Искусство наглядности. Карикатура
(реальное и духовное в изобразительном искусстве)
Наглядно – в прямом смысле значит - воспринимаемо зрительно. Таким образом, искусство наглядности – это умение дать людям возможность зрительно воспринять информацию: предъявить то, что можно увидеть непосредственно, а если нельзя, то показать фотографию, макет или нарисованное изображение. Через художественное опосредование можно передать информацию не только о видимом материальном мире, но и о мире невидимом, мыслимом, и даже о мире духовном.
Во все времена самым наглядным видом искусства был театр с песнями и поясками. Теперь его место во многом занял кинематограф. А остановить прекрасное мгновение и насладиться им нам позволяют нам фотографы и художники. Они, так же, как и творцы в других видах искусства, демонстрируют нам в своих творениях не столько реальный мир, сколько свой собственный: понятийный, фантазийный, духовный. И изображают его зримо, наглядно.
Вся вселенная пронизана Духом Божьим и не укрыться от него.
Искусство занимается тем, что вербализирует, визуализирует и озвучивает ДУХ, показывает духовный мир человека, понятийный и эмоциональный. Искусство всегда духовно, но дух, пронизывающий его может быть Божьим, а может быть дьявольским.
Далее ещё будем говорить о наглядности изображения духовного мира в произведениях изобразительного искусства. Тем не менее, начнём с рассмотрения попыток максимально реально отобразить материальный мир – такие попытки были у художников ещё со времён Древнего Рима. Сохранились древние росписи, на которых предметы изображены так искусно, что их хочется взять в руки. Иной максимальный реализм – фотографии. В своё время были сделаны фотографии, сохранившие для нас реальный облик городов, домов и людей 19-го века. В первом случае – это больше игра, чем искусство, во втором – создание документа. Эти изображения не несут эмоциональной нагрузки, они не заставляют нас радоваться или печалиться, не возбуждают мысль, так, как это делает художественная фотография или живопись.
Теперь зайдём с другого конца и рассмотрим нереалистические изображения. В них реальные предметы изображены схематически или обозначены символами, так же символически переданы отношения между предметами и людьми, понятийные, эмоциональные и духовные связи. Такие изображения издавна использовались в религиозной практике, как языческой, так и христианской. Это языческие камни и столбы, обозначающие богов, с рисунками и орнаментами на них, наскальные изображения, орнаменты-обереги на одежде и жилищах.
Изображения богов делались символическими, потому, что боги – это невидимые духи, и не имеют плоти. Тем не менее, уже на закате языческих верований мы видим почти полное подражание человеческой плоти в статуях богов: Юпитера, Венеры, Афродиты и других. Здесь изображена плоть в её идеализированном виде – такими только и могут быть боги в представлении язычников.
Примерно то же самое мы видим в христианских иконах. В самом начале христианства редко, но встречаются изображения святых подобные реалистическим фаюмским портретам. Затем церковь взяла иконописание под контроль, и была разработана система правил – что и как можно изображать на иконах. Никакой вызывающей влечение плоти, тем более обнажённой, кроме изображения телесных страданий мучеников, но и там святые практически бесплотные, бестелесные. Много условностей, подчёркивающих духовную высоту святых, символика поз и жестов, особенности композиции, разъясняющие отношения между представленными героями. Разработаны свои условные знаки для изображения домов, деревьев, гор, воды. При этом используются приёмы, влияющие не только на духовное, но и на эмоциональное воздействие иконы на верующих.
Когда католицизм отделился от православия, он изменил правила изображения святых. Вместо икон появились статуи, появилась церковная живопись, на которой изображались Богородица, Спаситель и святые во всей красе цветущей плоти. Условность иконописи сменилась реалистической живописью одежд, интерьеров и пейзажей. С 17-го века эти тенденции проникли и в православные иконы. Главное, что при этом изменилось – вместо духовности появилась душевность, сентиментальность, чувственность, следование влечению страстей. Вот почему современные иконописцы предпочитают брать за образцы для работы иконы не позднее конца 16-го века.
Можно ли поставить в вину художникам выход за рамки духовного и переход к воспеванию телесных страстей? В этом вина не их, а общества, в котором они жили и творили.
Художнику нужны краски, да и просто он хочет кушать, поэтому работает по заказу частных лиц или общества, что ограничивает свободу его творчества. Редко, но бывает, что художника содержит семья, надеясь в будущем заработать на его картинах. Но даже в этом случае художник не выходит из социума и творит в рамках общепринятого мировоззрения. И если общество жаждет страстного и сентиментального – как наслаждение дарованным Богом счастьем жить, любить – то и художник в своих работах воспевает прекрасный мир, прекрасную человеческую плоть, прекрасные дары природы. При этом все художники 13 – 19 веков были верующими и творили во славу Божию – так, как они её понимали в то время. Изображённая на их полотнах красота женского тела – прославление творения Господа, а не похоть, как может подумать современный безбожный развращённый человек.
В искусстве классицизма, романтизма, сентиментализма и, позднее, реализма – есть свои условности, свои правила – но мир отображён не символически, а через реальные, материальные объекты. Через жесты и позы людей, через вещи, которыми окружены персонажи, через реалистические пейзажи. Через цвет и композицию картины, но цвет – это реальный цвет реальных вещей, а композиция – реальный пейзаж или интерьер. Подчёркнутая реалистичность изображений во многом лишает их духовности, и это связано с распространением просвещённого материалистического мировоззрения. Философы объявили, что Бог умер. Уже не прославлялась красота Божьего мира. Вдруг художники, а с ними и весь мир, увидели вокруг несовершенное, уродливое, страшное.
В 20-м веке мир кардинально изменился. Развитие науки и техники привело к созданию фотографии и кинематографии, что не только сделало неактуальным зеркальное изображение материального мира, но и изменило у людей само зрительное восприятие. Не сразу, но постепенно зрители стали понимать кадры по фрагменту, научились мысленно воссоздавать не изображённые детали объектов. Они уже не пугались, как вначале, кинокадра, где предельно реально показана только голова или только руки человека. Это была новая условность нового типа изображений. Новая условность заключалась и в том, что композиция перестала строиться как театральная сцена, а жесты и позы стали естественными, как в жизни.
Изобразительное искусство не умерло, но отошло от необходимости отражать материальный мир, оставив за собой право отражать мир мыслимый, эмоциональный и духовный. Только духовность уже стала иной – безбожной, пессимистической и даже бесовской. Так от импрессионизма и экспрессионизма художники перешли к абстракционизму.
Именно в этом, последнем течении наглядно видна не столько уродливость мира, сколько уродливость безбожной души человеческой.
Такова позиция художника – внешний мир уже нет необходимости изображать реально, нас не интересует его оболочка, нас интересует то, что мы думаем о мире. Каково субъективное, личное отношение к миру? Художник передаёт свою любовь к миру и свою нелюбовь, любование миром и отрицание его, как не достойного любви. А в результате получается КАРИКАТУРА на мир, на человека, на общество.
При негативном отношении к миру , он изображается с насмешкой, пародийно, иногда злобно и жестоко, иногда иронично. Иногда изображается без осмеяния, безобидным дружеским шаржем, иногда весело с любовью. Художник проявляет не просто осуждение или любование, но рассуждает с мудростью и философически.
Возможно, первым карикатуристом следует назвать Иеронима Босха. Теперь
всякого художника тянет к карикатурному изображению мира.
Карикатура часто связана с литературой, строится на основе литературы, высказывания. Она и выросла из книжной иллюстрации, и народного искусства лубка – визуализации текста.
Карикатура использует приёмы преувеличения отдельных свойств, метафору, сравнение, преувеличение, гротеск, намёк… Это СИМВОЛИКА, предмет заменяется символом, знаком, связи, отношения визуализируются соответствующими приёмами. Намеренное искажение, полный отход от реализма. Упрощение или усложнение мира – как кому видится, какова цель карикатурного искажения.
Например, увеличиваются грудь и бёдра, как у языческой богини матери. Увеличивается голова, глаза рисуются огромные, как у богов и бесов. Тело изображается в нереальных позах, в неустойчивых положениях – как неустойчив окружающий человека мир.
Природа искажена – иногда с преувеличенной сентиментальностью, иногда с вызывающими ужас подробностями. В зависимости от характера, художник пишет – то резко, почти дисгармонично, то мягко и орнаментально – карикатуры бывают разные.
Карикатура проникла в современные детские книжки, мультики и игрушки, куклы теперь совсем не такие, какими были в 19-м веке и ранее.
Теперь мы уже достаточно напуганы бесовским искусством и нас тянет обратно, в классицизм, с его спокойствием и уверенностью в Божий промысел. Значит ли это, что надо вернуться к искусству прошлых веков, и к какому именно? Или достаточно просто наслаждаться оставленным нам наследством? Или копировать, и копировать старые образцы, подражать им?
На самом деле это и происходит – не имея собственной мировоззренческой духовности, художники снова и снова подражают и копируют. Любители классицизма скрупулёзно копируют итальянские пейзажи и голландские натюрморты, приверженцы абстракционизма творят беспредметные композиции при помощи современной техники. Пенсионеры из школы Академии художеств пишут передвижнические или импрессионистические пейзажи, художники, получившие более современное образование, подражают экспрессионизму и структурализму. НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ и БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ таких произведений налицо, они наглядно отражают несостоятельный убогий духовный мир живущих сейчас людей. Однако, эти картины покупают и вешают на стены в богатых домах, а пенсионеры дарят их своим родным и знакомым. Ведь на самом же деле создано так много живописных и графических произведений, копирующих в той или иной мере старые образцы, что их просто некуда девать.
Свидетельство о публикации №223071301349
http://proza.ru/2023/08/15/12
Райя Снегирева 15.08.2023 22:48 Заявить о нарушении