Музыка тишины Информация к размышлению

Молчание бывает разным –
Красноречивым или нет,
Быть может темным и опасным
Или скрывать душевный свет...(автор неизвестен)

Как-то в на улицах одного города в Англии, появилось объявление : " Неизвестный  пианист дает один единственный  концерт " Виртуоз тишины"".
В назначенный день и час музыкант вышел на сцену, поприветствовал зрителей и сел за рояль. Зал был переполнен.
Поскольку все струны были сняты с инструмента, то во время его выступления не раздалось ни единого звука.
Люди словно сговорившись продолжали сидеть и смотреть в зал.
         После двух часов гробовой тишины концерт окончился. Пианист встал и поклонился. Его проводили бурными аплодисментами.
На следующий день пианиста спросили: зачем вы устроили этот концерт?
Он ответил: «Я хотел посмотреть, как далеко простирается человеческая глупость: она безгранична».
Но все ли так прямолинейно и однозначно? Думаю, что нет.
Хочу напомнить 51 статью Конституции РФ, в которой идет речь о " Праве на молчание". Хотя Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод прямо не содержит такого положения, но является общепризнанной международной нормой, полностью согласующейся с Международным пактом о гражданских и политических правах.
Я начала с этого факта потому, что с точки зрения Российского общества, ничего особенного не произошло: люди просто пришли посидеть в тишине. А, с точки зрения западного общества, здесь можно напридумывать  множество выводов! В том числе и такой, какой был высказан пианистом.
Теперь только я начну говорить о том, кто в этом случае дважды не прав. Это пианист, который  дал объявление, позвал людей. Они поверили, пришли. Это первое. А второе - от дал им осуждающую оценку в коллективной глупости.
И вот , что самое интересное, что подтверждают ученые и каждый из нас: самое сложное в человеческих отношениях - это уметь слышать, но еще сложнее - уметь молчаливо понимать друг друга.
Казалось бы, простой вопрос: зачем нам дан один рот и два уха? ( физиологию учитывать не будем) : чтобы слышать в два раза больше, чем говорить. И если каждый из нас согласен, что отношения - это гармония, то не слыша внутреннюю настройку тональности - не построить ни одного аккорда,  я уже не говорю о мелодии.
И вот еще, что забавное всплывает для понимания: в дуэте "мужчина -женщина" понятно, что более низкие ноты - это мужские, а более звонкие - женские. Голос - это физическое ( и гендерное) воплощение души. При нарушении этих правил нарушается и сама гармония. Ее просто не может быть. Если в дуэте один  раскрывает свою душу, а партнер нет - шанса услышать созвучие нет. И мы чувствуем, что можно быть совершенно открытым — и при этом в гармонии с другими. Не надо подлаживаться под них, надо просто их слышать и звучать самому.
Еще раз: слышать и звучать самому!
А теперь еще сложнее - насколько человек ( не важно мужчина или женщина) может слышать самого себя.
У психологов есть такое задание для человека, которому нужно помочь разобраться в себе: надо стать в час пик где-то , например, в супермаркете   недалеко от кассы и спеть любую песню от начала до конца. Не спешите говорить , что это дурацкое задание. Во-первых, это способ узнать себя на возможность преодоления страха, стыда, несвойственного поступка. Во-вторых - это уникальная возможность попробовать слышать себя в толпе.
Да, это совершенно непривычная ситуация. Но все человеческие проблемы от того, что страх быть  непонятым - блокирует наш  внутренний рост и являются препятствием на пути к новым целям и развитию.  «Я не смогу», «мне стыдно», «я пока не готов», " меня начнут критиковать и смеяться надо мной" - куча отговорок вместо авантюрной фразы: " А что, если попробовать? Если рискнуть? Поверить в свои силы". 
Как-то мне позвонила моя подруга и просто заорала в телефонную трубку: " Ты представляешь, мы с ним месяц знакомы, а он попросил у меня эротическую фотографию!". Вслед за этим пошел яркий "каскад" возмущения. Выслушав ее, я спокойно ответила: " Я понимаю тебя! Вот наглец! Тебе же уже под 50! Какая эротическая фотография!".
Потом  состоялся такой диалог. Следите за словами:
- Ты что имеешь в виду? На что ты намекаешь?
- Я не намекаю, я говорю, как есть : тебе скоро полтинник, чего фоткать-то?
- Ты хочешь сказать, что я недостаточно красива для своих годов, и что мне нет чего показать?
- Судя по твоей реакции - да.
- Это неправда!
- Согласна, что отправлять откровенные фото не стоит. Но скажи: ты хоть когда-то, для себя, делала такие фото?
- Я что, ненормальная?
Разговор на эту тему я прекратила, понимая, что ни при каких обстоятельствах, подруга не сделает собственное  "селфи" у зеркала в ночной рубашке. Но я ошиблась.
На восьмое марта мы собрались с коллегами у меня дома. Было весело. Абсолютно все находились в раскованном состоянии. Кто-то достал шкатулку с жемчугом, который я собирала в течение жизни привозя с разных южных морей.
- Ой, девушки, - неожиданно вспомнила я, - У меня есть такое уникальное фото начала века. Я сейчас вам покажу.
Я достала  альбом и открыла нужную страницу. На фотографии была женщина в легком прозрачной пеньюаре, а на шее у нее было роскошное ожерелье из жемчуга.
- Ничего себе. Вот красота какая!
И как вы думаете, кто это произнес?
- И я такое фото хочу! - неожиданно произнесла "нормальная", - У тебя есть что-то подобное этому?
- Что именно? - уточнила я.
- Пеньюар!
На следующий день, на работе, подруга зашла ко мне в кабинет и произнесла:
- Спасибо тебе. Я давно не видела себя столь красивой.
При этих словах она вся сияла.
        Я почему именно этот пример привела здесь.
        В самом начале этой истории, подруга не смогла услышать саму себя внутри. Не смогла саму себя попробовать увидеть со стороны. Сразу заблокировала все негативным возмущением.
А. что собственно произошло? Глобального - ничего. Но то, что вчера  подруга считала стыдным, в конкретной ситуации оказалось эстетической красотой.
Но вернемся к нашей тишине.
Почему бытует такое мнение, что счастье любит тишину.
И, в тоже время, молчание - сильнейший конфликтоген: обида, непонимание, унижение, избегание, давление, насилие. Молчание - сильнейший манипулятор!
Есть еще яркое словосочетание в русском языке -"красноречивое молчание".
Все наши  человеческие проблемы в том, что нам не хватаем мудрости уметь выразить тактично и грамотно свою мысль, отстоять мнение, защитить позицию. А, иногда и красноречиво промолчать, когда эмоции застилают разум, когда "тишина" молчания  продуктивней "грохота"  слов.
Сидели люди в наполненном зале и слушали тишину...
Они слушали музыку каждый свою в своей душе!
И кто знает, может эта  "музыка " внутри себя рожденная сенсорными  нейронами шлет в мозг  сигналы, несущие акустический феномен: в момент тишины человек не обязательно слушает тишину как она есть, у него в уме могут зазвучать  мелодии, которые он раньше никогда не слышал;  слова на неизвестном языке, шумы космического происхождения.
Мы стремимся к необыкновенным открытиям, ищем неведомые страны, земли, острова... Но почему мы так мало стремимся открыть себя в себе?
А это так просто: сесть и просто послушать тишину...
          PS: Посмотрите, на заставке старинная фотография. Когда смотришь на нее, говорить не хочется... Хочется просто  слушать симфонию тишины...




Рецензии
Философствуем, Лидия Владимировна?
А что - тоже хорошо.
Что касается меня, то, кроме текста, мне понравилось фото в заставке (помолчу) И возник вопрос: а чьи стихи в начале?

Альберт Иванович Храптович   17.07.2023 05:59     Заявить о нарушении
Чьи стихи не знаю, Альберт Иванович! Надо добавить, что автор неизвестен. Я их нашла в интернете.
Спасибо, что обратили внимание. Недоглядела.
Лида

Лидия Сикорская   17.07.2023 08:15   Заявить о нарушении