Евреи - взгляд со стороны. Имена

3. Распространённые имена.
   За свою историю  евреи настолько распространились по всему миру, что определить какие имена являются наиболее популярными практически невозможно, так как в разных странах имена разные.  Я могу использовать в основном имена русскоязычных евреев. Однако мы выберем из них только те, что имеют корни в историческом мифе и  их значение определяется именно этим.    Далее я взял в интернете список самых распространённых мужских и женских имён.
    Самые известные мужские еврейские имена: Абрам(Авраам), Сруль (Александр), Давид, Мойша (Моисей), Лёва(Лейба), Хайм, Ешуа(Иисус), Шломо (Соломон), Ариэль, Аарон, Нёма (Наум), Исаак(Ицхак), Исав, Иосиф, Натан, Пинхас, Самуил (Шмуэль), Иаков (Яков),Беня (Беньямин), Йоханан.
      Самые известные женские еврейские имена: Мария, Сара. Роза, Циля, Голда, Эсфиль, Рахиль, Руфь (Рут), Ревекка, Фейга, Сура, Берта, Бронислава, Лея, Лия, Бейла, Ноеминь (Наоми), Фрида, Адина, Варда.
   Таких списков довольно много и они различаются. Поэтому мы выберем из них некоторые по уже озвученному принципу. Кроме того отобрать самые популярные или характерные имена помогут рассмотренные выше анекдоты.
Ведь в анекдотах по самой их сути употребляются имена наиболее характерные, ставшие практически нарицательными. Кроме имён там встречаются и характерные фамилии   и отчества. Приводим их ниже.
     Изя, Абрам, Сара. Мойша, Рабинович, Маркович. Моня, Сима, Софа,, Яша, Шлёма, Роза, Сёма, Наум, Арон, Аркадий, Самуил, Фима, Марк, Лев, Циля, Давид, Додик, Мендель, Фира, Зяма, Песя, Римма, Бэла, Рива, Беня, Хая.
    Следующим шагом мы выберем имена, встречающиеся в обоих списках, и расскажем о тех, кто прославил эти имена.
    Общий список: Исаак (Ицхак, Изя, Айзек), Абрам(Авраам), Сара(Сарра), Иаков (Яша, Якуб), Мойша (Моисей), Шломо (Шлёма,Соломон), Наум, Арон, Самуил, Лев, Циля, Давид, Фира(Эсфирь, Эсфиль), Бэла(Бейла), Беня(Вениамин, Беньямин), Ревека (Рива)
    Фамилия Рабинович, ставшая нарицательной, происходит от слова раввин, то есть священнослужитель, что в очередной раз подчёркивает значение религии в еврейской среде.
       Абрам и Сара.
    Муж и жена, прародители еврейского народа, приходились друг другу братом и сестрой по отцу (гл. 20 книги Бытие). Абрам заключил договор с сущностью, которую в дальнейшем мы будем называть еврейским богом.  Обрезание, которое производится еврейским мальчиком, является своеобразным знаком, клеймом, которое свидетельствует о посвящении его еврейскому богу и приверженности этому договору. Однако обрезание делают не только евреи, но и мусульмане. Это объясняется тем, что первый сын Абрама Исмаил от служанки Агарь, давший начало агарянам или исмаилитам, являвшихся предками арабов, тоже был обрезан.
       Сара является второй женщиной, упомянутой в Библии по имени после Евы. Сара была такой красивой, что Абрам постоянно боялся, что его убьют, чтобы отобрать жену. Поэтому он говорил всем, что это его сестра. И когда фараон забрал её себе, то Абрам был вполне доволен, что его самого не тронули. Однако еврейский бог наказал царя (фараона) и тот вернул Сару. При этом называть Абрама совершенным трусом не поворачивается язык. Так, после войны девяти царей (гл. 14 книги Бытие), его племянник Лот попал в плен к победителям. Абрам собрал родственников и отправился в погоню. Разбив пленивших Лота, он вернул его домой в Содом. При этом он вернул имущество побеждённым.
      С Лотом и Содомом связана ещё одна  характерная история. Еврейский бог за грехи жителей решил уничтожить города Содом и Гоморру. При этом было озвучено условие спасения: наличие в Содоме хотя бы 50 праведников. И вот Абрам начал торговаться со своим богом и в конечном итоге сумел снизить это число до 10. Правда, это не помогло.  Не вдаваясь в долгие подробности, сообщим, что спаслись оттуда только племянник Абрама Лот и две его незамужние дочери. Нужно сказать, что понятия о праведности в то время были весьма своеобразными. Так после спасения обе дочери Лота напоили своего отца и по очереди переспали с ним, сделав его отцом и дедом одновременно.
      Абрам и Сара долго не имели детей, и уже в преклонном возрасте она предложила Абраму свою служанку Агарь, чтобы тот завёл потомство. Однако, когда Агарь забеременела, то Сара заставила Абрама выгнать её. Но еврейский бог всё же исполнил своё обещание Абраму о многочисленном потомстве, и Сара в 90 лет родила первенца Исаака. Абраму на тот момент было уже сто лет.
      Примечательна дальнейшая история с Исааком. Когда тот подрос, то еврейский бог потребовал принести его ему в жертву. Адам выполнил волю своего бога, привёл Исаака на жертвенник, связал его и хотел зарезать, но в последний момент еврейский бог его помиловал, и жертва была заменена агнцем. Произошло это на горе, названной Иегова-Ире.
     У Абрама было ещё много детей не только от Сары, но и от второй жены Хеттуры. Сара умерла в 127 лет, Абрам – в 175. 
     Исаак и Ревекка.
     Исаак – первый сын Абрама от законной жены Сары. Когда он подрос, то Абрам повелел ему найти жену среди еврейского народа. Исаак в 40 лет женился на Ревеке, приходящейся ему двоюродной племянницей. У них долго не было детей, и лишь в 60 лет у Исаака появилась двойня – Исав и Иаков.
      Во время беременности сыновья вели себя в утробе неспокойно. Это очень беспокоило Ревеку, но еврейский бог объяснил ей, что её сыновья станут родоначальниками двух разных народов и поэтому борются между собой.
     Первым появился Исав, а вторым, держась за пятку брата, Иаков. Первородство же очень ценилось в то время, так как перворождённый сын являлся и духовным наследником отца, старшим над всеми своими братьями  и наследником имущества. Исав был любимцем отца, но Иаков был маменькиным сынком. Исав был охотником, искренним и простодушным человеком. Иаков же решил воспользоваться его простодушием. Он приготовил чечевичную похлёбку к возвращению Исава с охоты. Тот был очень голоден и попросил у брата поесть похлёбки. Тот согласился, но потребовал от  него за это право первородства. Исав был настолько голоден, что согласился на это. Однако этого было мало. Нужно было, чтобы и отец согласился на это. Поэтому когда Исаак   постарел и ослеп, Ревекка с Иаковом обманули его  и благословение отца вместо Исава получил Иаков.
     Иаков(Яаков) Израиль.
     Непосредственный родоначальник еврейского народа, который в настоящее время делится на 12 колен Израилевых, то есть берёт своё начало от 12 сыновей Иакова. Иаков  был женат на двух сёстрах Лие и Рахили, которые приходились ему двоюродными сёстрами. От них, а также от их служанок он имел  12 сыновей:
   от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон;
   от Рахили: Иосиф, Вениамин;
   от Валлы: Дан, Неффалим;
   от Зелфы: Гад, Асир.
   Имя Яаков интерпретируется как производное от слова акев «пята, след», так как Яаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26). Помимо имени собственного, ивритское ;;;;; [Йаа;ков] является глаголом в будущей форме третьего лица мужского рода и переводится "(он) будет следовать, последует", то есть последний.
     Обстоятельства рождения Иакова и обретения им первородства были описаны выше. Боясь гнева брата за такой обман, Иаков сбежал к брату своей матери Лавану, где влюбился в его дочь Рахиль. Они договорились с Лаваном, что он отслужит ему 7 лет за то, чтобы тот отдал ему в жёны Рахиль. По истечении срока Лаван обманул его, подложив вместо Рахили её старшую сестру Лию. Иаков затем отработал ещё 7 лет и получил в жёны и Рахиль тоже.      
Лаван решил отблагодарить его за службу и они договорились, что весь рождающийся пёстрым скот будет принадлежать Иакову. Так как Иаков сам ухаживал за скотом, то хитростью он сумел добиться, что поголовьё пёстрого скота стало сильно превышать число остального скота. Сыновья Лавана заподозрили неладное, и Яков, испугавшись их зависти, сбежал. При этом Рахиль украла у своего отца идолов. Лаван с сыновьями отправился в погоню, но к нему явился Господь и приказал не преследовать Яакова. Поэтому они помирились и заключили союз. Идолов же, благодаря хитрости Рахили не нашли.
    Во время возвращения домой в одну из ночей  он боролся с еврейским богом, который повредил ему жилы на бедре, но не смог одолеть Иакова. Поэтому он благословил его и дал новое имя Израиль. По одной из версий оно обозначает «богоборец», что соответсвует и обстоятельствам его получения.
    Помирившись с братом Исавом Иаков поселился в земле Ханаанской. Сын местного князя Еммора Сихем полюбил его дочь Дину и насильно овладел ею. Еммор хотел загладить такой поступок своего сына, предложив взять её в жёны Сихему и пообещав выполнить любое пожелание её родственников, чтобы загладить вину.  Те для виду согласились и потребовали, чтобы все мужчины этого города сделали обрезание.  Ханаанцы согласились. Когда же после обрезания мужчины были не способны сопротивляться, братья Дины убили всех мужчин в городе и полностью разграбили город.  Иаков, испугавшись, что другие ханаанцы отомстят им за такое вероломство, сбежал со всем своим потомством. Любимым сыном Иакова был Иосиф. Братья из зависти, а также из-за вещих снов  враждовали с ним. Однажды они поймали его и содрав одежды, продали измаилитам, едущим  в Египет. В дальнейшем он стал там влиятельным чиновником и во время голода фактически спас своего отца и весь его род, уговорив фараона дать им для поселения лучшие земли в Египте. Иаков же долгое время считал Иосифа погибшим, так как сыновья обманули его, убив козла и замарав его кровью одежду Иосифа, принеся её к отцу.
     Перед смертью Иаков призвал к себе сыновей для благословения потомства и вместе с этим событием усыновил двоих сыновей своего сына Иосифа — Манассию и Ефрема, и возвёл этих двух своих внуков в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа. Поэтому в израильском союзе племён отсутствовало колено Иосифа. А общее число колен было тринадцать.
    Но так как род Левия в годы Исхода из Египта был призван на священство, был лишён доли при разделе землевладений и жил за счёт обязательного налога (десятины) в пользу материальной поддержки культа Яхве.
   В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своём троне (Быт. Р. 82:2).
Умер Иаков в возрасте 147 лет и был перевезён из Египта в землю обетованную, где был похоронен рядом со своими предками.
   Беня (Вениамин, Беньямин).
   Второй сын любимой жены Иакова Рахили, родоначальник одного из колен Израилевых.  Возможно, это имя получило популярность после выхода в 1800г. книги Уоллеса, а затем и фильмов о Бен Гуре. Сам Бен Гур — главный герой, богатый и могущественный еврей, живущий в эпоху Христа, попавший в рабство и далее выживающий в тяжелых условиях того времени: побывавший и гребцом, и гладиатором, и нищим.
Давид.
Дави;д (ивр. ;;;;;;;;; рус. возлюбленный) — второй царь народа Израиля после Саула, По Библии (3 Цар. 2:11), царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Согласно библейским пророчествам, из рода Давида (по мужской линии) должен произойти Мессия (ивр. Машиах). Согласно еврейской традиции, Мессия должен прийти в будущем, согласно христианскому Новому Завету, Мессия из рода Давида уже явился, и это Иисус Христос.
Он был белокур, красив, румян, силён, красноречив и хорошо играл на лире. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым, побеждая льва и медведя, защищал своих овец.
Поэтому Бог, отвергнув царя Саула (Шаула) за непокорность, послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почил на нём (1 Цар. 16:1-13).
После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1 Цар. 16:14 — 18:2).
Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына  Ионафана  (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1 Цар. 18:7-9). Со временем подозрения укрепились, и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности, во время которой Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. Он долго скрывался от преследования Саула и был вынужден служить своим недавним врагам филистимлянам.
    Филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гелвуе  (1Цар. 31:6).  Воспользовавшись временным вакуумом власти, Давид во главе вооружённого отряда прибыл в иудейский Хеврон, где колено Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским (2Цар. 2:4), что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей (2Цар. 2:10). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Иевосфей царствовал 2 года) и завершилась победой Давида (2Цар. 3:1). Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем (2Цар. 5:3). К тому же периоду времени относится желание Давида вернуть ковчег завета (2Цар. 6:1, 2), который ранее был захвачен филистимлянами,  а позднее отослан ими обратно в Израиль по причине большого количества наростов, поразивших филистимлян (1Цар. 6:1–16). В конечном итоге, Давиду удалось это осуществить — он вернул ковчег из Гефа (2Цар. 6:17). В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей.
Первым крупным предприятием Давида стала война с иевусеями (2Цар. 5:6), в результате которой он захватил Иерусалим и перенёс туда столицу своего государства. Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем (2Цар. 5:11). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Соломон (2Цар. 5:14).
После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Сион (Пс. 73:2; Пс. 75:3). Пребывание в филистимлянской земле в отрыве от израильской религиозной традиции привело к тому, что израильтяне недоумевали (2Цар. 6:20), когда Давид плясал перед Господом (2Цар. 6:16), одетый лишь в льняной ефод (2Цар. 6:14). Однако Давид категорически отвергал человеческие жертвоприношения (Пс. 105:38) и служения истуканам (Пс. 105:36). Богослужения стали более экзальтированными (Пс. 99:2) и музыкальными (1Пар. 25:6; Пс. 150:3), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял псалмы.
     Давид объединил священников под началом первосвященников (2Цар. 8:17) и включил их в состав государственного аппарата (писцами и судьями — 1Пар. 26:29). Богослужения стали проводиться дважды в день (1Пар. 23:30), а ротацию священников определял жребий и очерёдность (1Пар. 25:8). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана.
Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — Храм. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови (1Пар. 22:8). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы (2Цар. 7; 1Пар. 17; 22; 28:1 — 29:21). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за перепись населения, предпринятую Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на гумне Орны-иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором Соломон позже начал строительство Храма (2Цар. 24; 2Пар. 3:1).
Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал Моав (2Цар. 8:2). Затем Давид начал победоносную войну против арамеев, чьи полукочевые царства (Сува, Дамаск, Беф-Рехова) располагались на территории Сирии (2Цар. 8:6). Сирийский поход вывел Давида к берегам Евфрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди (2Цар. 8:8). На юге он  присоединил Идумею  (2Цар. 8:14).
         С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.
Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис. 34:2-12; Иез. 47:15-20).
    Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (2Цар. 8:16 и след.).
Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар. 27:32-34), о чиновниках, управлявших царским имуществом (27:25-31), и о надзирателе за сбором податей (2Цар. 20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар. 27:16-22), действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар. 26:29-32). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которая, однако, была противна воле Господней и не была завершена (1Пар. 27:23 и след.).
Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар. 20:23), наёмников критского и филистимского происхождения.
Особое положение занимали храбрые Давида — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав, Авесса, Ванея) заняли впоследствии высшие командные должности (2Цар. 23:8-39; 1Пар. 11:10 — 12:22; 20:4-8).
Когда Давид вопросил Господа о причине трёхлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною» (2Цар. 21:1-14). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.
     На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия (Бат-Шева), жена Урии, одного из его военачальников. Давид приказал слугам привести Бат-Шеву и вступил с ней в близость, а затем отослал её домой. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребёнка, он вызвал её мужа из похода надеясь, что после долгого воздержания он войдет к ней и грех прелюбодеяния будет сокрыт. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом. Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо, где повелел: «Поставьте Урию в место самого жестокого сражения и отступите от него, чтобы он был сражен и умер». Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура, он взял Бат-Шеву в жены и Бат-Шева родила царю сына.
Давида  ожидали четыре кары Божьи за этот грех:
1. Смерть младшего сына.
2. Изнасилование дочери (Фамарь) старшим сыном Амноном.
3. Смерть Амнона от руки его же брата Авессалома
4. Предательство и смерть Авессалома от руки воинов Давида.
Незаконная связь с Вирсавией повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида.
В браке с Вирсавией, вскоре родился преемник Давида — Соломон.
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3Цар. 2:10-11), на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря.
Моисей (Мойша)
Моисе;й (ивр. ;;;;;;;;; [Моше;] — «взятый (спасённый) из воды»;  XIII век до н. э. В Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.
   Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорождённых мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.
      Когда Моисей вырос, то увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Еврейский бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян.  Именно отсюда берёт начало слово Яхве (Иегова в другой огласовке), которым евреи называют своего бога. Потому что на вопрос, как его зовут, тот не ответил, сказав: « Я тот, кто существует».  Аббревиатура этих слов на иврите и даёт ЯХВЕ(в русской озвучке). И именно поэтому мы называем его сущностью. А уж является эта сущность богом или кем-то ещё каждый может судить сам. Хотя могущество этой сущности несомненно. 
      Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» (Исх. 4:16), так как Моисей ссылался на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причём сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.
    Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им выйти из Египта и совершить служение Господу (Исх. 12:31). После этого евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.
У горы Синай  Моисей получил десять заповедей от еврейского бога.
После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую Моисей умер на горе Нево, которая находится на стороне нынешней Иордании, не входя в Землю Обетованную.
Наум (Неемия)
Значение имени -  «Господь утешил».
 Пророк — один из 12 малых пророков, родом из Елкоша, города в северном Израиле; проповедовал в царствование Езекии, то есть между 727 и 698 г. до н. э.  Известная под его именем ветхозаветная книга содержит в себе яркую картину религиозно-нравственного и политического состояния Израиля и даёт много указаний на историю Ассирии. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребён в родной земле.
    Книга пророка Наума представляет собой последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из неё произошёл Сеннахирим, умысливший зло против Господа, а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и разрушения Ниневии. Разъясняется, что Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут её, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя.
    Соломон (Шлёма, Шломо)
     Соломо;н (др.-евр. ;;;;;;;;, Шломо;;  ) — третий еврейский царь, правитель объединённого  Израильского царства в период его наивысшего  расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная  святыня  иудаизма.
Соломон — персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей, власть над джиннами.
Традиционно считается автором ветхозаветных книг Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Притчей Соломоновых, а также некоторых  псалмов (Пс. 126  (масоретский  текст — Пс. 127), Пс. 131 (масорет. Пс. 132). Его именем названа неканоническая или второканоническая книга Премудрости Соломона, входящая в состав Ветхого Завета в православии и католицизме. Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «;;;» ([шалом] «мир, не война; совершенный, цельный»).
Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид состарился, воцарился другой его сын, Адония (3Цар. 1:5-18). Он вошёл в заговор с  первосвященником  Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола.
Мать Соломона, Вирсавия (ивр. — ;; ;;; Бат Шева), а также пророк Нафан (ивр. ;;; Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3 Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон умертвил своего брата Адонию и расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон удалил Авиафара от священства, а также умертвил Иоава, который попытался скрыться в скинии Господней. Ванею, исполнителя казней Адонии и Иоава, Соломон назначил новым командующим войсками (3Цар. 2:22–35).
Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением (3Цар. 3:10, 11)
Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом  (3Цар. 9:15). Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.
Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками» (3Цар. 10). В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666  талантов золота (Третья Книга Царств, 10: 14). Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений  об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см.  Соломонова  династия).
Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и  египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).
     Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.
Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.
     Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя (3Цар. 12:1–5). Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).
    Самуил (Шмуэль).
   Значение имени -  «услышанный Богом».
   Самуил воспитывался при Скинии (Синагоге) в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и Судье И;лии (Эли) моральное состояние до крайности пало; народу пришлось перенести жесточайшее поражение со стороны филистимлян, которые в результате захватили величайшую святыню — Ковчег Завета.
     Созвав народ в Массифе на торжественное покаяние, Самуил настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Самуилом «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение. Самуил мудро правил народом в качестве верховного судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние.
   Самуил предостерегал народ от опасностей деспотизма, обычного при монархическом режиме, но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть. Тогда Самуил поставил им в цари Саула, сына Кисова. Саул своими поступками принёс Самуилу множество огорчений, так что тот вынужден был ещё при жизни Саула тайно помазать на царство другого царя, Давида. Умер Самуил на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом. Жизнь его описана в первых главах первой книги Царств. Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.
   Аарон или аhарон.
    Сегодня используется как имя собственное, но имеет религиозное происхождение. “Ковчег завета” называется “аhарон hа-брит”. По сути аhарон это ящик или контейнер для хранения религиозных артефактов.  Если рассматривать этимологию слова, то обращает на себя внимание, что   а-hарон может пониматься, как «противоположность Харону» напомним, что Харон являлся перевозчиком в загробный мир на реке забвения Стиксе. Противоположностью забвения является сохранение памяти.  Также очевидно, что в слове просматривается корень «хрон» или «хран», обозначающие время или хранение.
      Впервые это имя встречается в Ветхом Завете.  Его носил первый еврейский первосвященник, сын Амрама и Иохаведы из колена Леви, старший на три года брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из рабства египетского.  В дальнейшем священники евреев в ветхом завете часто именуются «сынами Ароновыми».  Учитывая, что в функции священников у евреев входят обязанности  сохранять их веру, обычаи, память об их истории с течением времени, то очевидно, что это имя не случайно.
       Лев (Лейб).
       Значение этих слов идентично, как и написание. Нужно сказать, что лев является символом колена Иуды, из которого происходят еврейские цари.
      В то же время возможен отсыл к Левию – родоначальнику колена левитов, которые стали еврейскими священниками. «Леви» означает «сопровождающий» или «прислуживающий»; здесь содержится указание на роль Левитов как слуг в Святом Храме.
      Циля.
Имя Циля  переводится с еврейского как «потребность доминировать» и «пребывающая в тени (Бога)».Полное имя – Кикилия(Цецилия).  В Торе – жена ЛЕМЕХА,   (см. Берешит 4:19).  Вариант: ЦИЛА.
        Фира (Эсфирь, Эсфиль).
   Есфирь (прежде Гадасса) была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой царицы Астинь (греч., в оригинале: Вашти), выбор его пал на Есфирь. Есфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина.
Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Есфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Мужественная Есфирь под страхом потерять своё положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве иудеев защищаться и истребить тех, кого они считают своими врагами и кто нападал на них. В силу этого указа иудеи получили право защищаться с оружием в руках, восстали и убили множество врагов (около 70 тыс. чел.), причём и десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом.
Могила Есфири и Мардохея, а также храм, посвящённый им, находится в городе Хамадан (древние Экбатаны) в современном Иране.
В воспоминание об этом событии у иудеев был установлен особый праздник Пурим
Бэйла (Бэла).  Имя латинского проихождения. Имеет значение «прекрасная».
       Подведём итоги раздела «имена». Наиболее значительными персонажами из описанных, являются Абрам и Сара, Яаков Израиль и его мать Ревека, Моисей с его братом Аароном, Давид, Соломон, Самуил. Понятно, что эти люди и их моральные качества являются примером для еврейского народа и оказывают большое влияние на формирование его менталитета.
      Так какие же это качества?
      Абрам и Сара являются одними из прародителей еврейского народа.
Сара отличалась красотой и обладала самоотверженностью. Разуверившись в своей способности иметь детей, сама предложила мужу родить ребёнка от своей служанки. В то же время она позже преследовала её и заставила мужа выгнать беременную.
        Абрам – очень противоречивая личность. С одной стороны безоговорочно выполнял все повеления своего бога вплоть до принесения в жертву любимого сына, а с другой наодил в себе смелость спорить с ним из-за судьбы города, в котором проживал его племянник. Обманывал фараона и готов был отдать ему свою жену, лишь бы не трогали его самого, но когда племнник попал в плен, напал на победителей и победил их, вернув племянника. Вроде бы любил и имел много детей, но готов был выгнать беременную мать своего первенца и принести в жертву Исаака.
    Основным качеством Абрама, таким образом, является богобояненность.  В разных ситуациях проявлялась и трусость и смелость. Поддавался влиянию жены Сары, не гнушался обмана, умел торговаться, зарабатывать.
       Яаков Богоборец является непосредственным прародителем еврейского народа. Воспользовавшись простодушием брата, перехитрил его; затем  со своей матерью Ревеккой обманули престарелого, плохо видящего отца. Испугавшись содеянного, сбежал к родне матери, много работал на своего будущего тестя, но уже сам подвергся обману с его стороны. Позже отплатил ему той же монетой, применив магические приёмы. Сбежал с жёнами, любовницами, детьми и скотом от тестя. Боялся появиться перед братом, но тот его простил.
      Основными чертами являются склонность к интригам, хитрости и обману, трудолюбие, сила, умение зарабатывать, слабость к женскому полу, неблагодарность, трусость.
      Моисей и Аарон были избраны еврейским богом для вывода израильтян из Египта. Через Моисея было фактически явлено законодательство для еврейского народа.  Аарон стал родоначальником еврейских священников.
   Личные качества Моисея, исходя из ветхого завета: неблагодарность. трусость, жестокость, косноязычие, беспрекословное повиновение еврейскому богу, лидерские качества. Личные качества Аарона – грамотность, умение излагать мысли.
    Давид обладал красотой, смелостью и мужеством, был творческой личностью. Выполнял распоряжения Господа. Также проявил качества хорошего полководца и правителя. В то же время стал причиной междуусобицы, а сексуальная невоздержанность привела к большим проблемам в конце царствования. Также нельзя назвать его хорошим отцом, учитывая всё, что произошло с его детьми. Провёл реорганизацию в различных областях государственного управления. Положил начало строительству Храма.
    Соломон прославился мудростью, любвеобильностью, был поэтом  и написал несколько книг, вошедших в Ветхий хавет., построил главную святыню евреев – Иерусалимский храм. Народ при нём жил мирно, но масштабное строительство разорило страну, что привело в дальнейшем к её распаду. Имел сотни жён и любовниц.
    Самуил  прославился мудростью, высокими моральными качествами, сумел вдохнуть в свой народ мужество, способствовал его возрождению и процветанию, создал образовательно-реоигиозные школы, пользовался огромным авторитетом.
      Теперь соберём вместе все качества, провленные прародителями и героями исторического мифа, разбив их на две группы. В первую сведём те качества, которые встречались у двух или более персонажей. Эти качества можно включить  в состав характерных черт еврейского народа. Те же качества, которые встречаются один раз, пока будем считать индивидуальными, и позже сравним с теми, что выведены в других разделах.
     Первый список:  красота; богобоязненность; трусость; смелость; умение торговаться, зарабатывать; готовность обманывать, хитрость; неблагодарность; любвеобильность; лидерские качества; грамотность, умение излагать мысли; организаторский и управленческий талант; ум, мудрость. Пожалуй, нужно исключить, признав их ирдивидуальными и взаимоисключающими, смелость и трусость, а также красоту, как весьма субъективное качество.
    Второй список: самоотверженность; непоследовательность, подверженность постороннему влиянию; трудолюбие; жестокость; косноязычие.


Рецензии