Критика Чистой критики

Алексей Викторович Иванов — русский писатель и сценарист.
Лауреат премии Правительства России в области культуры и
ряда других литературных премий.
Получил известность благодаря книгам об Урале.


                Ах, вера, вера –
                тебе бы,следователем быть. ©


Так уж получилось, что на тему: «Вера, Надежда и Любовь», у меня написан не один десяток произведений, даже в своем романе «Ангел Меф»,  я упоминаю этих милых девушек. Обстоятельства, же, этих дней, заставили меня всерьёз рассмотреть тему: «Счастье». Я даже часто позволял себе, в разговоре, продолжать слова известного изречения, говоря: «Надежда умирает последней, а перед нею – Вера и Любовь». Вы, разумеется, помните и цитату из очерка «Парадокс», русского писателя В.Г. Короленко: "Человек рожден для счастья, как птица для полета", которую написал ногой человек, безрукий от рождения. Что за обстоятельства? Сейчас поведаю, тем более, что СЧАСТЬЕ того заслуживает, чтобы не промолчать и не пройти мимо. А пройти мимо – значит  предать себя – свои чувства, мысли и убеждения. Да, я смотрел фильм «Географ глобус пропил» аж 3(три) раза и каждый раз открывал в себе и в нём новые чувства и новые мысли. И, вы знаете, мне как-то совсем не стыдно идти против гневного ропота о том, что там полно нестыковок, даже несуразностей, совсем не свойственной «той» школе, много грязи, главного героя даже обвинили в попытке совратить 14-летнюю школьницу. Нет, мне не стыдно – потому что я знаю, что: «критерием искусства является способность вызывать эмоциональный отклик у других людей».

Как это похоже на «образовательную» работу педагога с учеником: «Вот здесь ты запятую неправильно поставил, а здесь перенос выполнил не по правилам….. и ни слова о том, как раскрыта тема, каков стиль, в чем главная идея…… Фильм смотрится на одном дыхании, но, только тогда, когда читатель, а тем более автор критической статьи, знакомы с воздухом, которым дышат персонажи фильма, дышат авторы книги и фильма, поставленному по книге. И дело вовсе не в том, что автор весьма критического произведения: «Алексей Иванов и его Географ» http://proza.ru/2019/01/06/996  - женщина, а главный герой – мужчина, как, кстати, и авторы книги и фильма. Не понята сама идея, главный посыл произведения и фильма. Алексей Иванов описывает эту идею следующим посылом к читателю и зрителю:
                **********
Роман «Географ глобус пропил» — это роман вовсе не о том, что весёлый парень Витька не может в своей жизни обрести опору, и не о том, что молодой учитель географии Служкин влюбляется в собственную ученицу. Это роман о стойкости человека в ситуации, когда нравственные ценности не востребованы обществом, о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить «душу живую», не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви.
                **********
И вы знаете, уважаемый читатель, судя по фильму, мне приходит отчаянная мысль: «Служкин, пожалуй, единственный человек в данной школе, кто мог бы по-настоящему воспитать учеников, разумеется, получив соответствующее образование и, естественно,  желая, включиться в этот процесс всей душой и её потребностью. Но, школа, для него, лишь уголок, куда он решил заглянуть, на всякий случай, в поисках чего? Счастья, разумеется, но автор критической статьи, по всей видимости, не заметил этого коротенького диалога между Машей и Служкиным – её больше волновала и волнует проза жизни: «Как можно на треть школьной ставки учителя жить: куря дорогие папиросы, прилично одеваться, да ещё и прикладываться к бутылке…» А вот он этот разговор:
                ******
- Виктор Сергеевич, а Вы счастливы?
- Стараюсь изо всех сил.
                ******
Не оттого ли он и заглянул в этот школьный «уголок», в надежде «заразиться» там этим самым Счастьем, почувствовать и себя тоже, хотя бы на короткое время, тоже свободным и счастливым. Может именно оттого он и выпивает вместе с ними и играет в карты на уроке. Но, это невдомек всем тем, кто «заражен» ЧИСТОЙ ИДЕЕЙ вместо какого-то пресловутого личного счастья. И хотя ему всего лишь 32, он уже, как тот мальчик из очерка Короленко – пишет о счастье «ногами», и страстно мечтает о нем и остро понимает ему цену.

Что же это за ЧИСТАЯ ИДЕЯ – кто её автор и с чем её едят?
«Чистая», согласно Канту, означает «свободная от опыта».
Соотнося это понятие с Кантовским «чистым разумом» — это идея, к которой не примешивается ничто, взятое из опыта. Основу такой идеи составляют наши собственные познавательные способности, которые лишь обрабатывают поступающие извне сигналы, но сами не формируются благодаря им. В том то и вся суть этого моего посыла, что мы, как правило, живем по чужой идее, навязанной нам чужой волей и складывающимися обстоятельствами – стоит лишь вспомнить знаменитые слова: «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме!». Но, летело время, годы – и идеи сменяли одна – другую. Кто-то, при этом жил в достатке и удовольствии, а кто-то – отнюдь….  Был ли этот «кто-то» счастлив и свободен, как птица – думаю, что – нет. Полагаю, что даже один из идейных вдохновителей Максим Горький, которому ошибочно приписывают эту самую фразу: «Человек создан ……», не до конца понимал суть и смысл этой фразы. Да, человек смог полететь, как птица, но, только не опираясь на силу своих рук, а на силу своих мыслей. Изменило ли это суть фразы – нет, нет и нет! Человеку не дано летать и никогда он не полетит, как птица физически и реально – да это и не надо. В том то и всё дело, что этот «полет» ему может вполне обеспечить СЧАСТЬЕ. Именно оно способно придавать человеку ощущение полета – в своих делах, мыслях, мечтах и пр., только вот при возможности их осуществления. Лететь мыслью, планами и возможностями, при их, вольном и свободном осуществлении – разве это было бы схоже с вольным полетом птицы?!

Возможно ли таковое в жизни? И – да, и – нет! Идея подсказывает что – Да, а жизнь же, говорит – Не моги! Вы, разумеется, помните гордую фразу капитана Татаренко из фильма: «В бой идут одни старики»:
                - Не можем, а могём!
Именно на войне, можно себе позволить такую фразу и стоящие за ней действия и поступки. В жизни же, чаще всего приходится слышать: «Не моги!». Как это странно – человеку запрещают быть счастливым: помещая его в «Прокрустова ложа» обстоятельств, идеи, всевозможных кодексов, правил, обычаев и законов…..  «Служкины» были всегда, есть и будут, впредь. Ничто их не остановит перед стремлением к счастью – только время – именно оно «сломает их через колено» - грубо и вульгарно: наветами, подсказками – как надо и как не надо. Чтобы не нарушать «строй», мерно шагающий во имя осуществления той или иной идеи. И эти идеи будут множиться, меняться, обещать и оправдывать всё и вся. Но, только никогда не появится идея, позволяющая всем быть счастливыми. Почему? Да потому, что все люди разные и представление о счастье у них – разное. Как это ни странно – одни идеи, приходя на смену другим – бывшим или будущим – тут же находят своих защитников и покровителей. Так же, не странно и даже естественно, у прошлых и будущих идей находятся тоже, приверженцы и защитники, продолжающие  свято верить в их исключительность и непогрешимость. Никто не вел счета этим идеям – их взлетам (по влиянию на умы и саму жизнь), но их череда и путь так же бесконечен, как и путь к истине.

Роман «Географ глобус пропил» был написан Алексеем Ивановым в 1995 году, когда автору было 26 лет – сейчас ему почти в 2 раза больше. Естественно, он был написан «в стол» - кто станет публиковать роман неизвестного автора. Когда же, были опубликованы его другие весомые литературные вещи, был опубликован, в авторской редакции и «Географ ……» - и это случилось только в 2005 году. Фильм был снят спустя ещё 8 лет – 2015 году. Вот так пробивала себе путь мечта о счастье человека средних лет. Роман, как признают многие, автобиографичен. Алексей Иванов тоже работал в школе, и даже работал сторожем, как советовала ему автор критической статьи. Возможно и Служкин «перебесится» и станет тоже писателем, и тоже напишет более 40 весомых произведений… Но, это вовсе не будет исключать, что и для него тоже найдется «муза» и «поклонница» того, что прошло, но так продолжает греть душу. Но, будем все же, надеяться, что она поймет главную суть того, что будет написано уже «новым» Служкиным. И все же, хочется понять – зачем всё это? Каков расчет такового «анализа» «Географа ……»

Я нашел его! В рецензии одной из читательниц:
                ************
 Рецензия на «Алексей Иванов и его Географ» (Вера Вестникова)

Вера, Вы так подробно и выразительно написали о книге, что я теперь не только эту книгу, но и другие "произведения" Алексея Иванова и в руки не возьму.
С уважением и добрыми пожеланиями,

А вот и замечание, автора, в ответ:

Спасибо, Нина, за Ваше мнение. Из книги про Географа я "выщипнула" несколько эпизодов, которые мне категорически не понравились (не отвечают критериям искусства - так будет по-научному), и несколько моментов, которые мне понравились (пейзажи, и это, действительно, литература). Подробно анализировать роман у меня нет ни времени, ни желания, да и вряд ли он стоит большого анализа. Солидарна с Вами в том, что читать этого автора нет никакого желания.
                **********
Всё, круг замкнулся и накрепко – автора, многообещающего, молодого и талантливого, «похоронили» - и это сделали его же, большей частью, современницы. Что же, пусть читают «настоящее искусство» - литературу английских писателей, к тому же, довольно далекого и чужого прошлого. Там они не найдут нелепых нестыковок, поведения героев, на грани криминала и поиска себя и своего счастья. К чему им родное и близкое – своя история, свои чаяния и надежды – всё это так низко и пошло по сравнению с высокой литературой тех, чьи потомки творят сейчас настоящий разбой в мире, ищущем счастья.


               


Рецензии