Глава 21. Структура казачьего общества

Структура казачьего общества

 Структура казачьего общества.
В данной статье пойдет речь о вольном казачестве. Казаки находившиеся постоянно на службе государству и там же проживавшие имели несколько иную структуру.
Казачество с давних пор составляли две категории людей.
1. "Домовитое казачество" — это старые потомственные казаки, прекрасно понимавшие условия, в которых они находятся и стремившиеся сохранить отношения с православным соседом Русью, но при этом сохранявшие свою независимость, и сдерживавшие иноверцев и инородцев.  Они были носителями исконного казачьего духа, основанного на православной вере, хотя и перенимали обычаи соседей.
2. "Голутвинное казачество" или иначе "новоприходцы". Это те кто пришел в казачьи общины. Не следует их путать с теми торговцами ремесленниками и прочими, которые просто жили в городках казаков и могли иметь любую веру, но не желавшие жить по казачьи и не входившие в их общества. Позже таких стали именовать иногородними. А вот "новоприходцы" как раз изъявляли желание быть в казачьем обществе, но их не принимали, а только их потомков после 4 поколения. Состав их был в национальном и социальном плане разномастным. Единственное безусловное требование было — это принятие православия.
(Просьба не путать с наличием мусульманских рот в казачьих частях в 19 и 20 веке — это административные фокусы власти для увеличения численности казачества и к традициям казачества не имеет никакого отношения, так же как и приписывание к казачьему сословию целых сел, станиц и аулов).
Но вернемся опять к "голутвенным". Люди всегда люди и им свойственно часто решать свои проблемы и часто в ущерб остальным. Не малой части из них хотелось вольной и безнаказанной жизни, да еще и под прикрытием "казачества". Одни из них, конечно, честно и добросовестно служили идее казачества, но не мало этого делать и грабили всех подряд. Чем создавали серьезные проблемы как с одними, так и другими соседями. А особо крупные бунты вынудили власти как Москвы, так и домовитых казаком принимать жесткие меры к усмирению и в итоге это привело к уменьшению свобод казаков. И надо отдать должно, но этих бунтовщиков в руки Москвы выдавали "домовитые казаки".
Для объективности надо отметить, что так четко и последовательно такая структура отслеживается не у всех кого историческая наука именовала казаками.
Пример: беглый Воронежский крестьянин по прозвищу Разя, отец Степана Разина, сразу стал именоваться домовитым. Более того его кумом стал войсковой атаман.


Рецензии