Как богатый современник попал в Царство Небесное

Многим известна фраза Иисуса Христа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).

В свое время богатому мытарю Закхею осуществить эту задачу помог Христос, Своим мощным Духом пробудивший в нем веру, в результате чего тот покаялся и половину своего имения раздал нищим, а всем обиженным ним возместил вчетверо» (Лк. 19:6).

В наше время, когда не только Христа нет рядом, но и обычные священники не проводят системную просветительскую и миссионерскую деятельность среди нашего поголовно далекого от религии населения, попадание в Царство Божие не только богатому, но и простому честному человеку кажется недостижимым.

Причина? Как правило, среди характерных черт ряда святых подвижников, которые были прославлены не только канонически, но и почитанием народа и жили незадолго до нас, присутствует такой не слишком часто встречающийся набор, как сильная воля, целеустремленность, большая работоспособность, одаренность (они зачастую были первыми учениками), нетерпимость к лицемерию, лжи и т.д.

Обладал ли всеми этими качествами, например, апостол Павел? Безусловно. Вот только его с юности основательно обучали религиозным канонам фарисеи, и поэтому ему потребовался лишь толчок в виде ослепившего его Света с небес на пути в Дамаск и КРАТКОГО напутствия Христа, чтобы обратиться и стать преданным христианским апостолом.

В наше же время, когда в душах людей вследствие многолетнего насильственного атеизма совершенно отсутствует какой-либо РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТ, вся их твердость характера, как правило, используется для достижения мирского богатства (ведь все окружающие мечтают о нем!), а лучшие моральные качества нередко загоняются вглубь сердец, чему активно способствуют и бесовские соблазны.

Правда, бывают и исключения (к сожалению, очень редкие), когда человек, даже став богатым, долго мается, не находя удовлетворения в жизни, и никак не может отыскать истинный путь, по ходу пытаясь «взять от жизни все» и тем самым  накапливая множество грехов.

И даже если по прошествии немалого времени ему удается каким-то чудом уверовать в Бога, вся его дальнейшая жизнь нередко превращается в настоящую Голгофу, ибо иначе просто невозможно в итоге предстать перед Всевышним очистившимся от тяжкого многолетнего греховного балласта.

Об одном таком человеке – всенародно известном советском поэте-песеннике О. Гаджикасимове, хотелось бы рассказать более подробно (совсем недавно довелось впервые посмотреть на Ютубе фильм о нем «Храм для Онегина. После славы», хотя читала я о нем и раньше).

О. Гаджикасимов родился в 1937 году в Баку в аристократической азербайджанской семье  с иранскими мусульманскими корнями. В его роду были дипломаты, политики, юристы, врачи, муллы («гаджи» в фамилии означает, что его предки в свое время совершали хадж в Мекку).  Его отец трудился на ниве юриспруденции, а мать была первой в истории Азербайджана женщиной, защитившей диссертацию по детской психологии,  а также известным литературоведом. Именно она дала сыну, родившемуся в год столетия со дня смерти А.С. Пушкина, необычное имя – Онегин.

В 17 лет этот способный и общительный парень поступил в Московский литературный институт им. Горького. Талантливый поэт, отличник, владеющий несколькими иностранными языками, один из лучших выпускников Московского литературного института, Онегин после 4-х летней службы в морской авиации возвратился в Москву, пришел на работу в музыкальную редакцию Всесоюзного радио и оказался у истоков создания советской поп-музыки.

Он активно начал писать стихи для песен о любви, которых так не хватало в советскую эпоху, и получалось это у него лучше всех. Песни на его слова неизменно становились шлягерами, с ним работали самые лучшие композиторы и певцы: Д.Тухманов, П. Бюль-Бюль оглы, А. Зацепин, М. Магомаев, В. Ободзинский, В. Мулерман, И. Кобзон, А. Пугачева, Ю. Антонов, В. Толкунова, Л. Сенчина, Е. Мартынов и другие.

  Многие помнят его «Алешкину любовь»: «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…», «Восточную песню»: «С каждой строчки только точки после буквы «л»…», «Дождь и я»: «Желтый дождь стучит по крышам, по аллеям и по листьям…» и многие-многие другие (всего он написал тексты к более чем 100 песням).

В 1970-е годы на радио стали появляться также иностранные песни, и Онегин берется за их перевод на русский язык. Его переводы песен Битлз, Дж. Моранди, Т.Кутуньо, Джо Дассена и т.д. были поэтичными, пронзительными, западающими в душу, и вся страна подхватывала их. Огромное количество зарубежных шлягеров стали достоянием российской культуры благодаря талантливым переводам Гаджикасимова.

В то время люди часами выстаивали в очередях у магазинов, чтобы купить пластинку с его песнями. Тираж ПРОДАННЫХ его авторских пластинок достиг немыслимых 15 млн. 795 тысяч экземпляров и до сих пор никем не превзойден ни на советском, ни на постсоветском пространстве.

Соответственно, этот человек, несмотря на все тогдашние ограничения, был очень богат. Авторские гонорары Онегина доходили до тридцати тысяч рублей в месяц – огромные выплаты по тем временам. Однако, вопреки ожиданиям, одновременно он обладал множеством положительных качеств: был честен, порядочен, необычайно трудолюбив, целеустремлен, талантлив и образован.

Кумир миллионов, душа компании, гордость родственников, почетный гость в домах друзей, родных, чиновников и дипломатов, любящий жизнь во всех ее проявлениях (в том числе женщин – только официально он был женат четыре раза и имел двух сыновей), он часто лично оплачивал обширные ресторанные дружеские застолья, помогал родным и знакомым выучиться и найти свое место в жизни, всегда был весел с друзьями, исполнен больших творческих планов…
 
И вдруг на самом пике славы О. Гаджикасимов внезапно исчезает – многие пытались с ним связаться, но он всячески избегал былых контактов. Ходили упорные слухи, что он бросил все и скрылся из-за опалы со стороны вышестоящего руководства, которое якобы было недовольно тем, что он не писал патриотических песен, чинило ему всяческие препятствия и лишало телерадиоэфиров.

На самом деле то, что с ним тогда произошло, назвать иначе, чем ВЛАСТНЫМ ПРИЗЫВОМ ГОСПОДА Своего избранника послужить во славу Божью, просто невозможно.

Позже он скажет о своем творчестве: «Ни одна песня не приносила мне духовного удовлетворения. Уже тогда в песнях я искал Бога, но еще об этом не знал».
 
Несомненно, неосознанное недовольство своим образом жизни и интуитивная тяга к Богу в нем зрели давно, иначе даже при всех мирских гонениях, имея значительные накопления и обширную влиятельную родню, он так или иначе сумел бы неплохо устроиться в обществе или же, зная языки, смог бы эмигрировать, в конце концов. Но его выбор многих просто ошеломил.

Шел 1985 год, когда 48-летнему Онегину попалась в руки Библия. Невозможно в это поверить, но человек неподготовленный, совершенно далекий от глубоких и не всегда понятных библейских текстов, он читал ее, не отрываясь, три дня! Кончилось тем, что он просто физически ослеп. К счастью, зрение восстановилось спустя несколько дней. Но именно в тот момент, по его признанию, когда физическое зрение было потеряно, у него открылось внутреннее – духовное зрение.

В этом прослеживается поразительная  аналогия с апостолом Павлом. Как известно, ревностному иудею, апостолу Павлу, на пути в Дамаск, куда он шел как гонитель христиан, явился Сам Христос и призвал его на христианское служение. При этом Павел ослеп на несколько дней и после прозрения до конца жизни оставался верен Господу.

Такой же резкий поворот в своей судьбе сделал и знаменитый поэт-песенник Гаджикасимов. Когда к Онегину вернулось зрение, он (потомственный мусульманин!) принял православное крещение с именем Олег в провинциальном храме на отдаленной белорусской станции, сжег все свои записи, избавился от ценных вещей, отказался от семьи, дружеских застолий и прочих радостей мирской жизни и навсегда прервал все контакты с миром и родственниками.
 
После этого он еще три года прожил в аскетических условиях на заброшенной даче, тщательно готовясь к исполнению окончательно сделанного ним выбора – будущей монашеской жизни.
         
В 1989 году он пришел в Оптину пустынь, пожертвовал все свои сбережения монастырю, принял там иночество (в 51 год!) с именем Афанасий, затем в 1991 году был пострижен в монахи с именем Силуан.
 
Именно в Оптиной пустыни впервые открылся его дар проповедника. По благословению настоятеля архимандрита Евлогия начинал он с бесед с молодежью. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей.

Одной из ярких его черт была феноменальная память. «Я, как ни стараюсь, не могу забыть того, что я услышал или прочитал», – говорил он. Помнил он всё настолько точно, что, цитируя святых отцов, называл не только автора и издание, но и номер страницы, а иногда и строки.

Он стал одним из известнейших для своего времени проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от монастыря мест.

Отец Силуан был также и удивительным экскурсоводом. Многие приезжающие хотели слушать только его рассказы об обители, называли его лучшим экскурсоводом Оптиной.

Во время его пребывания в Оптиной Пустыни там произошел всколыхнувший весь православный мир случай убийства сатанистом иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта на Пасху 1993 года (эти события описаны в книге «Пасха Красная»).

Это поразительно, но одной из жертв наверняка должен был стать именно отец Силуан – на рассвете того пасхального дня убийца ПЕРВЫМ встретил на тропинке отца Силуана, но не убил его, потому что внезапно появился лишний очевидец – послушник НИКОЛАЙ и окликнул Гаджикасимова. Убийца прошел мимо. О его намерениях никто, конечно, знать не мог. Отец Силуан впоследствии говорил, что это святитель Николай спас его от смерти. Несомненно, Господь тогда сохранил Своего талантливого избранника с целью продолжения его важной апостольской миссии.

Один из богословов как-то сказал, что живущие в монастырях монахи спасают в основном сами себя, а апостолы идут в народ и спасают многих.

Вот и отец Силуан в 1994 году ПО ВОЛЕ ПРОМЫСЛА БОЖЬЕГО ушел из Оптиной Пустыни и поселился в Подмосковье, снимая комнату близ Домодедова. Там он ходил молиться в ближайший Никольский храм в селе Лямцево (настоятелем в нем был протоиерей Александр Трушин) и продолжил активную проповедническую деятельность. Своего прихода у отца Силуана никогда не было, и настоятелем он также не стал.

Аскетизм его подвижнической жизни поражает. Как свидетельствует протоиерей Трушин, будучи монахом, отец Силуан ни разу не пригубил спиртного, утверждая, что «свое Каспийское море он уже выпил» (курить он бросил сразу после крещения).
 
Год за годом на весь Великий пост, который длится 48 дней, отец Силуан просил запирать его в квартире, предварительно закупив себе продукты и отключая телефон. Как-то Трушин не смог приехать к нему в день Пасхи, а зашел только на следующий. «Что же ты не приехал? – спросил его при этом отец Силуан, – мне так хотелось разговеться!»  Оказалось, он не рассчитал скромный набор запасенных сухих продуктов и всю последнюю неделю пил только воду.
 
В Оптиной Пустыни остался его духовный отец и друг схиархимандрит (тогда схиигумен) Илий (Ноздрин), связь с которым отец Силуан не разрывал до последних дней жизни, всегда стараясь следовать его наставлениям и отзываясь о нем с горячей преданностью и любовью. Однажды схиархимандрит Илий при встрече сказал ему: «Я думал, в миру ты изменишься, впадешь в духовное расслабление. Но ты монастырь унес с собой».

Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи, отец Силуан духовно просвещал людей и всегда открыт был для любой аудитории.

Вспоминая отца Силуана, одна монахиня, которую, как и ее родителей, он привел к вере, свидетельствовала о нем так:

«Без сомнения, это был промысл Божий, что некоторые монахи вдруг оказались вне монастыря. Благодаря им, как новым апостолам веры, многие люди, которые не доехали бы сами до этих знаменитых обителей, не могли бы узнать так много о православии и об аскетическом подвиге спасения, о том, каким образом можно спасти свою душу. Вот и я, и мой отец, который тогда и слушать не хотел о Церкви, – мы никогда бы сами не поехали в Оптину или другое место. Но меня просто познакомили на нашем приходе с отцом Силуаном: «Он всё тебе расскажет», – сказали мне прихожане. И вот теперь я стала монахиней, родители мои ходят в храм – и не скорбят, а счастливы за меня».

Среди его духовных чад были самые разные люди, и у каждого, как правило, судьба кардинально менялась после встречи с отцом Силуаном. «После нашего знакомства у меня было чувство, что никто в мире меня так не понимает, как этот монах, – рассказывал президент Фонда поддержки ветеранов и инвалидов спорта Вадим Бариев, – во время первого нашего разговора я разрыдался. Рассказал ему всю свою жизнь. Благодаря отцу Силуану я, тогда ещё мусульманин, принял православие. А потом по молитвам батюшки случилось так, что и два моих брата, и две сестры тоже стали православными».

В эти годы отец Силуан был очень востребованным в Московской епархии проповедником, его приглашали проводить духовные беседы в школы, колледжи, университеты, читать лекции военным, госслужащим и даже в зарубежные страны.

В последние годы жизни отец Силуан принял схиму с именем Симон. Болезни всё больше подтачивали его здоровье. Жестоко мучил сахарный диабет, часто поднималось давление, стремительно и неуклонно начала развиваться давно диагностированная онкология. Ноги были в трофических язвах, из них непрестанно сочилась кровь. Он часто отказывался от лекарств, особенно дорогостоящих, не желая, чтобы духовные чада жертвовали последние средства, пытаясь хоть немного продлить его жизнь.
 
И вплоть до последних дней отец Симон по-прежнему принимал духовных чад, живо интересовался их нуждами, молился за них, поддерживал советом. Посещать храм в таком состоянии он уже не мог, причащал его на дому два-три раза в неделю отец Александр.

Чтобы облегчить страдания отца Симона, его духовные чада однажды принесли к нему мироточивую икону Богоматери «Умягчение злых сердец». Превозмогая боль, он помолился перед ней со словами: «Матерь Божия, я так устал. Забери меня, если есть на то воля Божия».
 
И его молитва была услышана! Ровно через три дня, именно в день празднования в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (переходящее празднование в Неделю Всех святых в 2002 году пришлось на 30 июня), батюшка скончался.

Похоронен отец Симон на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области и, безусловно, он удостоился Царства Небесного, хотя на земле в лике святых прославлен и не был.

И это удивительно, ведь отец Симон очень показательно на практике осуществил все те трудновыполнимые задачи, о которых напутствовал Христос желающих удостоиться жизни вечной: обрубил все былые мирские контакты, пожертвовал все свое «имение», строго соблюдал пост и молитву – то есть, отвергся себя, взял свой крест и бесповоротно последовал за Христом (Мк. 8:34).
 
Более того, он долгое время искупал свои грехи в ходе нелегких жизненных испытаний и жестоких болезней и, самое главное, как и апостол Павел, до самой кончины свято исполнял самый главный наказ Христа своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, УЧА ИХ СОБЛЮДАТЬ ВСЕ, ЧТО Я ПОВЕЛЕЛ ВАМ» (Мф. 28:19-20).

Кстати, день памяти отца Симона – 30 июня, а апостола Павла – 29 июня…   


Рецензии