Вариант дракона
Инвалида во дворе не было, но не прошло и минуты, как тот показался в дверях подъезда. Коляску толкала пожилая женщина в старом “домашнем” платье, в каких из дома обычно не выходят. Под мышкой у неё были зажаты складные игровые доски и толстая потрёпанная книга. Она довезла инвалида до стола, положила на стол игры, а затем подложила под колёса камешки, чтобы коляска не двигалась. Сергей подошёл, поздоровался и стал помогать женщине расставлять шахматные фигуры и шашки для игры в нарды.
-Сыграете с ним в шахматы?-спросила она.
-Да я в шахматах не силён. Лучше в нарды. В молодости играли. Помню, что интересная игра. –ответил Сергей.
Инвалид яростно замотал головой и замычал, отвергая нарды.
-Не хочет в нарды. -сказала женщина. –Он в шахматы любит играть. У него первый разряд. Можно было бы и дальше заниматься, но мне дорого за такси платить, возить его.
-Ну, в шахматы так в шахматы- согласился Сергей.
Послышался тягостный собачий вой.
Женщина посмотрела наверх, в сторону дома.
- Ну что ты , Вулкаша, воешь. Перестань. Потом обратилась к Сергею: «Хозяина то убили на Украине, а собака вот переживает до сих пор. И из дома не выходит. Раньше целыми днями во дворе бегал. Хозяйка выводит погулять рано утром и поздно вечером только. Она в церкви работает. А сейчас у них машина, надо обслуживать. Денег не хватает. Она по ночам еще полы моет».
- Давно мужа то убили?-спросил Сергей после паузы
-В январе ещё- ответила женщина.
- Здесь похоронили, в городе?-
-Да, здесь-ответила женщина. –Июль уже, а собака всё скучает по нему.
Рассказывая Сергею про соседей, женщина привычными движениями обслуживала инвалида. Засунула ему в трусы пластиковую банку. Послышался громкой звук льющейся струи. Затем вытащила банку и выплеснула ее содержимое на газон позади себя. После этого достала из навесного мешка за спинкой коляски литровую стеклянную банку со слабо заваренным чаем и напоила инвалида.
-Мне надо в магазин сбегать, а вы играйте. Если будете уходить, то оставьте книгу открытой вот на этой странице, где конверт лежит. Очень он эту партию любит.
Сергей взглянул на обложку книги.-“Карпов-Корчной, шахматные партии”. Серьёзный шахматист!
Инвалид что-то замычал, но мать, похоже, понимала его очень хорошо и без слов.
-Вас как зовут?-спросила она. Сергей назвал своё имя.
- А его Андрей. Ну я пошла.
Инвалид опять забормотал о чём-то.
-Хочет чтобы я перекрестилась перед уходом –объяснила женщина. –Без этого никуда меня не отпускает.
Женщина положила два камешка на раскрытые страницы книги, чтобы из не перелистывал ветер и ушла.
Андрей сидел рассматривая Сергея и не делая никаких ходов на доске.
-Ну что, давай играть-сказал Сергей.
-Андрей сделал первый ход, классический Е2-Е4. Сергей передвинул свою пешку, но инвалид покачал головой , поставил пешку на прежнее место и передвинул другую. Сергей посмотрел в открытую книгу.
Андрей не играл, а воспроизводил одну из партий между Карповым и Корчным, в которой как успел прочесть Сергей Карпов применил вариант дракона. Что это такое Сергей не знал, но заранее прописанная игра Сергея не увлекла.
- Па… па –замычал Андрей и указал пальцем вверх.
-Папа умер? –уточнил Сергей.
Андрей закивал головой, потом постучал себя по горлу, видимо давая понять, что папа закладывал. А потом провел рукой по горлу. Из этого жеста можно было предположить, что папа либо повесился, либо ему перерезали горло. А теперь он там. Андрей указал на небо.
Со стороны подъезда опять послышался протяжный, печальный собачий вой.
-Скорей бы жена пришла-подумал тоскливо Сергей.
Игры не получилось. Расставлять фигурки шахматные по книге Андрей мог бы и без него. Видимо игрок-напарник был ему нужен больше для общения. У него, не умеющего ходить и говорить, был свой мир. В этом мире были шахматы, нарды, мама и иногда игроки-напарники. Ему нравилось жить. После этой мысли Сергей по-другому взглянул на инвалида. Несчастным он точно не был. Любовь к жизни, увлечённость делала Андрея вполне самодостаточным человеком.
А соседу, отправившемуся воевать в Украину, чего в жизни не хватало? –подумалось Сергею- Надо же, как люди не ценят порой свою жизнь.
Наконец подошла жена. Сергей встал и крепко пожал непослушную дергающуюся руку Андрея.
-Ну, давай, счастливо. Может ещё как-нибудь сыграем-сказал он Андрею на прощание.
На балконе продолжал выть пес, обрёкший себя на затворничество и отказавшийся от радости жизни после потери хозяина.
Жалко было собаку.
Свидетельство о публикации №223071200396