О Западной Украине
Но сваты упорно приглашали Галину приехать к ним в гости, чтобы хотя бы познакомиться. И когда парню дали отпуск на работе, молодая семья вместе с Галиной отправились на запад Украины. По возвращению Галина рассказала мне о своих впечатлениях.
Деревня, откуда её зять, расположена в горах, окруженных густыми лесами. Жители занимаются домашним хозяйством, нет в деревне ни колхоза, одни частники. Но по мерам Галины, живут богато. Есть коровы, свиньи, бараны, домашняя птица, большие огороды и сады. Поразили мою сотрудницу дома. Оказываются, появившаяся новая семья строит свой деревянный дом впритык к старом родительскому, которые соединяются одним коридором. И часто можно увидеть три-четыре примкнувших друг к другу дома, в которых длиннющий коридор. Мне это напомнило бараки в моем родном поселке на севере Хабаровского края, где жили работники прииска, и имели одну-две комнаты с выходом в общий коридор. Правда, по утверждению Галины, у каждой семьи не одна-две комнаты, а намного больше. Еще одной характерной деталью в домах поделилась Мочалова – один огромный подвал, где стоят большие бочки с вином очень длительного хранения.
Оказывается, в годы всех войн в этих краях до этой деревни солдаты не добирались. Даже немцы во Вторую мировую войну. А верно, что там делать? Кого оккупировать и кого защищать? Так что мимо этой деревни и проходила жизнь, посчитала Галина Мочалова. Потому и не захотел возвращаться парень в свою деревню, увидев другую жизнь в России.
Когда мне одна из читательниц обратилась в личном письме с просьбой рассказать что-то о Западной Украине, представители которой совершили государственный переворот в Киеве, образовали «Правый сектор», фашистскую организацию на Украине и сейчас яростно воюют против нашей армии, я вспомнил рассказ своей сотрудницы Галины Даниловны. Но все, что будет написано ниже, взято из открытых источников в интернете.
Итак, вообще обычно под западенцами понимают коренных жителей Львовской, Тернопольской, Черновицкой, Ивано-Франковской, Хмельницкой, Закарпатской областей. Территорий, прежде, еще в XIII-XV веках, захваченных поляками с литовцами. А затем при разделе Польши попавших в Австрию как Галиция (Галичина).
При этом, западенцы - это мелкие местные субэтносы горцев-пастухов - лемки, бойки, гуцулы. За исключением разве что народа русин, упорно отказывающихся принимать навязываемое им "украинство".
Западная Украина сложилась на территории древнерусского Галицко-Волынского княжества. Далеко от центра русских земель - Москвы. Уже в XIV-м ее обширная территория оказалась захвачена литовцами, затем - поляками.
Освободить этот самый западный угол русской земли не смогла даже царская Россия - в конце XVIII-го столетия при разделе Речи Посполитой успели перехватить хитрые австрияки. Так Львов от них был на краткое время очищен лишь во время Первой мировой - в 1914-м году.
Вернуть западную Русь в родную гавань и присоединить ее к остальной Малороссии смог лишь СССР - в 1939-м году, во время освободительного похода на Запад. Однако так называемые "западенцы" уже вновь обрести законную русскую идентичность не смогли. И остались одними из самых жестких суровых противников России.
В отличие от остальных малороссов, западенцы часто следуют не привычному нам православию, а особой греко-католической церкви, навязанной им в темные века польского владычества. Также среди западных украинцев есть полноценные католики и протестанты.
Западноукраинская кухня имеет свои характерные особенности. Например, знаменитые разнообразные лемковские каши, пироги с черникой.
Западных украинцев легко вычислить по характерным фамилиям. Их "призвыща" чаще всего заканчиваются не на -ко, как у восточных "свидомых". А на ук- юк, - ак. То есть, не Иванченко, но Иванчук. Также западенские фамилии нередко имеют польские окончания - ский, -цкий.
Также встречается немало фамилий, пришедших из западной Европы, вместе с поляками и еврейскими переселенцами - например, Бандера (от испанского Bandera - "флаг").
Западенцы чаще всего используют в речи не русский язык и не суржик - вариант малороссийского диалекта в смеси с русским языком, а местную разновидность так называемого "украинского языка". То есть, язык, гораздо сильнее приправленный польскими, немецкими и венгерскими заимствованиями. А также с некоторыми местными грамматическими особенностями.
Например, во Львове поезд именуют не "поизд", а польским словом "потяг". "Урода" в западноукраинском диалекте, так же как в польском, это - "красота". А крепкого крестьянина, зажиточного хозяина, на западной Украине обычно именуют венгерским заимствованием "газда" (hazda).
Увы, изначальный русский язык местным жителям здесь вернуть не удалось даже в XX-м веке...
Западенцев также возможно отличить от остальных малороссов по внешности. Обычно они, если относятся к этногруппам горцев, например, гуцулов, ниже ростом и темнее волосами, нежели жители востока "краины".
Еще одно яркое отличие - менталитет. Западенцы куда более упрямы, консервативны и вообще религиозны, нежели восточные украинцы. Предпочитают городам села. А дети, даже став взрослыми, часто остаются жить рядом с родителями в тех же частных домах. Здесь же рядом с людьми живет и скотина - те же барашки.
И да, без своего огорода с овощами западенец никуда - это аксиома. Индустриальной мощью западная Украина, мягко скажем, никогда не блистала...
Нет, конечно, были так и города, те же столицы областей – Львов, Ужгород, Ивано-Франковск, Чернигов и другие города. Был у меня сосед по комнате в студенческом общежитии медицинского института, еврей из Львова, Борис Шапиро. Он мне немного рассказал о своем родной городе, но я особо не вдавался в те юные годы. Запомнил только, что в том же Львове очень много евреев, которые заселяли город после немецкой оккупации. Считать ли этих евреев «западенцами», не знаю. К тому же многие из них в 80-90-е годы перебрались на «землю обетованную», в Израиль. Как я слышал от родни Бори Шапиро, живущей в Хабаровске, по фамилии Миневич, уехал туда и Борис. Но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №223071300455
Вадим Леонов 24.11.2024 00:18 Заявить о нарушении