К вопросу об Отечестве

Собственники и наёмные рабочие, незначительное число («верхние десять тысяч») богачей – и десятки миллионов неимущих и трудящихся, это, поистине, «две нации».
В. Ленин

Капитал утверждает, что марксисты, выступая с лозунгом «Рабочие не имеют отечества», предают своё отечество, действуют в интересах других наций. Обыватель может наивно и бессознательно верить капиталу. Оно и понятно. Обыватель, как правило, рассматривает явления общественной жизни поверхностно, т.е. в том виде, в каком они проявляются. Но достаточно подумать о содержании понятий «отечество», «нация», рассмотреть эти понятия с классовой точки зрения, т.е. исходя из конкретных условий жизни различных групп людей, чтобы понять, что капитал нагло врёт.


Для капитала вообще характерно говорить общими, голыми фразами: «отечество», «национальные интересы» и т.д., тщательно избегая классового содержания этих понятий. Подменять конкретное абстрактным – излюбленный приём обмана рабочего класса капиталом.


Марксисты отвергают такой подход. Марксисты рассматривают явления общественной жизни с классовой точки зрения, которого, как огня, боится капитал.


Итак, что такое нация?


Чтобы жить, люди должны иметь пищу, одежду, жилище и другие материальные блага. Но эти блага природа не даёт им в готовом виде. Чтобы их получить, люди должны производить, трудиться. Но люди трудятся не изолированно друг от друга, а объединяясь в группы, общества, и в этом смысле образуют общность.

Общность имеет свою историю, она прошла через различные стадии своего развития.


Первой в истории формой объединения людей была родоплеменная общность, в которой наряду с трудовыми отношениями существенное значение имели кровнородственные связи. На заре существования рода половые и возрастные отношения выступали на передний план. Связанные кровными узами роды объединялись в племена, которые характеризовались не только общностью родства, но и языка и территории.


Коллективный труд на базе общей собственности на средства производства, совместная защита общих интересов – вот что характеризует эти первобытные образования. При низком уровне развития производительных сил только такая тесная сплочённость людей могла обеспечить существование и развитие общества.


С развитием разделения труда и обмена, с появлением частной собственности и классов, т.е. больших групп людей с противоположными интересами, кровнородственные связи постепенно утратили прежнее значение, их диапазон ограничился кругом семьи и ближайших родственников. Произошло смещение родственных племён и образование народностей. Экономическая потребность делает «необходимым… слияние отдельных племенных территорий в одну общую территорию всего народа» (Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1888 г.).


Но и эта форма общности оказалась с течением времени слишком ограниченной для развития производства и обмена, когда последний стал охватывать самые различные виды деятельности людей, устранять экономическую разобщенность отдельных хозяйственных районов, укреплять связи между жителями данной народности и близких к ней народностей, содействовать образованию общего для них языка, общих черт культуры. Необходимым следствием этого стала экономическая централизация. Независимые, связанные почти только союзными отношениями области с различными интересами, законами, правительствами, таможенными пошлинами оказались устойчиво сплоченными «в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей». (К. Маркс и Ф. Энгельс, «Манифест Коммунистической Партии», 1847-1848 г.г.).


Как и народность, нация обладает такими признаками, как общность территории, языка, психологического склада и культуры. «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». (И. Сталин, «Марксизм и национальный вопрос», 1913 г., т. 2, с. 296-297). Однако в отличие от народности – нация более устойчивая общность людей, причём устойчивость ей придают не территориальные, языковые, культурные, религиозные и т.д. интересы, а глубокие экономические связи, которые присуще исключительно капитализму – капитализму, при котором наиболее обнажённо выступает антагонизм противоположных классов в недрах данной нации.


Капиталистическое общество не стоит на месте; оно развивается. Чем дальше развивается капиталистическое общество, тем явственнее обнаруживается непримиримая противоположность классовых интересов капитала и рабочего класса. А чем явственнее обнаруживается эта противоположность, тем сильнее рабочий класс проникается классовым (политическим) самосознанием. И чем сильнее рабочий класс проникается классовым самосознанием, тем решительнее он включается в борьбу за политическое господство в обществе. Теперь капитал уже не может действовать без оглядки. Всё больше и больше даёт о себе знать рабочий класс, который стремится уничтожить господство капитала в обществе. Начиная с этого момента, общественная жизнь в капиталистическом обществе осуществляется на основе непримиримой враждебной классовой борьбы между рабочим классом и капиталом.


Но если общественная жизнь в капиталистическом обществе осуществляется путём непримиримой враждебной классовой борьбы между рабочим классом и капиталом, то какие вообще могут быть у капитала и рабочего класса общие интересы? Говорить, что у капитала и рабочего класса могут быть общие интересы – это всё равно, что говорить, что интересы насильника и жертвы совпадают. Как можно рабочий класс призывать защищать «отечество», если он в этом «отечестве» эксплуатируется, низведён до положения рабочей скотины? Призывать рабочий класс к преданности и любви к отечеству, к отечеству, в котором он подвергается нещадной эксплуатации, живёт в бедности и нищете, становится жертвой постоянного обмана как со стороны государства, так и со стороны мошенников всех мастей, – это значит обманывать его, значит призывать его защищать враждебные ему интересы капитала.

 
Спросите «просвещённого» патриота, что такое патриотизм, – он, не задумываясь, ответит: «любовь к родине». Но он никогда не ответит на просьбу дать такое общее определение патриотизма, которое подходило бы и для России, и для Украины, и для Грузии, и для Польши и т.д. Почему же? Да просто потому, что он прекрасно понимает, что определение патриотизм, которое одинаково подходило бы для всех наций, неумолимо приводит к враждебному противостоянию наций; русские, украинцы, грузины, татары и т.д., одним словом, все нации выпячивают свой патриотизм и – начинается война всех против всех.


Пропаганда патриотизма в условиях капитализма на самом деле есть хитроумная реализация древнего принципа: «разделяй и властвуй». Спекулируя на привязанности человека к своей нации, капитал переключает внимание рабочего класса с борьбы против капитализма на борьбу межнациональную.


При капитализме рабочий класс всех отдельных национальных капиталистических стран находится в одинаковом для него экономическом положении: в положении эксплуатируемого класса. А это фактически означает, что борьба рабочего класса против капитала, по сути, интернациональна. Собственно лозунг: «У рабочего нет отечества» – означает не что иное, как то, что подобно тому, как капитал не национален, а интернационален, так и рабочий класс не национален, а интернационален. Следовательно, и условия освобождения рабочего класса от капиталистического ига тоже интернациональны.


Поэтому «больше, чем когда бы то ни было, верны теперь слова «Коммунистического Манифеста», что «рабочие не имеют отечества». Только интернациональная борьба пролетариата против буржуазии может сохранить его завоевания и открыть угнетённым массам путь к лучшему будущему». (В. Ленин, «Конференция заграничных секций РСДРП», изд. 4, т. 21, с. 138-139). 1915 г.).

За рабочий класс!
Рафик Кулиев
7 октября 2014 г.


Рецензии