Люди Солнца - 4, Глава 7

Я давно собиралась слетать на Мирну, в гости к Лие и Тэду, и вот, наконец, смогла выкроить для этого время. Я взяла с собой и Тара.

Каждый раз, когда я бывала на Мирне, я облетала планету, чтобы полюбоваться ее медленным, но верным превращением в пригодную для жизни людей. На широкой зеленой ленте, протянувшейся вдоль экватора, блестели целые гроздья куполов жилых поселков, а на ночной стороне светились их огни. Все больше облаков появляется в атмосфере, уменьшились полярные шапки, а будущие моря и океаны, напротив, расширили свои владения.

- Скажи, Тар, Иттан тоже занимается терраформированием планет? – спросила я.

- Зачем? У нас есть своя планета! Но наши враги, киру, пытались сделать подобное с одной из планет нашей системы. Им пришлось переселиться туда после того, как Иттан нанес Кирону сокрушительное поражение. Они тоже строили купола, и даже установили на орбите систему зеркал, чтобы поднять температуру и увеличить поток света.

- Они достигли большего, чем мы?

- Нет! Если бы киру смогли там закрепиться и усилиться, они напали бы на Иттан! Те, Которые Велят, не могли этого позволить! Тану построили много кораблей и полетели туда, чтобы защитить Иттан от агрессии!

- И как, получилось?

Киру были сильны, и пришлось долго воевать. Но Иттан оказался сильнее! Сначала мы разбили их в космосе, потом на орбите Кирона. Мы разрушили их купола. Они больше не угрожают Иттану!

- Тану убили всех киру?

- Если бы Иттан не победил, киру убили бы всех тану!

Что же там было на самом деле? – подумала я.

Мы приземлились в один из шлюзов поселка Лучезарный, где жили Лия и Тэд. Он состоял из семи больших куполов, соединенных галереями. В центральном находился совет и прочие общественные здания, а также парк с площадками для детских игр, спорта и праздников. Еще там был большой бассейн, протянувшийся по краю в виде полумесяца.

В шести остальных куполах, расположенных вокруг центрального, по краям располагалась полоса жилых домов, стоящих посреди небольших трапециевидных участков, а в центре была большая детская площадка, окруженная аллеей фруктовых деревьев, в нескольких местах переходящей в маленькие скверы с цветниками, скамейками и фонтанами.

Мы шли рядом со встретившей нас в центральном куполе Лией и восхищались тем, как замечательно тут всё устроено.

- Ну, что вы, – не соглашалась она, – нам есть куда расти! Один из недостатков – слишком маленькие участки. Приходится делать вегетарии снаружи куполов. Но даже несмотря на подогрев почвы и систему полива, там пока не получается выращивать все, что хотелось бы. Улучшение климата – слишком долгий процесс. Хотя у нас уже появились поля с холодостойкими злаками и рядом с ними построены пищевые фабрики. Наши сыновья как раз занимаются этим, если хотите посмотреть, они всё покажут и расскажут!

Мы вошли в небольшой уютный дом, окруженный множеством цветов и фруктовых деревьев.

- У вас здесь очень красиво! – восхитилась я.

- Ты еще не видела сад, который за домом! – сказала Лия.

Мы ели вкуснейший обед, приготовленный Тэдом, и мирно беседовали, как в старые добрые времена. Я даже немного поиграла на синторе.

- Пойдемте прогуляемся за куполом, – предложила Лия. – Заодно наберем ягод на десерт, тут поблизости целые заросли!

За пределами купола простирались зеленые луга с большими куртинами ягодных кустарников, а кое-где даже виднелись рощицы молодых деревьев.

- Смотрите! – сказала вдруг Лия и сняла с себя кислородную маску. – Ощущение – как будто ты высоко в горах! Долго так не пробудешь, кислорода всё-таки мало. Да и атмосферное давление низковато. Вне купола даже чай нормально не заварить, потому что вода закипает при более низкой температуре!

- И всё-таки это уже большой прогресс! – ответила я. – Ведь еще совсем недавно это было невозможно!

- Помнишь те водоросли, что вы с Неей нашли в пещере на новой планете? С помощью селекции создали еще более интенсивно вырабатывающие кислород формы, и заселили ими пресные водоемы.

- Я читала об этом в инфосфере!

- А я как раз занималась этим в лаборатории!

- Я смотрю, ты нашла себя в новой профессии!

- Да, но мы с Тэдом решили вернуться к прежней. Опять станем пилотами флаера. Кое-какие вещи мы, конечно, подзабыли, но ничего, вспомним...

- Ты точно этого хочешь? – спросила я.

- Я хочу, чтобы моим детям не пришлось...

- А что они сами думают насчет этого?

- Не надо, Тэми!

Весь обратный полет Тар был очень задумчивым, и отвечал на мои попытки завязать разговор односложно и невпопад, пока я, наконец, не оставила его в покое.

Однажды тану подошел ко мне и завел какой-то совершенно пустой разговор. Мне показалось, он просто бродит вокруг да около, не решаясь спросить о чём-то важном. Я попросила сказать прямо, что его беспокоит.

- Пин рассказал мне, что ему угрожали в вашей службе безопасности!

- Не представляю, как такое может быть! - удивилась я. – Ведь у нас уже давно никого не наказывают, даже если человек совершил какой-то проступок! И чем же ему угрожали?

- Сказали, что его могут убить!

Я не поверила своим ушам:

- Ну-ка, расскажи подробнее!

- Пин говорит, что к нему прицепились из-за какой-то мелочи!

- Надеюсь, он не собирался устроить диверсию? – усмехнулась я.

- Что ты! Мы просто техники, и не имеем ни малейшего понятия о таких вещах!

Я поняла, что он воспринял мою шутку всерьез. Я знала совершенно точно: эти тану вполне безобидны. Без приказа от своих правителей они о таком и не задумаются. Они даже в своей повседневной жизни испытывают сложности с принятием решений, а проявлять инициативу в принципе не способны.

- Просто Пин... Как бы это объяснить, у вас тут совсем не так, как у нас... В общем, он любит близкие отношения с женщинами! У вас это делают только с одним человеком. А у нас - с кем хотят!

Я вспомнила, как Тея еще на звездолёте жаловалась, что у Пина грязные мысли. Мне очень не хотелось во всём этом копаться. Я знала, что у людей, стоящих на более низкой ступени нравственного развития, в этой сфере действительно хватало грязи. Еще в лицее, когда мы знакомились с информацией о жизни на Старом Айрине, про это тоже упоминалось. Я даже прочитала кое-что из старых книг, и ужаснулась тому, как люди мучались, запутавшись во всех этих грехах. А уж на Старом Айрине мне и самой пришлось столкнуться...

- Так вот, – продолжил Тар, - в службе безопасности Пину сказали, что здесь такие отношения происходят только в семье между мужем и женой. А если он попробует предложить их какой-нибудь женщине, она его сначала не поймёт, потом оскорбится и возмутится! Если же он попробует ее заставить, то его скорее всего просто убьют! Либо сама эта женщина, либо тот, кто придет к ней на помощь. Это правда?

- Раньше за это действительно убивали. По крайней мере среди аристократов. Но это было, когда мы еще жили на другой планете. На Светлом Айрине такого вообще не бывает!

- Странно, что здесь ничего не нарушают, ведь у вас никто не следит за порядком!

- Как видишь, мы вполне обходимся без надсмотрщиков! – ответила я. – А что касается Пина, он должен расти и развиваться! Нравственно и интеллектуально! Когда он станет таким, как мы, сможет завязать здоровые отношения и создать семью с какой-нибудь девушкой!

- Вряд ли у него это получится, – сказал Тар.

- Ну, знаешь, люди иногда очень сильно меняются, – возразила я.

- Пин не хочет даже думать об этом!

- Скажи, Тар, а у тебя остался кто-нибудь в Иттане?

- Нет. У нас ведь нет постоянных пар, как здесь. Да и женщины меня не особо любили. Мне было скучно с ними, а им со мной. Мне всегда хотелось чего-то большего, чем это мимолетное удовольствие. Сам не знаю, чего. Я пытался разговаривать с ними об этом, а они считали меня занудой.

- Разве в Иттане никогда не было того, что мы называем семья?

- Когда-то давно было. А потом Те, Которые Велят, разрешили тану быть свободными. Они научили, как избежать зачатия детей и освободили людей от каких-либо обязательств друг перед другом.

- А как же вы тогда размножаетесь? – удивилась я.

- Те, Которые Велят, решают, сколько людей нужно огой. Подходящие для этого женщины их рожают и выращивают несколько месяцев. За это они получают баллы на счёт, так же, как за работу. Потом они отдают детей огой. Специалисты-воспитатели правильно заботятся о них.

Я даже не знала, что и сказать на это. Просто не могла представить, что такое вообще возможно.

Я почувствовала вызов. Это оказалась Тея:

- Тэми, помоги мне! Я просто не знаю, что теперь делать!

- Что случилось?

- Этот Пин... Зайди в инфосферу!

Я зашла и обомлела. В актуальных новостях бушевал просто шквал возмущения.

Пин прогуливался по набережной, когда кто-то из местных детей, совсем малыш, еще толком не умеющий плавать, свалился в воду. Но вместо того, чтобы немедленно ему помочь, тану спокойно смотрел, как тот борется с волнами, то погружаясь, то всплывая. К счастью, другие прохожие всё-таки успели вытащить уже почти захлебнувшегося ребенка.

Я посмотрела выложенную видеозапись. Возмущенные люди обступили Пина. Один из мужчин схватил его за грудки и хорошенько встряхнул:

- Ты что творишь, нелюдь?

Насмерть перепуганный тану лепетал:

- Но я ничего... Я же совсем ничего...

Я бросилась к Тару.

- У нас в таком случае полагается известить через Око специальную службу! – объяснил он.

- Даже в столь экстренной ситуации?

- Но ведь тот, кто лезет не в свое дело, может навредить! Видишь что-то неправильное – вызови специалиста! Нас всегда так учили!

- А если бы ты оказался на месте Пина, что бы ты сделал?

- Ну, я бы его всё-таки вытащил! Он маленький, слабый, мог утонуть! А я научился плавать. И ты мне всё время говоришь, что у вас люди живут не так, как в Иттане, у вас можно самим всё решать и делать, что хочешь!

- Разреши мне заглянуть в твое сознание! – сказала я. - Тея попросила меня о помощи. Но я должна быть уверена, что отстаиваю правду и не совершаю ошибку!

- Хорошо, я понимаю, – согласился Тар.

Я убедилась в том, что он был честным со мной, и побежала к ближайшей стоянке флаеров.

Обычно такая спокойная и излучавшая уверенность Тея выглядела совершенно растерянной.

- Я больше не могу! – пожаловалась она. – Объясняешь ему, объясняешь, и всё без толку... Пускай с ним служба безопасности разбирается! Или на острове святого Лейра, где лечат сумасшедших. Вот там ему самое место!

Пин был в своей комнате. Он дрожал от страха, и с трудом отвечал на мои вопросы, все время повторяя:

- Я не знал... Я не хотел...

Я вошла в его сознание. Я не обнаружила ни злых намерений, ни наслаждения созерцанием тонувшего малыша. Только равнодушие и полное отсутствие каких-либо эмоций. И это было, пожалуй, даже страшнее, чем если бы он испытывал злорадство, наблюдая гибель ребенка врагов.

Я открыла дискуссию в инфосфере и вступила в нее под статусом учителя. Я кратко обрисовала мрачные реалии Иттана, и объяснила, что Пин – всего лишь жертва того жуткого общественного уклада, в котором вырос.

Тем не менее мне стало ясно, что на данный момент тану не способен к самостоятельной жизни в нашем мире. Остров святого Лейра, пожалуй, будет для него неплохим вариантом. Его жизнь останется такой же комфортной, а вероятность новых конфликтов сведется к нулю.

Я вернулась домой и попросила Тара написать в инфосфере свое мнение по поводу инцидента с его соотечественником. Я порадовалась, насколько он более адекватен, и стала размышлять, почему. У меня зародилось одно смутное подозрение, и я вызвала Геду Марн и договорилась о встрече.

Я поведала ей о своем общении с тану, и о разнице между ними. Геда задумалась, а потом сказала:

- Тэми, одна из моих научных работ касалась истории педагогики. Собирая для нее материал, я наткнулась на один интересный источник. Речь в нем шла о времени после Объединения арья, но до эпохи покорения космоса. Тогда было описано некое расстройство, встречавшееся у людей, которые сразу после рождения потеряли родителей. Если они не попадали в семью, а воспитывались в сиротском учреждении, то вырастали морально дефективными, особенно в плане отсутствия эмпатии. Они оказывались совершенно неспособными сопереживать и сочувствовать. А еще сексуально распущенными, словно стремились совокуплением с постоянно меняющимися партнерами восполнить страшный недостаток телесного контакта в младенчестве.

Ты знаешь, что в науке о возрастных изменениях существует понятие сенситивного периода - времени, когда должен формироваться какой-либо навык или качество. Если этого по каким-то причинам не произойдет, наверстать упущенное будет очень сложно, а зачастую и вовсе невозможно.

Например, если ребенок был изолирован от общения с другими людьми в период формирования речи, а это до 5-6 лет – он не заговорит нормально уже никогда!
То же самое актуально и для других социальных навыков – эмпатии, привязанности к близким.

- То есть Пин, получается, безнадежен? – ужаснулась я.

- Возможно, что и так. Боюсь, Те, Которые Велят сознательно пользуются этим. Ведь при воспитании вне семьи люди чувствуют себя не детьми своих родителей, а детьми государства, становясь удобным материалом для реализации любых, самых безумных и бесчеловечных, планов. А неудовлетворенная потребность в любви близких трансформируется в фанатичное обожание своих правителей!

- То есть все эти идеи из старой фантастики об общественном воспитании маленьких детей, об интернатах чуть ли не с годовалого возраста...

- Абсолютно антинаучны и аморальны! – закончила Геда. – Недаром основной постулат системы воспитания Светлого Айрина состоит в том, что родная семья – самое безопасное и комфортное место для ребенка!


Рецензии
Кривая ветка прямой не станет.
Кое-что на эту тему http://proza.ru/2016/03/26/1015

Роман Дудин   13.07.2023 21:36     Заявить о нарушении