Уроки с того света

Памяти Дмитрия Скоромного посвящается.

И горестно осознавать, когда близкий человек уходит из жизни, тем более, когда этот человек был твоим учителем.
А у меня именно так и было.
   Дмитрий, почти мой ровесник, приходил и давал уроки по портретам. И давал их так здорово, так быстро подмечал все ошибки, что после их исправления получалось намного лучше, образы становились похожими на людей с фотографий, потому что я в основном писала по фото.
   Знаете, бывают такие люди, с которыми очень приятно общаться. Они как бы переносят в свою стихию.
С ними находиться легко и радостно. Таким человеком был и Дмитрий.
   Когда наступила пандемия, он перестал ходить ко мне в виду всяческих ограничений. Тогда я вынуждена была полагаться только на свои силы, нужно было приучиться самой видеть собственные ошибки.
   Это меня очень сильно дисциплинировало. И то, видать, не особо. Некоторые заказы клиенты не брали, и их приходилось переписывать.
  Как в такие моменты не хватало Дмитрия, его четкой, правильной и пронизывающей насквозь критики.
   К сожалению, Дмитрий сам болел. Его болезнь называлась падагрой. Он не мог долго находиться в положении стоя, но любил ездить на велосипеде и вести активный образ жизни.
   Со своей девушкой при этом они часто ссорились, она ревновала его ко всем женщинам, но он к ним проявлял интерес как художник, не более.
Наши уроки переросли в дружеские отношения. Часто, когда я писала портреты и что-то не получалось, я уже знала, что скажет Дмитрий, что надобно исправить, как будто он стоит за моей спиной.
   Это было прекрасное ощущение.
Иногда мы подбадривали друг друга своей перепиской. Один раз был случай, когда ему нужна была поддержка и он хотел остаться у меня, но для меня он был непостижимым учителем и через эту грань я не могла перешагнуть.
  Не смогла и в тот раз, когда у них с девушкой был кризис отношений, или эти отношения прервались совсем.
  Об этом остается только гадать, потому что совсем недавно я узнала о его смерти. Причем он умер полгода назад, а узнала я об этом совсем недавно. Умер в начале декабря. А я его еще поздравляла с Новым годом и очень удивлялась тому, что сообщения были непрочитанными.
   Теперь никто мне не скажет, как проходили его последние месяцы жизни. Об этом остается только догадываться.
Но, когда я узнала о его смерти, проплакала полдня, очень не хотела верить в это.
  И теперь, каждый раз, когда я рисую, ощущаю его присутствие у меня за спиной, кто-то невидимо мне дает полезные советы, мне кажется, что именно он.
Я это называю уроками с того света.


Рецензии