Полторжицкие

Герб: Пшыячель
Губернии, в РК которых внесён род: Виленская, Минская
Родоначальник: Девлет-Берди (Хаджи I Герай)
Близкие роды: Тукатимуриды
Место происхождения: Беларусь
Подданство: Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Царство Русское, Российская империя
Имения: Понары, Понизье, Довбучек
Замки: Лидский Замок при Хаджи I Герай

Полторжицкие (польск. Poltorzycki, Pultorzycki) — Чингизиды (потомки Чингисхана), ветвь Тукатимуридов. Они происходят от основателя династии Девлет-Берди (Хаджи I Герай), сына Джаббар-Берди, отцом которого был Тохтамыш.

Девлет-Берди (Хаджи I Герай) являлся Государем, Падишахом и Великим Крымским ханом. Полторжицкие входят в династический дом Крымских монархов, а некоторые представители династии занимали также престол Казанского, Астраханского и Касимовского ханств.

ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКИЕ ТАТАРЫ

Полторжицкие — белорусский татарский княжеский и шляхетский род. Жили в Ошмянском, Свенцянском (Виленская губерния), Игуменском и Минском (Минская губерния) уездах. В своём большинстве были утверждены в российском дворянстве по Виленской губернии.

Обладатели дворянского герба Пшыячель (укр. Пржиятель, польск. Przyjaciel, Kemlada, Aksak, Kara, Obrona) — шляхетский герб в Речи Посполитой, а затем и на территории Российской империи.[1]

Герб берет свое начало в следующем историческом событии во время правления польского короля Болеслава IV Кудрявого (1125—1173), герцог Генрих, князь Сандомирский, брат короля, вел войну против ещё язычников—пруссов в 1164 г. и погиб в бою. Рыцарь Мирослав, который был родом с востока, как следует из его имени, и который был на службе у короля и брата короля, Генриха, прорвал линию врага со своими людьми, чтобы вернуть тело Генриха и ценные доспехи, но сам был убит в процессе. За непоколебимую лояльность Мирослава, в память о его храбрости, король Польши Болеслав подарил этот герб и земли потомкам Мирослава.[2]

Не прошла мимо Польши и культовая идея — Освобождения Гроба Господня. Первое упоминание о польских крестоносцах восходит к 1147 году. В этом году на Восток устремился польский князь Владислав II. В 1154 г. в Иерусалимское королевство прибыл со своими рыцарями князь Генрих Сандомирский. Он принял участие в осаде Асколона.

После возвращения от короля Балдуина III, Генрих пригласил в Малопольшу Орден Госпитальеров (Госпитальников). На территории Польши Госпитальеры организовали комтурию. Не исключено, что князь Генрих сам был членом этого Ордена. В 1162 г. Сербско-Лужицкий князь Якса из Копаницы привел в Польшу Орден Тамплиеров (Божегробцев).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Исследователь В. Д. Смирнов и многие другие полагают, что Хаджи I Герай и Девлет-Берди одно и то же лицо, так как он был двуименным. Татарские ханы, со времени принятия монголо-татарами ислама, всегда имели обыкновение носить два имени — одно национальное, другое мусульманское. На это также указывает сбивчивость сведений польских историков в изложении фактов жизни и деятельности Хаджи I Герай до вторичного и окончательного его водворения в Крыму. По древней русской Родословной царей Крымских и Казанских Девлет-Берди считается отцом Хаджи I Герай, следовательно ставится ею в самое тесное с ним соотношение, и про этого Девлет-Берди та же Родословная говорит, что он жил в Литве у Витовта, что как нельзя более идет к личности Хаджи I Герай, пользовавшегося лаской и покровительством великих князей литовских.[3]

Родоначальник династии первый император Крыма Девлет-Берди (Хаджи I Герай), родился в Беларуси, городе Лида, и также потом ее посещал. Там, в первой половине XV века, он оставил свое потомство, сына Али-Берди, у которого потом родился Богдан, получивший селение Понары в Ошмянским повете Беларуси, и, принявший псевдоним по названию своего владения, который видоизменялся со временем из Понарских в Полторовых, и далее в Полторжицких. Псевдоним также защищал род Хаджи I Герай от многих врагов и дворцовых интриг в то время.

Со временем псевдоним стал династической фамилией. Сын Богдана, Алей, присутствует в реестре командования литовского 1528 г. как «мусульманин из подданных поселенцев». Алей был отцом Сенка и Богдана, которые фигурируют в 1559 г. как собственники Понар. Второй сын Алея — Богдан — и стал основателем династии Полторжицких. Пишет ученый, историк и исследователь Туган-Барановский.

Касательно линии Полторжицких, то сын Богдана — Ивашка Полторжицкий в 1575 г. приобрел ещё и половину Понизья и Довбучек (в нынешнем Сморгонском районе Гродненской области), нареченных «Курково», которые располагались неподалеку от Понар. Практически синхронно его брат Бектыш тоже покупает земли в Понизье, а в 1600 году его сыновья — князья Якуб и Ахмет Бектышевичи Полторовы — продали свою часть Яшу Павловскому и купчую заверили своей личной княжеской печатью с символом, позже преобразованным.[4]

Интересно происхождение династической фамилии Полторовых-Полторжицких. По трактовке С. Дзядулевича, Бектыш и Ивашка, купив к своим Понарам часть Понизья-Куркова, стали владельцами каждой 1,5 (полторы) части дворов губернских на своих владениях и начали называться «Полторами», позже — «Полторжицкими».[5]

ПРИНЦ КРЫМА И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Его Царское Высочество Царевич и Князь Виктор Агеев-Полторжицкий, титулярный принц Крыма и Золотой Орды, глава Королевского дома Полторжицких и Дома Чингисхана — Царевичей и Князей Крымско-Белорусских (Царского Дома Крыма), прямой потомок Чингисхана и Хана Крыма Хаджи I Герай (Девлет-Берди).

Кавалер и Рыцарь-Магистр Ордена Хранители Королевского Молчания (в прошлом Орден Галицкого Креста), кавалер и посол древнего королевского Ордена Св. Екатерины с горы Синайской в Беларуси, кавалер и посол Ордена Святого Власия в Беларуси. Кавалер и Королевский Покровитель Ордена Азиатского Креста, также известного как La croix de l’ordre Asiatique. Великий Маршалок и исполняющий обязанности президента Интернационального Дворянского Собрания «Szlachta», управляющий Народного Славянского Объединения «Здравомыслящие» и Великий Мастер Ордена Вольных Рыцарей. Также является членом Белорусского Фонда Мира.

Сайт Е.Ц.В. Царевича - https://royalcrimea.site/head-of-dynasty/

ПОТОМКИ ХАДЖИ I ГЕРАЙ, ВТОРОЕ ИМЯ КОТОРОГО ДЕВЛЕТ-БЕРДИ

Определенная беспорядочность сведений польских историков в изложении фактов жизни и деятельности Хаджи I Герай до вторичного и окончательного его водворения в Крыму позволяет нам думать, что они, вероятно, спутались в хронологии, и совершить незначительную поправку в данной последней.

Если даты 1437 и 1443 годов подвинуть на 10 лет назад, то данные Стрыйковского и ссылающегося на него Сестренцевича-Богуша станут в довольно тесное соотношение с тем, что нам известно про Хаджи I Герай из других источников. Сам же Сестренцевич один раз определяет время первого царствования Хаджи I Герай приблизительно в 1428 году; а затем нам известно, что в 1434 г. Хаджи I Герай разбил Карла Ломеллино, сделав успешную вылазку из Солхата. заключительный боевой подвиг он, вероятно, произвел уже после повторного призвания его татарскими мурзами в прошлом 1433 году. Но отчего же могло случиться, что ни русские, ни арабские источники ни слова ни говорят о первом царствовании такого примечательного впоследствии человека, как Хаджи I Герай, а только называют трех соперников, тягавшихся из-за власти ориентировочно около того же времени — Мухаммеда, Борака и Девлет-Берди? На этот вопрос мы берем смелость отвечать предположением, что Девлет-Берди есть одно и то же лицо с Хаджи I Герай, и вот на каких основаниях.

Во-первых, наличие целого предания о происхождении имени Хаджи I Герай показывает, что в этом имени содержалось нечто особенное, знаменательное по отношению к его личности, тем более что обе составные части этого имени ещё встречаются и раньше, прибывая порознь, в качестве собственных имен различных лиц, упоминаемых в давних памятниках. Так, в количестве убитых в Куликовской битве с татарской стороны числится Хазибей = Хаджи-бей[6]; а в русском лагере, по сказанию о Мамаевом побоище, находился неизвестный Фома Хаберцеев, или, в других вариантах, Халцибеев, Хацибеев и Кацибей[7], то есть опять-таки Хаджи-бей. Во времена Мамая в Астрахани владычествовал Хаджи-Черкес[8].

Равным образом ещё арабские историки упоминают среди татарских вельмож, пришедших в Египет в 1263 году, некоего Герая[9]. В 1321 году в Египет появились послы от Узбек-хана, и один из них также именовался Герай[10]. Не говоря уже о более поздних источниках, какие наши грамоты конца XV века, где имя Кирей нередко встречается не только в приложении к именам членов ханской династии в Крыму, а особо, в качестве имен простых людей, каковы, например, Кирей-Сиит[11], или Китай-Кирей[12], или даже попросту Кирей[13]. Следовательно, сами по себе эти имена — Хаджи и Герай, отдельно либо вместе взятые, ничего не представляют необыкновенного: они являются важными и примечательными для известного исторического лица, только по отношению к какому-то особенному обстоятельству в судьбе Хаджи I Герай. Событие это, судя по всему, заключалось в том, что Хаджи I Герай был двуименный, и что второе его имя было Девлет-Берди, как оно и является на монетах.

Подтверждением этого, по нашему мнению, служит то, что в предании покровитель бедовавшего Хаджи I Герай, захотевшего в дни благоденствия принять имя своего покроителя, также зовется Девлет-Гэльды. Польские историки не просто так, а по каким-то основаниям, напрямую именуют его Девлетом. Стрыйковский даже упоминает о неком Девлет-Кирее, как посаженце Витовтом на Крымском ханстве. По древней русской Родословной царей Крымских и Казанских Девлет-Берди приходит отцом Хаджи I Герай[14], следовательно устанавливается ею в самое тесное с ним соотношение, и про этого Девлет-Берди та же Родословная говорит, что он жил в Литве у Витовта[15], что как нельзя более подходит к личности Хаджи I Герай, пользовавшегося покровительством и лаской великих князей литовских.

Из этого с несомненностью явствует, что составители Родословной два имени одной и той же особы превратили, по недоразумению, в два отдельных человека.

Во-вторых, предполагаемая нами двуименность Хаджи I Герай не является каким-либо небывалым, исключительным явлением в татарской истории. Татарские ханы, со времени принятия монголо-татарами ислама, всегда имели манеру носить два имени — одно национальное, второе мусульманское. Обычай этот ставил в затруднительное положение уже арабских писателей, желаюших знать, кто были правителями в Дешти-Кыпчаке. Так, Элькалькашанди, касательно переписки египетских султанов с династией Берковичей, сообщает следующее: «Выше уже было упомянуто, кто в этом царстве правил после Узбека. Между ними (этими правителями) нет такого, имя которому Мухаммед. В упомянутом 776 = 1374—1375 году в этом царстве правил уже человек, именовавшийся Урус. Может быть, Мухаммед имя его, а Урус прозвище его, как это было с Хода-бендой, отцом Абу-Саида, из царей Ирана, величавшимся Мухаммедом и прозванным Хода-бендой»[15].

Пример похожей двуименности одного и того же лица мы встречаем и у крымских историков. Когда умер Хаджи I Герай, то он был погребен, с их слов, в усыпальнице, построенной им для себя в Салачикском районе Бакчэ-Сарая, который, будучи основан одним из предков его, Мухаммед-ханом Худа-бирды, избран им в свои столицы[16]. Г. Негри, передавая вышеприведенное место «Краткой Истории», называет этого Мухаммеда «дедом Хаджи I Герай», держась буквального смысла слова[17], но оно совершенно не соответствует ни с одной генеалогией Хаджи I Герай. Если же игнорировать родословные отношения этого Мухаммеда, то можно считать, что он одно и то же лицо с тем Мухаммедом, которого, со слов Стрыйковского, Витовт «посадил на царство Киркельское»[18]: обладать Кыркором, или Чуфут-Калэ, и не иметь никаких связей к Бакчэ-Сараю едва ли было в те поры возможно. Но если невозможно точно указать, какому Мухаммеду принадлежало прозвище «Худа-бирды», то не остается сомнений, что это прозвище, дошедшее неким путем до сведения крымских историков, не является их собственной выдумкой, так как оно находит себе обоснование в других источниках.

В наших летописях есть упоминание об одном татарском хане по имени Куйдадате: «В лето 6932 (т. е в 1423—1424 г.), — читаем мы, — Царь Куидадат поиде ратию к Одоеву на князя Юриа на Романовича. И слышав то князь велики Витовт, и посла на Москву к зятю своему к великому князю Василию Дмитриевичу, чтобы послал помочь на царя, а сам послал князя Андрея Михаиловича и др… Они же шедше с князем Юрием, царя Куидадата и силу его пресекли, а сам царь убежал, а царици поймали, одну послали в Литву к Витофту, а другую на Москву к великому князю»[19]. Имя Куидадат, очевидно, есть русское искажение настоящего мусульманского Худай-дад. Первая его половина, Худай — «Бог», употребительна и у татар, а вторая, дад — «дал», есть слово персидское, однозначащее с татарским бирды — так что и Худай-дад и Худай-бирды значит: «Бог-дал», то есть в переводе на наше именословие, это будет: «Феодор», «Богдан».

Так как вслед за рассказом о набеге неизвестного царя Куйдадата в наших летописях идут уже упоминания о царе Махмете, то, судя по всем данным, можно полагать, что прозвище Худайдад, или, что то же, Худайбирды носил Улу-Мухаммед[20]. Его-то, должно быть, и посадил сперва Витовт на «царство Киркьельское» в Крыму. Но когда честолюбие или хищничество увлекло его так далеко, что он простер свои набеги на владения самого Витовта, то этот последний противопоставил ему другого, бывшего у него в запасе, кандидата на ханскую власть, Хаджи I Герай, который под именем Девлет-Берди, как доподлинно известно, соперничал с Улу-Мухаммедом. Во всяком случае ошибочно мнение Гаммера, что будто Кепек-хан, как читает его имя на монетах г. Савельев, есть тот самый, которого будто бы «русские летописи называют Куидат»[21], ибо форма Куйдат есть только вариант более полной формы Куйдадат и явилась, без сомнения, вследствие оплошности переписчика, помимо того что между формой Куйдат и формой Kibak, или Kuibak, вообще-то не заметно большого сходства.

На основании вышеизложенных соображений мы заключаем, что настоящее имя Хаджи I Герай было Девлет-Берди, а Хаджи I Герай было его второе имя, или прозвище. Если верить настоятельным свидетельствам всех источников о том, что Хаджи I Герай неоднократно пытался овладеть ханским троном и после первой неудачной своей попытки должен был совершенно стушеваться, то надо думать, что, будучи вторично призван крымскими мурзами властвовать в Крыму, он стал известен более под вторым своим именем, чему он мог сам же способствовать, начавши бить теперь монету с этим именем, а не с первым, не оправдавшим своего лексического значения, указывающего на «счастие». Этому же обстоятельству следует приписать и чрезвычайное сходство типа монет генуэзского чекана, носящих оба имени бившего их хана.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.    Gajl T.: Polish Armorial Middle Ages to 20th Century. — Gdansk: L&L, 2007.
2.    Herbiarz Polski, Польская геральдическая книга, Нисецкий, с. 274, переиздано во Львове, 1855 г.
3.    В. Д. Смирнов // Крымское ханство XIII—XV вв — С. 195
4.    Туган-Барановский Д. М. М. И. Туган-Барановский // Татарская энциклопедия. — Казань, 2011. — Т. 5.
5.    С. Дзядулевич // Гербовник родов татарских в Польше. — Вильнюс, 1929 — С. 255
6.    Н. М. Карамзин История государства Российского. Том V, пр. 47.
7.    Древняя русская история до монгольского ига: Т. 1-4 / Соч. М. Погодина. — М., 1871 // т. III, кн. I: С. 47.
8.    Тизенгаузен В. Г. // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том 1. Извлечения из сочинений арабских — C. 391.
9.    Тизенгаузен В. Г. // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том 1. Извлечения из сочинений арабских — C. 78 и 100, 420 и 432.
10.    Тизенгаузен В. Г. // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том 1. Извлечения из сочинений арабских — C. 320 и 328, 490 и 521.
11.    Сборник Императорского Русского Исторического Общества. — СПб., 1867—1916, т. XLI — С. 54, 57.
12.    Сборник Императорского Русского Исторического Общества. — СПб., 1867—1916, т. XLI — С. 70.
13.    Сборник Императорского Русского Исторического Общества. — СПб., 1867—1916, т. XLI — С. 121, 124.
14.    Изд. В. В. Вельяминов-Зернов, д. чл. Имп. Акад. наук. — СПб. // Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные, по распоряжению Императорской Академии наук, из Моск. глав. архива М-ва иностр. дел № 44, 95.
15.    Тизенгаузен В. Г. // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том 1. Извлечения из сочинений арабских — C. 407.
16.    Сейид-Мухаммед-Риза // Семь планет, С. 73; Краткая история л. 27 г.
17.    Березин Н. И. // Ярлыки крымских ханов Менгли-Гирея и Мухам-мед-Гирея. ЗООИД, т. VIII, Одесса, 1872, в Зап. Од. Общ. ярлык I, С. 381.
18.    Изд. В. В. Вельяминов-Зернов, д. чл. Имп. Акад. наук. — СПб. // Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные, по распоряжению Императорской Академии наук, из Моск. глав. архива М-ва иностр. дел № 173.
19.    Н. М. Карамзин История государства Российского. Том V, С. 120 и пр. 914.
20.    Изд. В. В. Вельяминов-Зернов, д. чл. Имп. Акад. наук. — СПб. // Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные, по распоряжению Императорской Академии наук, из Моск. глав. архива М-ва иностр. дел № 321—322.
21.    I. Hammer, Geschichte des osmanischen Reiches, В. II, Pesth., 1834, C. 378.

ЛИТЕРАТУРА

1.    В. Д. Смирнов // Крымское ханство XIII—XV вв.
2.    Туган-Барановский Д. М. М. И. Туган-Барановский // Татарская энциклопедия. — Казань, 2011.
3.    С. Дзядулевич // Гербовник родов татарских в Польше. — Вильнюс, 1929.
4.    Gajl T. Polish Armorial Middle Ages to 20th Century. — Gda;sk: L&L, 2007. — ISBN 978-83-60597-10-1. (польск.)
5.    Herbiarz Polski, Польская геральдическая книга, Нисецкий, с. 274, переиздано во Львове, 1855 г.
6.    Н. М. Карамзин История государства Российского. Том V.
7.    Древняя русская история до монгольского ига: Т. 1-4 / Соч. М. Погодина. — М., 1871
8.    Тизенгаузен В. Г. // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том 1. Извлечения из сочинений арабских.
9.    Сборник Императорского Русского Исторического Общества. — СПб., 1867—1916, т. XLI
10.    Изд. В. В. Вельяминов-Зернов, д. чл. Имп. Акад. наук. — СПб. // Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные, по распоряжению Императорской Академии наук, из Моск. глав. архива М-ва иностр. дел.
11.    Сейид-Мухаммед-Риза // Семь планет; Краткая история.
12.    Березин Н. И. // Ярлыки крымских ханов Менгли-Гирея и Мухам-мед-Гирея. ЗООИД, т. VIII, Одесса, 1872.
13.    I. Hammer, Geschichte des osmanischen Reiches, В. II, Pesth., 1834.
14.    А. Ф. Грабский // «Великая Хроника. О Польше, Руси и их соседях XI—XIII в.в.» М. 1987 г., «История Средних Веков». Минск. 2000 г.
15.    Н. Хаусли // «Крестоносное движение 1274—1700», М. 1998 г.

Династии тюрко-монгольского происхождения: Ажэ Арабшахиды Аргуны Аштарханиды Великие Моголы Гиреи Полторжицкие Джалаириды Османы Сельджукиды Суфиды Тайбугины Тимуриды Торе Туглуктимуриды Тукатимуриды Хулагуиды Чагатаиды Чобаниды Шейбаниды Шибаниды


Рецензии
Наши корни со стороны моей мамы происходят от татарских князей из рода Мурзичей. Служили Речи Посполитой, а далее - Российской империи. Владели землями в Витебской губернии. Город Невель. Наши родовые корни в чём -то перекликаются ...

Татьяна Егиян   13.07.2023 11:44     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий и буду рад узнать вашу родовую фамилию, т.к. сам занимаюсь поиском родословных и имею очень большой интерес к этому.

Виктор Агеев-Полторжицкий   13.07.2023 19:13   Заявить о нарушении
Отец моей мамы был князь Мурзич.Убит в непростые времена после развала Российской империи. С уважением...

Татьяна Егиян   14.07.2023 10:38   Заявить о нарушении
Прошу прощения, прочитал впопыхах из рода Мурз, подумал о титуле в то время. Герб Пеликан у вас в роду, также много других гербов польских в то время содержит тамгу, впрочем, как и герб самого Гедымина, о татарском происхождении которого думаю напишу вскоре статью.

С уважением, Виктор.

Виктор Агеев-Полторжицкий   14.07.2023 12:27   Заявить о нарушении
С удовольствием ознакомлюсь с Вашей статьёй.Относительно нашего герба Вы абсолютно правы. Это Пеликан, разрывающий свою грудь, чтобы накормить своих птенцов. В нашем семейном архиве есть" блазон" герба Мурзичей с того периода, когда они вошли уже в состав дворянских родов Российской империи. С 1658 года. Род ведёт своё исчисление с 1166 года...

Татьяна Егиян   14.07.2023 21:26   Заявить о нарушении