Закл. кн. Рубеж полуденного края... Чита, 2014

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Оформление территориального рубежа, а затем и государственной границы в Забайкалье, поступательное развитие которых охватило рамки середины XVII- первой четверти XVIII веков, было частью сложного процесса освоения территорий Сибири и Дальнего Востока. Вначале казачьи разъезды, отправлявшиеся из опорных острогов к территориальным рубежам, защищали стойбища местных племен, перешедших под власть русского царя, и русские земледельческие поселения на новых землях.
Накапливавшиеся в районе Забайкалья, в том числе верхнего Амура территориальные противоречия двух великих империй – Российской и Китайской разрешились в 1689 году подписанием первого в истории русско-китайских отношений дипломатического  договора, разграничившего русские и китайские территории. С этого времени русские земли с восточной окраины Забайкалья стала прикрывать граница, протянувшаяся по естественному водному  рубежу – реке Аргунь.
Южная граница в Забайкалье, где соседями русских и подданных им местных монгольских и тунгусских племен были монгольские и маньчжурские объединения,  была оформлена русско-китайским Буринско-Кяхтинским договором в 1727 году. Так, к первой четверти XVIII века оформилась государственная граница Российской империи в Забайкалье.
Несмотря на дипломатические успехи Российского государства, итогом которых явилась государственная русско-китайская граница, надо отметить трудности, в условиях которых протекали процессы ее формирования. Не хватало материальных средств, людских ресурсов, которые являлись следствием невнимания центральной власти к местным пограничным проблемам. Усиливая западное направление внешней  политики, российские власти недооценивали факт угрозы восточным российским территориям со стороны западных держав. Не случайно при заключении Нерчинского договора 1689 года в китайской дипломатической миссии первую скрипку играли представители  Запада – иезуиты, и не без их влияния статьи Нерчинского договора получили разночтения.
В условиях напряженных отношений России с Китаем во второй и третьей четверти XVIII века защитникам забайкальской границы, а это были в основном русские, тунгусские и бурятские казаки вместе с воинскими формированиями регулярной русской армии, приходилось терпеть  многочисленные военные столкновения с монгольскими «черными воинами» - харацириками, отбивая у них захваченных в плен русских подданных, скот и хозяйственное добро. Приходилось спасать от нападавших заимки, деревни, выдворять перебежчиков.
В середине XVIII века, укрепляя забайкальскую границу, увеличивается число пограничных караулов, строятся пограничные крепости с достаточно крепкими на тот период времени фортификациями, в районы неточного определения пограничных ориентиров отправляются академические экспедиции, и на административно-территориальных картах Сибири и Забайкалья  вычерчивается линия границы с указанием искусственных и естественных пограничных ориентиров. Идет дальнейшее изучение границы путешественниками в верховьях Амура, накопление сведений о народах Амура, особенно его низовий, с тем, чтобы предпринять попытки возвращения утраченных Амурских земель.
Несмотря на территориальные взаимные претензии, Россия и Китай налаживали торговые, научные, культурные и дипломатические связи.  Сама русско-китайская граница оставалась зоной торговых контактов, о чем свидетельствует всемирно известная кяхтинская торговля. Благодаря этой взаимовыгодной торговле по обе стороны границы выросли достаточно развитые города – Маймачен и Кяхта, которую современники называли песчаной Венецией.
 В начале ХХ века России и Китаю, как и в третьей четверти XVII века, пришлось оказаться в военном соприкосновении на порубежных землях Забайкалья и Маньчжурии, что усугубилось революционными и национально-освободительными процессами, которые в корне изменили ситуацию в Азии, создав  на приграничных русско-китайско-монгольских территориях новое геополитическое пространство, вызвавшее геополитический интерес со стороны России, Китая, Японии и Англии.
Все это не могло не отразиться на здешней пограничной ситуации. Требование монгольских народов «справедливости» привело к признанию Китаем автономии Внешней Монголии (Халхи) и Барги.  Революционные события в России и последующая гражданская война еще более усложнили положение. Тем не менее, не смотря на все эти политические перипетии, России и Китаю удавалось поддерживать традиционно дружественные отношения. 


Рецензии