Уровни и горизонты понимания
Смысл - это предмет не объяснения, а понимания,
которое возможно лишь на основе более широкого
контекста.
К. Ясперс.
Знание и сознание
Знать не означает обладать истиной, но в стремлении к достоверности мы хотим видеть картину мира такой, как она есть. Многие люди живут как бы в полусне, большая часть из того, что кажется им очевидным, реальным, на самом деле, является иллюзией, порожденной культурой социума, в которой они выросли и живут. Знание дается нам только через сознание. Это – единственная познавательная способность человека, обеспечивающая место встречи воспринимаемого мира с познающим «Я».
Идея избавления от иллюзий стара, как мир, ею пронизаны все откровения буддийских мудрецов, иудейских пророков и христианских учителей. Есть два принципа приобретения знания – эгоистический и бескорыстный. Знание – это определенная мысль, которая стремится скорее сорвать покровы эгоистического принципа обладания, чтобы достичь знания по бескорыстному принципу бытия.
Все наши душевные проявления – восприятия и представления, чувства и мысли отражаются в сознании бесконтрольно, помимо нашей воли. Природа сознания, как и сам акт проявления в сознании осмысленного переживаемого образа, связывающего нас с миром и с самим собой, остаются непостижимой тайной. Мы можем говорить лишь о функциональных свойствах сознания – внимании, волеизъявлении или понимании (осознании) как смыслообразующей функции.
Многие, в простоте душевной, считают, что наше сознание – это мозг, мозговая деятельность. Другие полагают что никакого сознания вообще нет, есть лишь иллюзия. На наш взгляд, вместо «сознания нет» правильнее говорить, что ему нет места в естествознании. Общеизвестно, что, препарируя живой организм, можно обнаружить что угодно, но только не самую жизнь.
Уход от свойственных нам отождествлений себя с мыслью или чувством и обращение своего внимания на свое сознание, на себя самого, постигающего образ действительности – это и есть путь осознанности. Если энергия внимания направлена не на внешние вещи, а внутрь на источник видения, нам открываются области идеальной реальности, которые до этого были скрыты. Ви;дение представляется нам более емким и цельным, когда между постигаемым внешним окружением и нами уже нет ума с его назойливой интерпретацией.
Воспринимая образы данного нам мира, мы интуитивно предполагаем, что это и есть наше сознание, хотя, на самом деле, образ воспринимаемой действительности – это не сознание, а содержание сознания, наше знание о предмете. Одной из главных проблем («проколов») нашего представления о мире является взаимодействие физического и ментального, объективного и субъективного.
Ученые («физикалисты»), исследующие мозг методами естественных наук, не могут объяснить феномен сознания. Можно ли сопоставить или соединить субъективные переживания сознающей личности с объективными («хирургическими») знаниями о мозге нейробиологов. Это несоизмеримые сведения во всех отношениях. Нельзя, например, объяснить субъективное ощущение цвета длиной волны света (то же со вкусом, запахом и пр.), или – как наше желание (волевой замысел) становится физической причиной движения тел в пространстве (работой языка, конечностей и т.д.).
Нейробиологи не могут дать разумное, понятийно выраженное, определение сознания, потому что ученый не имеет к нему доступа такого же, как к явлению естественного мира, и не может использовать научный метод субъект-объектного наблюдения предмета исследования. Многочисленные определения сознания относятся, как правило, к свойствам проявления сознания. Философы даже придумали термин «феноменальное сознание» в противовес самому сознанию.
Чтобы сознание можно было оставить в физической реальности, нужно изменить, расширить границы нашего представления об «объективной реальности» и показать, что кроме известных нам физических полей существуют поля с неизвестными нам свойствами, которые загадочным образом возбуждают в мозгу участки, ответственные за наши представления мира и себя в нем. Только тогда ученые смогли бы определять сознание как продукт телесного органа, мозга.
Мы можем ошибаться в чувствах или суждениях, но только не в том, что находимся в сознании. Мы ощущаем, переживаем, испытываем, что Я есть, что это Я, а не кто-то другой в сознании. Сам факт тождественности «Я» во времени, как нам кажется, на корню убивает рациональную теорию сознания. Благодаря сознанию человек получает представления не только об окружающем мире, но и познаёт, что происходит в его душе, осознает самого себя. Сознание всегда тесно связано с проблемой самосознания личности, ее волеизъявлением, контролем собственной психики и поведения.
Наше «Я» не следует отождествлять ни с сознанием, ни с умом, тем более, с мозгом, ибо «Я» — тот, который «пришел в сознание». Мозг со всеми своими свойствами и функциями – это телесный орган, принадлежащий биологической природе. Ум и сознание свободны от законов, управляющих природой, Сознание – не ум так же, как осознанность – не суждение и не умозаключение, осознанность проявляется независимо от ума.
Естествознание чуть ли не отождествляет мозг с умом и сознанием, философская психология относит их к идеальной реальности, образно характеризуя вечную психофизическую проблему природы человека примерно так: «Мозг — это не ум, он всего лишь офис, где ум работает». Ум и сознание, хотя и зависят от биологической природы мозга, функционально действуют по своим ментальным и духовным законам на другом. нефизическом уровне бытия.
Как возможно понимание
Понимание – это «специфически человеческое отношение
к действительности, способ бытия человека в мире».
Мартин Хайдеггер.
Вся деятельность человека и все сознательные формы взаимоотношений между людьми пронизаны феноменом понимания. Человечество накопило огромный опыт постижения действительности с помощью интуиции, веры, любви, средствами искусства и языкового диалога. Творческий потенциал человека, его духовная сущность свидетельствуют, что рациональными методами науки нельзя ограничить понимание мира и свою в нем роль.
Проблема понимания, отражающего суть текущего момента предмета или явления – это способ существования человека в мире, его отношение к миру действительности. Понимание окружающего невозможно без самопонимания, как во взаимопонимании – без проникновения в мир Другого. Вместе с тем, понимание обусловлено культурной традицией, в которой человек только и может жить как человек. Ключевым в проблеме понимания является понятие «смысл».
Многозначное в быту слово «понимание» в строгом значении понимающей психологии есть поиск и обнаружение в сознании переживаемого смысла. В более широком значении трактовка этого понятия различает понимание в естественных и гуманитарных науках, т.е. объяснения явления (знание – «как») и понимания его сути (знание – «что» есть для нас). Справочники определяют понимание как постижение смысла и значения, сущности и содержания чего-либо.
Необходимо подчеркнуть, что в знании существуют два аспекта, которые не следует смешивать: знание как результат познания, объяснения мира и знания как статус бытия человека в мире, называемый пониманием, состоящий в способности нашей психики наделять смыслом все воспринимаемое. Любое знание, будь то непосредственное («вненаучное») или опосредованное («научное»), есть способ нашего видения мира и себя в нем.
Смысл как результат осознанности, как продукт человеческой субъектности – не вымысел воображения (ума), но значимое переживание сознания (непосредственное знание), заряженное духовной энергией, созидающей особую человеческую реальность – мир смыслов культуры социума. Понимание как осознание возможно, когда ум умолкает.
Только человек может придавать существующему смысл, который служит опорой и оправданием существования. Мы познаем, чувствуем, желаем и действуем. Если в чем и сомневаемся, то не в том, что мы существуем. Нельзя сказать – «Я не существую», ведь мы себя осознаем. Наше сознание безусловно, несомненно для нас.
Чтобы настроится на понимание, надо избавиться от ощущения отделённости «Я», надо выключить память и интерпретацию беспокойного ума. Только тогда может прийти понимание, переживание сущности. Переживать смысл – значит быть в непосредственном контакте с реальностью, ощущать новое бытие. Знание приобретается, когда новый опыт вписывается в уже существующую у нас систему представлений.
Несколько упрощая, мы можем сказать, что вся наша жизнь состоит из актов внимания и выбора: мы или исследуем свое представление, или меняем его, делая очередной выбор из наших ожиданий. Это и есть процесс понимания текущей ситуации, ориентации в нашем мире, от чего зависит, что с нами будет, в каком положении мы окажемся в связи с поставленной задачей.
Проблема выбора состоит в том, что мы заранее не знаем, что надо предпринять для решения своей задачи. Наше видение события всегда предполагает некий существующий замысел, план его осуществления. Любая попытка разъяснить или осознать событие – это по существу восстановление замысла события.
Всякое понимание начинается с факта осознанного непонимания или его неполноты. Как правило, невозможно сразу понять («схватить») событие в силу его несоизмеримости с нашими представлениями. Но в каждой попытке его понимания мы открываем возможность, догадываемся о направлении дальнейшего поиска, пробивая окно в стене непонимания. Так осознается загадочное новое событие.
Мы должны уйти от автоматизма восприятия знакомых объектов, в которых нет ничего загадочного, возбуждающего интерес. С исчезновением загадки исчезает и интерес. Дополнительная активизация внимания наступает, когда происходящее для нас станет событием, необычным, неоднозначным проявлением.
Работа понимания приводит к изменению всей системы представлений, которая, в свою очередь, определяет ракурс восприятия мира. Не только сам феномен определяет наше видение мира, но и система представлений, в которой воспринимается явление. Восприятие зависит так же от настроения и ожидания, на фоне которых явление выделяется как новое. Данный нам мир – это только то, что доступно нашему вниманию, отфильтровано настроением и «схвачено» сознанием.
Двойственность понимания
У сердца есть доводы, которых не знает разум.
Блез Паскаль.
Вековая борьба чувства и ума в построении достоверного знания сменилась кантовским представлением чувственности как человеческого переживания, связанного с отношением человека к предмету познания. Указывая на две стороны познания – объективную (через пять внешних органов чувств) и субъективную (переживание), он сделал очевидным различие между значением и смыслом в понимании.
Дуализм истинности и ценности, значения и смысла нашел свое выражение в обострившемся противопоставлении понятий «объяснение» и «понимание», используемых соответственно в естествознании и в гуманитарной сфере. Именно этим противопоставлением началось обсуждение проблемы понимания в прошлом веке. В зарождающейся теории понимания появились такие черты, как сопереживание, подражание, «вчуствование» (сопричастие познаваемому), перенесения себя на место другого.
Предпринимаемые попытки «обнаучить» гуманитарную область знаний, применив к ней методы естественных дисциплин, оказались безуспешными, как и сама идея создания общей теории понимания. Например, в историческом мире течение событий жизни, проживание жизни обусловлено связностью, принципиально отличающейся от естественно-научной причинности. Исторический опыт не мог стать наукой, потому что в нем отсутствует логическая причинность.
«Понимание — это характеристика обращенного внутрь, а объяснение — обращенного вовне познания. В жизни объяснение и понимание всегда идут вместе, предполагая друг друга. В науке объяснение стало ведущей функцией теории, где оно реализуется как причинная закономерность. В естествознании ищут причины, закономерности явлений, в гуманитарной сфере ищут смыслы явлений или цели, преследуемые индивидом в своем жизне-мыследействии. Объяснения, выводы, умозаключения должны быть логичны. Понимание, толкование переживаемого смысла в гуманитарной сфере, как правило, образно, афористично и выразительно.
Научное объяснение представляет собой описание или доказательство одного объекта через другой, уже известный, толкуя знание об одном посредством знания о другом, поэтому научное знание всегда опосредованное и требует фактологической проверки для своей достоверности. Смысловое распредмечивающее понимание может быть спонтанным непреднамеренным, тогда как рациональное понимание "преднамеренно".
В гуманитарном знании различают содержательную и смысловую стороны, т.е. его общезначимую логико-познавательную и индивидуальную ценностно-смысловую части. Осознание взаимодополнительности объективного значения и субъективного смысла знания лежит в основе духовного постижения целостности (текстов, событий, проблем). Цель смыслового подхода – проникновение в глубь контекста проблемы и выявление смысловой логики построения знания.
Своё понимание (переживание смысла) невозможно передать другому так же, как самому испытывать чужую боль или радость. Но знание о понимании (интерпретацию смысла) можно передать в той или иной форме. Однако это знание отличается от понимания, как описание предмета от самого предмета.
В построении знания следует четко разграничить роли объяснения предмета или явления и интерпретации понимания переживаемого смысла. Гуманитарное знание опирается на постижение, раскрытие смысла. Это – процесс, не сводимый к процедуре мысли, содержит рационально невыразимое, иррациональное. Поэтому существенную роль играет здесь интерпретация понимания, т.е. искусство толкования переживаемого смысла, а естественное объяснение является лишь дополнением к интерпретации понимания.
Интерпретация понимания, обусловлена традицией и языком культуры, в которой мы живьем, мыслим и действуем. Природное и культурное слиты в индивидуальном существовании человека. Старый, как мир, совет «Познай себя…», по существу, является призывом к полной осознанности. Только в этом состоянии приходит понимание, способность постичь смысл.
Умом реальность не понять: ни мысль, ни образ, ни модель не выражают всей реальности и не могут быть способом понимания. Есть мысли и чувства более глубокого уровня мышления, которые обусловлены не ситуацией или обстоятельствами, а тем как человек их воспринимает и обдумывает. Он может и не осознавать наличие таких мыслей и чувств, однако осознаёт эмоциональное состояние, которое влияет на характер восприятия и принятие решений.
В основе объяснения развивающегося объекта гуманитарного знания лежат процедуры интерпретации предпосылок и смыслов (начальные и конечные интуиции) понимания проявлений культуры, а логический способ построения знания их только дополняет. В обыденном сознании "интуитивное" многими понимается как синоним "иррационального". Смысловой подход наиболее интенсивно используется в таких областях гуманитарного знания, как искусство и культура, философия и психология, филология и история, которые различными путями приводят человека к пониманию мира и себя в нем.
Гуманитарное знание, как правило, обращается к дологическим, дорефлекторным предпосылкам, к пред-знанию в форме априорного предчувствия. Рациональное познание предпочитает отвлекаться от свойств историзма, рассматривая это как условие получения истинно объективного знания. В гуманитарном знании отказ от историчности (развития в прошлом-настоящем-будущем) приводит к утрате смыслового понимания объекта познания.
Генетическое или историческое развитие во времени не совпадает с логическим, для которого значимое есть лишь необходимое, закономерное. Художественное познание обогащает научное и открывает путь к духовному опыту. Никакое самое высокое размышление не заменит нам духовный опыт живого переживания. Интуитивный метод целостного познания предполагает единство разума, воли и веры, «в котором нет рационалистической расчлененности» (Н.А. Бердяев).
Предпонимание и степень понимания
Лишенный горизонта видит недостаточно далеко
и потому переоценивает близлежащее.
Ханс Георг Гадамер.
Сознание схватывает только часть доступного вниманию явленного нам мира, да еще отфильтрованную восприятием и настроением. Осознание этой части приводит к изменению системы представлений субъекта, лежащей в основе нашего восприятия явленного. Получается замкнутый круг, который в психологии называется герменевтическим. (Гермес – мифологический посредник между богами и людьми, между духовным и разумным, герменевтика – между переживанием смысла и его интерпретацией).
Несоизмеримость наших представлений с наблюдаемым событием (вещью) не позволяет нам «схватить» его сразу, но мы ухватываем возможность в дальнейшем раскрыть загадку. Владея некоторыми ожиданиями и целями, мы можем догадаться, где искать эту разгадку, замысел или раскрытие значения, а также возможность его толкования.
Любому видению вещи или события сопутствует некий «замысел», который мы начинаем ощущать при первой же попытке осознания события. У двух свидетелей явления сходство представлений не в настоящем (мы живем в разных мирах), а в будущем, в возможности нового видения, в потенциальной возможности соизмеримости, в поиске культурно обусловленного значения, отражающего общность разных миров. И только на основе этого значения можно создавать идентичные представления.
Вот как писал об этом Сент Экзюпери: "Мы признаем наше родство с теми, кто не похож на нас. Но какое это необычное родство! Оно основывается на будущем, а не на прошлом. На цели, а не на истоках. Мы друг для друга - странники, разными путями устремляющиеся к одному и тому же свиданию". Понимание других – это узнавание (угадывание) их переживаний, мыслей, намерений, опредмеченных в тексте, интонациях, жестах, поведении.
Понимание – это психический процесс постижения и обретения смысла предмета или явления. Степень понимания, осознания, глубина проникновения в суть познаваемой проблемы определяется направленностью внутреннего внимания, рефлексией на ту или иную познавательную способность – рассудок, разум или сознание. Это приводит к трем типам или уровням понимания:
* Чувственное опредмечивающее понимание как узнавание в процессе восприятия.
* Разумное (понятийное) содержательное понимание как знание (синтез разума).
* Смысловое, интуитивно-ценностное, распредмечивающее понимание (работа сознания).
Проще говоря, понимание бывает образным, понятийным и смысловым, образуя триаду: узнавание – знание – осознание.
Интуиция и рефлексия работают на всех уровнях понимания, но способ обретения смысла на каждом уровне свой. На чувственном уровне готовый смысл, как правило, заимствуется в памяти опыта (за исключением восприятия нового). На понятийном уровне содержательный смысл формируется разумным постижением содержания проблемы, нередко с помощью инсайта – интеллектуальной интуиции воображения. На смысловом уровне осознание приходит в форме переживаемого смысла с помощью смыслообразующей функции сознания. Непосредственное знание переживаемого смысла становится рациональным опосредованным знанием с помощью искусства толкования (интерпретации) смысла.
Понимание и предпонимание – два важных аспекта познания и восприятия мира. Предпонимание относится к способности предвидеть или предсказывать результаты, события или последствия на основе имеющихся данных или понимания. Оно помогает нам формировать ожидания и предположения о том, что может произойти в будущем или в определенных ситуациях. Это влияет на то, как мы воспринимаем и фильтруем информацию, наши выводы и интерпретации могут быть смещены в соответствии с нашими предпониманиями. Предпонимание основано на интуиции, опыте и понимании причинно-следственных связей.
Предпонимание может помочь нам определить ракурс, точку зрения или направление мышления при встрече с новым явлением или проблемой. Оно позволяет нам создать некоторую предварительную модель или гипотезу о том, что может быть важным или значимым в данной ситуации. Успешный поиск подхода к пониманию нового явления или проблемы возможен лишь благодаря предпониманию.
Таким образом, предпонимание можно рассматривать как априорную предпосылку понимания, составляющую наш горизонт понимания, который позволяет нам ориентироваться в мире, определяет нашу способность предвидеть или предсказывать результаты, события или последствия, но требует постоянного критического подхода и пересмотра наших предварительных предположений. Можно сказать, что предпонимание как горизонт понимания представляет собой некий рамочный контекст, в котором мы анализируем, интерпретируем и осмысливаем информацию.
Горизонт понимания относится к широте и глубине нашего понимания в жизни или определенной области. Он определяется уровнем знаний, опытом и контекстом, в котором мы воспринимаем информацию. Чем более широкий горизонт понимания, тем больше мы можем увидеть и понять в данной области. Горизонт понимания может расширяться через изучение, опыт, и обмен идеями с другими людьми.
С другой стороны, предпонимание как личный горизонт понимания ограничивает человека в понимании других.(Известный математик Давид Гильберт однажды пошутил: Каждый человек имеет некоторый определённый горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения»).
Если мы не знаем собеседника и его манеру общения, легко ошибиться в толковании его слов и намерений. Чтобы понять Другого надо выйти за пределы своего горизонта, стать на его место и посмотреть на ситуацию его глазами, или с его позиций рассмотреть самого себя. За каждым словом, жестом или фрагментом ситуации стоит замысел, который нам предстоит раскрыть.
Проблема взаимопонимания возникает в отношении «Я» – Другой. Для того, чтобы Другой смог оценить насколько «Я» что-либо поняло, это самое «Я» должно объяснить своё понимание Другому. Каждый участник диалога находится в одном из двух состояний: либо объяснения для Другого, либо понимания того, что этот Другой понял.
Мы различно воспринимаем одни и те же внешние события и потому каждый из нас живет в таком мире, как он его понимает, зависящем от свойств его души. Чувство удовлетворения (наше счастье) больше связано с тем, что происходит внутри нас, нежели с тем, что несут нам вещи внешнего мира, имеющие косвенное влияние через возбуждаемые в нас ощущения, представления и желания.
Киев 2023.
Свидетельство о публикации №223071301018
Матиас Сибиряков 05.12.2023 13:35 Заявить о нарушении