в комнату, располагается в кресле, и минут 10 вы непринужденно болтаете. Но время позднее и вы не то чтобы позёвываете, но подумываете, что пора бы уже и на боковую.
Вслух вы конечно стараетесь это никак не выражать.
  Тузик ваш сидит рядом, и тоже, не то чтобы волнуется, но как то немножко неспокоен. Немного побродив из угла в угол, он, вдруг, уходит в коридор и оттуда, радостно повиливая хвостом, появляется с ботинком вашего приятеля. Вам почти всегда приносит два. Уважает. А вот вашему приятелю просто делает наглый намёк. Вы с приятелем дружно смеетесь. Он потихоньку собирается и уходит. А вы бегом к жене и начинаете ей рассказывать какой Тузик у вас умный. Ну всё понимает! Конечно вы его немножко дрессировали, но уверяю вас не настолько, чтоб он таскал ботинки вашим засидевшимся гостям. К этому вы его не готовили.
  Это уже далеко не просто рефлекс. Это уже совсем не простая система взаимоотношений человека и животного. И хотя в её основе конечно лежит рефлекс, но это уже другой уровень, который я бы назвал пониманием момента, и не только на основании накопленного опыта, но понимания спонтанного. В повседневном общении с животными вдруг начинаешь замечать что иногда они просто, грубо говоря,  именно секут момент.
  Случайность? Нет, далеко  не случайность.
  Да, рефлекс это память. Память это путь к общению. А общение это понимание. Там где есть  спонтанное понимание момента общения - простыми рефлексами всё объяснить не получается. Значит есть что-то еще. Вот об этом я и попробую рассказать.
  В общении человека и животного много крайностей. Одна крайность сажать их в клетку. Другая крайность - это любимая овчарка за обеденным столом вместе с хозяином.   Первая крайность приводит к вырождению животного не только как биологического вида, но и к полному уничтожению его эволюционной психофизической и поведенческой матрицы.   Вторая крайность приводит  к берберовщине. (Берберовы - известная в советское время семья дрессировщиков, которая содержала львов в домашних условиях.) Не трудно догадаться,  чем это закончилось - лев, однажды, кого-то из них съел.
 Если вы думаете, что кошка, которая живет вашем доме, ручная, то это тоже заблуждение. Да, она уже давно не дикая, она домашняя, но ни как не ручная. И дом, в котором вы живете, она считает своей  территорией. А вас она любит, но до определенной границы. Либо просто терпит. Но и в том и другом случае она очень умело пользуется вашей системой координат.
  У собак все по другому. Но об этом как-нибудь в другой раз.
   Это я к чему?
  Я за понимание между человеком и животным, и не более того.
  Когда вы пойдете в следующий раз в зоопарк, а вы обязательно пойдете!, просто попробуйте посмотреть на тех кто в клетках, немного по-другому. Там за оградой тоже живые существа. Они так же как и мы - видят, слышат, и обоняют (иногда, кстати, гораздо лучше нашего). Они чувствуют! Они любят и ненавидят! Они бывают равнодушными, а могут и сильно привязаться. Они любят поспать и покушать. Они могут хитрить и обманывать. Они могут ставить перед фактом. Они бывают трусливы и бесстрашны. Они могут адекватно! общаться с нами, а могут делать вид, что нас не замечают. Они могут играть! Они могут радоваться и печалиться...
   Конечно не надо их очеловечивать. Нет. Просто посмотрите на них по-другому.
Да, они не пишут книжки и не создают космических кораблей. Но это совсем не причина для того, чтобы к ним относиться так, как это делаем мы...
    Мы конечно сильно отличаемся друг от друга. Но мы и они - суть единая
 живая материя, вовлеченная в единый-же эволюционный процесс, где одни формы жизни постепенно переходят в другие, являясь  бесконечным продолжением самих себя. Если каждый из нас об этом, как-то раз, серьёзно задумается, может мы все, наконец, научимся понимать окружающий нас мир  совсем иначе. Понимать не только любимую Жучку, дрыхнущую без задних ног под нашим одеялом, но и собаку путешествующую в вагоне московской подземки, и льва который не хочет сидеть в клетке, и птицу, которой нужно всего-то - два крыла. Понимать не только Мурзика, сидящего на подоконнике и азартно щелкивающего  зубами, поглядывая на воробья нахохлившегося на морозе - там за окном, но и самого воробья. И тигра, стоящего на задних лапах перед дрессировщиком (встретился бы ему тот дрессировщик в тайге) , и коров, которых грузовик везёт на мясокомбинат, и уток зимующих в невской полынье под Дворцовым мостом, и бабочку которая заблудившись, нечаянно залетела к вам в форточку...
  Когда, наконец, произойдет это чудо, и мы начнем  понимать окружающий нас мир.
  Кто знает?


Рецензии