Евреи - взгляд со стороны. Анализ исторического ми
4.1. Отношения с богом.
В подзаголовке нет описки. Если по отношению к другим религиям правильнее было бы применить выражение «отношение к Богу», то по отношению к культу ЯХВЕ правильнее сказать так, как в заголовке. Дело в том, что в качестве бога у евреев выступает некая могущественная сущность, которая заключила договор(завет) с праотцами еврейского народа Авраамом, Исааком и Иаковом.
В этом договоре от потомков праотцов требуется беспрекословное повиновение Господу (именно так предпочитает называть себя еврейский бог), выполнение любых его требований, распоряжений и установленных им законов. Взамен он обещает евреям многочисленное потомство, хорошие земли, богатство и власть над другими народами.
Причём отход от завещанных ЯХВЕ правил очень жестоко карается. Так ещё во времена исхода Моисей с левитами убили три тысячи своих соплеменников за попытку усомниться в нём. Впрочем, книга «Левит» подробно рассказывает, какие прегрешения можно совершать, какие искупительные дары для их прощения и каким образом нужно принести. Заметим, что речь идёт о пожертвованиях, но нет ни слова о раскаянии, которому придаётся огромное значение в христианстве. Речь идёт прежде всего о жертвах в виде скота или птицы, которых необходимо сжечь на алтаре. Понятно, что по мере отхода от скотоводства, эти жертвы заменялись денежным эквивалентом. Вывод, проистекающий из этой книги очевиден: если грешишь, то имей средства для искупления греха. Вероятно, идея с индульгенциями была почерпнута католиками именно отсюда. И это явилось дополнительным стимулом в стремлении к богатству.
Иудаизм считается древнейшей из существующих ныне монотеистических религий. Однако это не совсем так. Мусульмане говорят: «Нет бога кроме Аллаха и Магомет – пророк его». Христиане понимают под словом Бог божественную триаду Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого. Никаких других богов, по их мнению, не существует. ЯХВЕ же просто считается главным богом для израильтян, то есть своего рода племенным богом. При этом признаётся и неоднократно подчёркивается наличие других богов у других народов. Само слово «элохим», применяемое в иврите стоит во множественном числе, в отличие от «элох», которое у мусульман произносится, как Аллах.
При этом мы постоянно видим на протяжении всего Пятикнижия Моисея, как еврейский бог требует многочисленных жертв. Ему должны отдаваться все первенцы каждой домашней птицы и скота. Здесь мы явно видим языческий тип верований, связанный с сожжением жертв. Причём, возможно, приносились и человеческие жертвы. Об этом можно судить по тому эпизоду, когда у Авраама еврейский бог потребовал в жертву его сына Исаака, и тот готов был это сделать, не выражая ни протеста, ни возмущения
Кроме того само название книги «Второзаконие», в которой Моисей излагает законы и наставления еврейского бога, говорит о вторичности, то есть ранее существовал другой закон другого бога. Обращает на себя внимание подробное изложение и толкование законов, правил богослужения и прочих наставлений, оставленных ЯХВЕ для своего народа. Причём этой традиции жёсткой регламентации уже несколько тысяч лет. Неудивительно, что среди юристов так много евреев. Ведь на протяжении тысячелетий у них культивировался соответствующий образ мышления, предрасположенность к соблюдению именно писаных правил и законов.
. В то же время, существуя несколько тысячелетий, религия, несомненно, подвергалась изменению и развитию. Поэтому в настоящий момент её можно называть монотеистической. Об этом говорят 13 принципов Рамбама (Раби Моше бен Маймона), сформулированные им в 12-м веке. В основном на этих принципах и базируется современный иудаизм.
4.2. Общественное устройство и управление обществом.
4.2.1. Будучи очень древним народом, евреи за свою историю смогли испытать на себе различные формы общественного утройства. Ими управляли и библейские патриархи Ной, Авраам, Исаак , Иаков; был период судей и период царей; в настоящее время в Израиле существует некая форма демократии. Однако то, что отличительной чертой иудея является верность заветам еврейского бога, то в конечном итоге основное значение в организации жизни еврейского народа стала иметь концептуальная власть, выражаемая через раввинат.
Позднее в период рассеяния еврейского народа такая форма организации позволила ему сохранить историческую, национальную и религиозную общность. Священной книгой иудеев является Тора, на основании которой был создан единый сплав религии, истории, образования и законодательства для еврейского народа. И все эти функции (за исключением законодательной) осуществляются при храмах. В законодательном аспекте евреи вынуждены подчиняться законам страны проживания. Поэтому раввины могут только учить евреев законам ЯХВЕ и пропагандировать их, но следить за их выполнением в полной мере не имеют возможности.
4.2.2 Роль женщины в еврейском обществе.
Общеизвестно, что в отличие от других народов, национальность у евреев определяют по матери. На основании этого факта многие считают, что у них почти матриархат. Однако это не так. Роль женщин в еврейском обществе выше чем у мусульман, но в основном это влияние касается бытовых аспектов. В историческом же плане их роль довольно незначительна. Мы видели это на примере рассмотрения распространённых имён и Ветхого Завета. Более-менее заметна роль Эсфири, а Сара, Ревека и другие упоминаемые там женщины в основном ограничивались ролью матери и жены. В родословиях же древности они даже не упоминаются. Для сравнения, роль женщин в истории других народов заметно выше. Мы видим это на примерах России и Франции, Англии и Китая, Италии, Греции, Египта..
4.2.3 Значение образования.
Образованию в еврейском обществе отводится большая роль. Это первый или один из первых народов, где грамотность и образованность приобрели массовый характер. Ещё Самуилом в эпоху судей были организованы массовые школы при храмах.
Это был своего рода прорыв в обучении. До того времени и даже намного позднее способ передачи знаний был основан совершенно на другом принципе: от отца к сыну, от мастера или учителя – ученику. Причём в основном в устной форме. Такая форма передачи знаний имела свой глубокий смысл. Знания не передавались автоматически. Ученик сначала должен был доказать, что он способен и достоин воспринять мудрость, передаваемую ему учителем. И учитель сам определял объём и глубину знаний, передаваемых им в соответствии с качествами ученика. То есть получение знаний находилось в непосредственной связи с морально-этическими качествами ученика. В то же время человек незрелый не мог их получить, так как они отсутствовали в письменной форме. Однако такая система сильно затягивала сам процесс передачи знаний и не способствовала их распространению. Кроме того всегда сохранялась опасность утери знаний, если учитель не смог или не успел их передать.
Созданная формализованная система передачи знаний устранила вышеуказанные недостатки, способствуя распространению образования, но вместе с недостатками исчезли и достоинства. Со временем возможность занятия наукой перестала быть связана с морально-этическими качествами учёных. Результат такой системы мы видим сейчас – созданы такие виды оружия , которые могут уничтожить не только жизнь на земле, но и саму планету. Научно-технический прогресс также привёл к колоссальному загрязнению окружающей среды, что непосредственно связано с отсутствием у научных сотрудников чувства ответственности за свои открытия и их применение.
Хочется особо сказать о знаковой системе передачи данных, то есть алфавите. Человечеством созданы различные системы передачи данных от узелкового письма до двоичного кода. В настоящее время наиболее жизнеспособными оказались две системы письменности: иероглифическая и фонетическая. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Главное достоинство первой – образность, что позволяет более гармонично развиваться головному мозгу, развивая и логическое и образное мышление. В то же время она сложна для изучения и очень объёмна. Фонетическая система значительно проще и легче в усвоении, но она урезает возможности развития образного мышления. Еврейский же алфавит сочетает в себе образность и простоту в изучении. Хотя он и не столь гармоничен и совершенен, как древлесловенская буквица, но в настоящий момент он, возможно, единственный из используемых ныне алфавитов, имеющий такое сочетание. Евреи очень трепетно относятся к сохранению этого исторического наследия, и вносить изменения в алфавит, в том числе форму написания букв, категорически запрещено.
Помимо того, каждая буква имеет числовое значение, что придаёт дополнительную цельность как еврейскому алфавиту, так и еврейскому менталитету.
Отдельного упоминания заслуживает ещё один аспект знания: эзотерический. Евреями создана магическая система знаний – каббала. В ней каждая буква имеет мистический смысл, что совместно с числовыми значениями (гематрия), открывает огромные возможности для трактования священных писаний и поиска в них скрытых смыслов. Поскольку Бог создал мир десятью речениями, то буквы святого языка считаются также различными проявлениями Его влияния в мире. Таким образом, название каждой вещи на святом языке является отражением его сущности и заложенной в нем Божественной энергии. Комментаторы Торы поясняют, что первый человек Адам мог видеть эту сущность, поэтому он давал названия животным.
Наряду с ожиданием прихода машиаха это способствует формированию мистического сознания у евреев. В большей степени это относится к раввинам и знатокам каббалы.
4.3. Взаимоотношения с другими народами. Антисемитизм.
Евреем называют себя «избранным народом». И это выражение в соответствии с их историческим мифом имеет все основания для применения. Я бы даже сказал, что он дважды или даже больше избранный народ. Впервые он был избран уже упоминавшейся сущностью, которая стала для них господином и именует себя Господом Авраама, Исаака и Иакова. Однако и после этих патриархов в среде евреев не раз появлялись пророки (мессии). Более того всё религиозное сознание иудеев направлено на ожидание прихода машиаха (мессии).
Существует пророчество, что он должен быть потомком Давида. Христиане считают, что этим мессией был Иисус Христос, который был послан к евреям Отцом небесным для наставления их на путь истинный. Однако учение Христа было отвергнуто раввинами и они добились от римского прокуратора Понтия Пилата его мучительной казни, на которую он пошёл под огромным давлением еврейских священников.
Говоря о себе, как об «избранном народе», евреи претендуют на собственную исключительность. Причём имеют для этого все основания. Они являются, наверное, единственным народом, который прослеживает свою историю от первого человека на земле. Причём прослеживает буквально, по именам и по родословию. Их исторический миф вошёл в мироощущение многих других народов, фактически составляющих большую часть человечества.
Более того, иудеями было создано уникальное, необыкновенно устойчивое общественное устройство, позволившее ему проходить через множество испытаний и сохраняться как единому народу.
Исторически еврейскому народу приходилось часто жить среди других народов. И в большинстве случаев этот процесс происходил довольно гладко. Евреи неплохо устраивались в других государствах и достигали там довольно высокого положения. Однако достаточно часто возникали конфликты с местным населением либо властью.
Первым зафиксированным случаем антисемитизма в истории является преследование евреев по национальному признаку в древнем Египте. В дальнейшем такие случаи неоднократно повторялись в той или иной форме. Поэтому хотелось бы разобраться в природе этого явления и его влиянии на формирование менталитета еврейского народа.
Антисемит, антисемитизм – не совсем точные термины для обозначения людей или общественных течений, отрицательно относящихся к евреям, пропагандирующих нетерпимость к ним в разных формах: от лёгкой бытовой неприязни до открытой ненависти и попыток физического истребления.
Этимология слова. Анти – против. Семиты – обозначение группы племён и народов, корнями восходящей к сыну пророка Ноя Симу. Именно здесь таится неточность термина. Не секрет, что арабы относятся к евреям, мягко говоря, без особой любви. Но назвать их антисемитами – нонсенс, так как они сами относятся к семитской группе народов.
Чтобы разобраться в причинах антисемитизма, нужно сначала понять его суть и основу. По сути же своей антисемитизм является одной из форм ксенофобии. Ксенофобия, в свою очередь, является неприязнью к группе людей объединённых по какому-либо признаку (национальность, религия, род деятельности, цвет кожи, разрез глаз и т.д. и т.п.). Основой ксенофобии является сегрегация –разделение людей по какому-либо признаку. Сам процесс сегрегации вполне понятен и закономерен: это деление свой-чужой. Однако иногда люди, относящиеся к какой-то социальной группе вне зависимости от их личных качеств, заслуг или провинностей, объявляются виновными в чём-либо, недостойными каких-то прав или наоборот объявляются высшими существами по отношению к остальным. То есть, в этом случае имеет место разделение людей на сорта, категории, что даёт основание для наделения какой-либо группы особыми правами или наоборот лишения прав, привилегий, Таких примеров в истории различных народов предостаточно. Ведь понятно, что права феодала и крестьянина сильно отличаются друг от друга.
Однако такую сегрегацию можно считать допустимой или приемлемой до того момента, пока сам факт принадлежности к определённой группе не становится причиной различного рода немотивированного преследования. Дальше начинается ксенофобия.
Однако вернёмся к евреям. Две причины антисемитизма лежат буквально на поверхности. Первая – древняя, как мир: болото всегда ненавидит гору. В предыдущих разделах мы выяснили, что евреи умеют зарабатывать и вообще неплохо (с материальной точки зрения) устраиваться в различной среде. Это закономерно вызывает зависть у менее успешных людей. Вторая – неприязнь христиан к евреям вызвана историческими и религиозными причинами. Как всем известно, Иуда предал Христа и само это имя является синонимом слова «предатель», а евреи называют свою веру иудаизмом, то есть в сознании большинства не очень грамотных христиан они поклоняются предателю сына Божьего. Никто не разбирается в происхождении такого названия; никому нет дела, что имеется ввиду совсем другой Иуда (сын Иакова Израиля). Кроме того, как говорилось выше, именно раввины добились казни Христа, так что основания не любить евреев у христиан всё же имеются. А христиане составляют приблизительно половину жителей планеты. А ведь с точки зрения раввинов Иисус Христос являлся возмутителем спокойствия, революционером. А покажите мне общество, где власть горячо любила бы революционеров!
Вообще, использовать название иудаизм для религии неправильно(Скорее тут подошло бы слово «яхвизм»). Дело в том, что изначальный смысл слова иудей — израильтянин из колена Иуды. Когда после падения Северного Израильского царства и увода в плен его жителей — десяти колен Израилевых — Иудейское царство осталось единственным представителем всего народа, то название «иудей» стало почти тождественным названию «еврей». Самим же словом еврей называли потомков Евера, который был сыном Сима и внуком Ноя. Евер отказался участвовать в строительстве Вавилонской башни и ушёл за реку Иордан (имя Евер в переводе означает "перешедший реку"). Однако в данный момент значение слова иудаизм, как название еврейской религии уже прочно закрепилось
Теперь вспомним про сегрегацию. Напомним, что все другие народы евреи называют гоями. Слово «го» означает «путь». Соответственно гой - знающий путь, осознающий куда он идёт. Исключив себя из гоев, евреи сами назвали себя из(ис)гоями, то есть сбившимися с пути. Возможно для того, чтобы вернуть их на этот путь и был послан Христос. Как бы там ни было людей, считающих себя исключительными, избранными окружающие, как правило, не любят, считая их выскочками. И это закономерно. Высокомерие одних всегда порождает неприязнь или ненависть других.
Ещё одна причина связана с законом бумеранга или кармы. Приведём только несколько цитат из множества подобных:
10 Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,
11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться (Второзаконие. Гл. 6)
1 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
16 и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой (Второзаконие гл. 7)
Геноцид в чистом виде. Для тех, кто в закон кармы не верит, будем считать эту причину умозрительной.
Теперь вернёмся к началу, то есть Египетскому геноциду евреев. О его причинах в ветхом завете сказано довольно туманно и неубедительно. Однако можно понять, что фараон опасался предательства евреев и перехода их на сторону его врагов. Думается, что причины для такого опасения у него были, но в Ветхом завете о них не говорится.
Однако поставив себя на место любого правителя, несложно понять и фараона. Ведь если в твоей стране живёт обособленная, хорошо спаянная группа людей, живущих по своим законам, имеющая свою веру, своих лидеров, это закономерно вызывает опасение у местных элит, даже если для этого нет явных причин. Таким образом, наличие у евреев своего морально–этического комплекса понятий, отличного от окружающих народов, с одной стороны способствует их сплочённости и сохранению в течение тысячелетий, как единого народа, а с другой может служить причиной или поводом для недоверия и агрессии коренных народов в странах проживания. Как говорится, у палки всегда есть два конца.
Дополнительным стимулом к проявлению агрессии является благосостояние евреев, то есть зачастую возникает элементарное желание пограбить. Примерами такого отношения история просто кишит. Достаточно вспомнить уничтожение , тамплиеров Филиппом Красивым во Франции, которые являлись его кредиторами., либо отпадение Англии от католичества, где корыстный мотив тоже играл немалую роль.
Также нужно понимать, что по мере укрепления предубеждённости к евреям, это само по себе несёт в себе угрозу. Ведь у любого правителя в случае проблем в государстве, возникает соблазн найти козла отпущения. И если евреи играют заметную роль в стране, то именно они зачастую назначаются «врагами народа».
Сама по себе проблема антисемитизма имеет многотысячелетнюю историю и подробно рассматривать её нужно отдельно. Здесь же перечислим вкратце лишь формы, которые она принимала в разное время и в разных странах
Эти формы включают физическое уничтожение, погромы, избиения, лишение имущества, ограничения по проживанию, получению образования, запреты на определённые профессии или виды деятельности, повышенные налоги и поборы, необоснованное преследование правоохранительными органами, пленение, изгнание с мест проживания, насильное переселение, дискриминация, бытовая неприязнь т унижения, запреты на занятие определённых должностей.
Какие же качества сформировали такие преследования?
1. Сплочённость. Выдержать такие испытания в одиночку невозможно.
2. Изворотливость, повышенная приспособляемость. Для выживании в таких условиях подробные качества необходимы.
3. Быстрое развитие навыков и умений. В связи с постоянной опасностью (возможностью) переселения сначала в связи с распоряжениями своего бога, а затем из-за антисемитизма и других превратностей судьбы, было необходимо развитие личных качеств и умений. Ведь имущество можно отобрать, потерять другим способом, недвижимость нельзя забрать с собой при переселении. Навыки и умения отобрать невозможно.
4. Предыдущие два пункта на протяжении веков сформировали такие качества, как повышенный интеллект, стремление к образованию, склонность ко лжи, скрытность.
5. Стремление к деньгам, материализм. Эти качества легко объяснимы. Во время вынужденных переселений часто приходилось уходить налегке, взяв с собой только то, что можно унести с собой. Кроме того, наличие средств в ряде случаев позволяло откупиться, избежать больших неприятностей. С другой стороны, те же материальные блага могли использоваться для усиления влияния на власть предержащих, что позволяло облегчить бремя угнетения. Недаром основателями марксизма, одной из важнейших парадигм которого являлся материализм, были именно евреи Маркс и Энгельс.
Кроме того, изменились подходы в отношении других народов. Если евреи времён праотцов-патриархов по прямому указанию своего бога избегали браков с иноплеменниками и проявляли определённое высокомерие по отношению к другим народам, то со временем браки с представителями других народов стали очень популярными, так как помогали маскироваться под местное население и избегать преследования. Открытые проявления высокомерия также исчезли, с одной стороны став небезопасным, а с другой – трудно сохранить такую черту, подвергаясь преследованиям и унижениям.
Свидетельство о публикации №223071201613