Размышления о современной школе

     Система образования! Во многом будущее каждой страны зависит от того, какая молодёжь придёт на смену стареющим поколениям! А какой же она будет, зависит от нескольких факторов, и в первую очередь – от родителей и педагогов.

     Парадоксальный факт – в наш век информационных технологий острее всего стоит проблема прямого непосредственного общения между людьми. Не обошла она и наше учительское сообщество.

     Раньше были выездные очные курсы, семинары учителей-предметников, где можно было, кроме учёбы с коллегами по району, республике, пообщаться, обсудить работу, разные проблемы и заодно задать вопросы, волнующие нас, профессорам и чиновникам из Министерства образования...

     Теперь, к сожалению, всё кануло в лето, потому что перекинуто на онлайн-дистант технологии. Каждый варится в собственном соку, черпая нужную информацию, как может, то там, то сям.  Я не противник прогресса, хотя ситуацию, когда новомодные гаджеты слишком много места занимают в твоей жизни, считаю ненормальной.  Уверен, что ничто в мире не может заменить прямое общение людей, не заочное, а глаза в глаза.

     Правда, это не самая острая проблема, а скорее присказка к ней. Гораздо больше беспокоит, что зачастую весь учебный процесс превращается в сплошное шоу, пиар-компанию. Школу буквально заполонили бесчисленное количество конкурсов, мероприятий и т.д., и т.п. с пометками «Срочно!!!» «Важно!!!».

     К тому же, по всем нужно отчитаться по форме и обязательно отфотошопить. Складывается ощущение, что чиновники всевозможных мастей устроили соревнования, кто больше придумает и загрузит школы. В реальности большинство этих «Срочно» никто и не собирается реализовывать (в принципе, при таком вале бумаг это и невозможно), максимум на что хватает - это отфотошопить и выслать отчёт.

     Заместители директоров, социальные педагоги, старшие вожатые и новоявленный советник по воспитательной работе фактически этим и занимают львиную долю своего рабочего времени. А мы, учителя-предметники, классные руководители становимся невольными соучастниками этого безобразия в ущерб учебному процессу, урокам, воспитательному процессу. Самое трагичное в этой ситуации, что мы вынуждены красть драгоценные часы от непосредственных занятий с учащимися. И самое худшее, что это двуличие, лицемерие происходит на глазах у детей.

     Недавно стал невольным свидетелем спора старшеклассника с учителем. Есть у нас один ученик, ныне выпускник, «очень трудный для учителей». Характер ершистый, отсутствует у него тактичная дипломатичность, чтобы сгладить, обойти острые грани. Высказывает прямо, не в бровь, а в глаз иногда шокирующее мнение для собеседника или преподавателя.  Должен заметить, по большей части упрёки его справедливы, хотя не без характерного для его возраста излишнего юношеского максимализма.

     Так вот, он заявил, что на митинг 9 мая (а дело было ко Дню Победы) он не пойдёт. Учительница, естественно, взывает к совести, к патриотизму. Стандартные упрёки: «Как не стыдно!» А он ей в лицо: «А вот ваш сын (который закончил колледж), при разговоре со мной заявил, что в армию он никакой ногой не пойдёт.  Как эта точка зрения вашего сына согласуется с вашей позицией о патриотизме?»

     Учительница, конечно, в крики, чуть ли не в истерику, зрелище нелицеприятное. Но самое ужасное – ведь он отчасти прав.  По сути, у нас сейчас слишком много по делу и без дела упоминаются эти термины. СЛИШКОМ МНОГО проходных, поверхностных, показных мероприятий на эту тему, и они обесценивают само понятие любви к Родине, цену Победы!

     Да, кстати, этот ученик в классе 6 или 7-м писал сочинение на тему (приблизительно) «Как бы вы поступили на месте героев Великой Отечественной войны, отдавших жизнь за Родину?», и он единственный из класса не побоялся искренне высказать сомнения в своей способности выдержать пытки фашистского плена в реальности.

     Недавно были у нас районные юнармейские игры «Орлёнок», «Зарница», они прошли хорошо, хотя и не без огрехов. Ребята достойно боролись, достойно выступили. По итогам игр выступили военные и гражданские чины, говорили громкие речи о непростой ситуации в мире, в стране, о патриотизме…  Животы огромных размеров, упитанные, красные лица, на которых словно написано, что сие лицо и есть «Патриот №1», для пущей убедительности можно и букву «Z» узреть…  Грустная шутка.

     А в сторонке уютненько ждёт хозяина очень комфортабельная, но дорогущая иномарка из ужасно «недружественной» страны. Это уже не шутка.

     Ещё один случай в тему. Недавно бывший ученик рассказал историю. В Москве тоже бывшие ученики (раньше хорошие приятели) серьёзно «поцапались» и чуть не подрались. Предмет конфликта – Украина, специальная военная операция, прошедшая мобилизация.

     Беда не в самом конфликте, а в том, кем были молодые люди в школе. Так вот, тот, кто защищал националистическую Украину, был в школе всегда и везде на хорошем счету: хорошист, спортсмен, за всё время учёбы ни одного плохого слова от учителей -  только пример для других. Результат – убеждённый «навальнист», при первых новостях он тут же «сфинтил» от мобилизации в одну из соседних с нами бывших союзных республик, постарался прихватить ещё кого смог. Не всех, но одного почти такого, как сам.  Этот другой у меня был бессменным командиром «Орлят», учился в Москве в престижном вузе.

      А вот его оппонент имел совсем другую характеристику. Да и все те, кто откликнулся на мобилизацию, особой прилежностью ни в учёбе, ни тем более в поведении не отличались.

      Недавно в гостях был у меня племянник. Будучи выпускником, он выбрал в профильные предметы историю и обществознание, был победителем, призёром всевозможных олимпиад. Умный парнишка, думаю, далеко пойдёт. Так вот, исподволь поинтересовался я у него, что он думает о ситуации в стране, в мире…

      Вначале он попытался уйти от этих тем: типа «понимаю в этом плохо», но я был мягко настойчив, и между словом он всё же обмолвился. Пояснил, дескать, «знакомые оттуда, с Украины, по-другому видят ситуацию».

      Мы с ним потом долго разговаривали об этом, хотя, как я понял, тема ему неприятна, но кажется, что так и не сумел его переубедить. А сам потом долго размышлял. Ругать их в этом бессмысленно - они есть часть нашего общества, результат его развития последних лет. Наверное, с воспитанием в системе образования в нашей стране что-то не так, раз возможны такие взгляды у выпускников школ.

      В прошлом году нас в добровольно-принудительном порядке заставили пройти московские курсы каких-то продвинутых учителей (почти полгода, дистанционно).

      Так вот, у меня во время этих курсов сложилось стойкое ощущение дежавю, словно снова оказался в 90-х или в начале нулевых. Тот же гимн западным стандартам, рейтингам оценивания работы и т.д., как будто и в помине не было «Евромайдана» 2014 года, западных санкций, специальной военной операции и двадцати лет…

      Вот такая нелицеприятная правда жизни.

      Временами закрадывается крамольная мысль, что чиновники образования специально разрушают школу. В 90-х они уже пытались это провернуть – месяцами не платили зарплату, но не получилось.  Оказалось, что учителя советской закалки готовы были и без денег работать на совесть!

      Теперь решили подойти с другой стороны – завалить посторонней работой, просто не дать учителям нормально работать!

       Возможно, во многом эти мысли от усталости, но осадок остаётся и не только у меня.

       А ведь есть ещё и масса других проблем…

        В последнее время накапливается какое-то разочарование от работы (не от учеников!), всё меньше и меньше хочется работать в школе.

        Решил напечатать эту статью, чтобы услышать мнение работающих учителей.

            Рис. Ф. П. Решетников. Опять двойка. 1952.


Рецензии
Добрый день, Влад! Спасибо за потрясающую статью! Я на все 100 согласна
с Вами, что российское образование продолжают планомерно расшатывать, портить. И это идет от министерства.
Очень рада, что Вы снова появились на Прозе, а то у меня закрадывались и
печальные мысли. Ведь ушли от нас и А.Бешенцев, и М.Белухина, и Марина Геннадьевна Куликова.
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением,

Людмила Каштанова   26.02.2024 12:02     Заявить о нарушении
Благодарю Людмила, за высокий отзыв. Особую признательность за сопереживание. Пока по объективным причинам полноценно работать на сайте не могу.
С уважением,

Влад Алексеев 2   07.03.2024 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.