О Западной Украине

Кто такие западные украинцы и чем они отличаются и от остальных украинцев, и от русских, я впервые услышал в начале 80- годов. Моя сотрудница в рентгеновском отделении крупной городской больницы, рентгенлаборант  Галина Мочалова выдала свою дочь за демобилизованного солдата, который проходил службу в Хабаровске, где молодые люди и познакомились. Парень после свадьбы остался жить в городе, его устроили на неплохую и денежную работу, и он не захотел возвращаться на родину, где-то в Закарпатье.  Сказал, что ему там не нравится жить в селе, где и работы толком нет, и все девчонки малограмотные.

Но сваты упорно приглашали Галину приехать к ним в гости, чтобы хотя бы познакомиться.  И когда парню дали отпуск на работе, молодая семья вместе с Галиной отправились на запад Украины. По возвращению Галина рассказала мне о своих впечатлениях.

Деревня, откуда её зять, расположена в горах, окруженных густыми лесами. Жители занимаются домашним хозяйством, нет в деревне ни колхоза, одни частники. Но по мерам Галины, живут богато.  Есть коровы, свиньи, бараны, домашняя птица, большие огороды и сады. Поразили мою сотрудницу дома. Оказываются, появившаяся новая семья строит свой деревянный дом впритык к старом родительскому, которые соединяются одним коридором.  И часто можно увидеть три-четыре примкнувших друг к другу дома, в которых длиннющий коридор.  Мне это напомнило бараки в моем родном поселке на севере Хабаровского края, где жили работники прииска, и имели одну-две комнаты с выходом в общий коридор. Правда, по утверждению Галины, у каждой семьи не одна-две комнаты, а намного больше.  Еще одной характерной деталью в домах поделилась Мочалова – один огромный подвал, где стоят большие бочки с вином очень длительного хранения.

Оказывается, в годы всех войн в этих краях до этой деревни солдаты не добирались. Даже немцы во Вторую мировую войну. А верно, что там делать? Кого оккупировать и кого защищать? Так что мимо этой деревни и проходила жизнь, посчитала Галина Мочалова. Потому и не захотел возвращаться парень в свою деревню, увидев другую жизнь в России.

Когда мне одна из читательниц обратилась в личном письме с просьбой рассказать что-то о Западной Украине, представители которой совершили государственный переворот в Киеве, образовали «Правый сектор», фашистскую организацию на Украине и сейчас яростно воюют против нашей армии, я вспомнил рассказ своей сотрудницы Галины Даниловны.  Но все, что будет написано ниже, взято из открытых источников в интернете.

Итак, вообще обычно под западенцами понимают коренных жителей Львовской, Тернопольской, Черновицкой, Ивано-Франковской, Хмельницкой, Закарпатской областей. Территорий, прежде, еще в XIII-XV веках, захваченных поляками с литовцами. А затем при разделе Польши попавших в Австрию как Галиция (Галичина).

При этом, западенцы - это мелкие местные субэтносы горцев-пастухов - лемки, бойки, гуцулы. За исключением разве что народа русин, упорно отказывающихся принимать навязываемое им "украинство".

Западная Украина сложилась на территории древнерусского Галицко-Волынского княжества. Далеко от центра русских земель - Москвы. Уже в XIV-м ее обширная территория оказалась захвачена литовцами, затем - поляками.

Освободить этот самый западный угол русской земли не смогла даже царская Россия - в конце XVIII-го столетия при разделе Речи Посполитой успели перехватить хитрые австрияки. Так Львов от них был на краткое время очищен лишь во время Первой мировой - в 1914-м году.

Вернуть западную Русь в родную гавань и присоединить ее к остальной Малороссии смог лишь СССР - в 1939-м году, во время освободительного похода на Запад. Однако так называемые "западенцы" уже вновь обрести законную русскую идентичность не смогли. И остались одними из самых жестких суровых противников России.

В отличие от остальных малороссов, западенцы часто следуют не привычному нам православию, а особой греко-католической церкви, навязанной им в темные века польского владычества. Также среди западных украинцев есть полноценные католики и протестанты.

Западноукраинская кухня имеет свои характерные особенности. Например, знаменитые разнообразные лемковские каши, пироги с черникой.

Западных украинцев легко вычислить по характерным фамилиям. Их "призвыща" чаще всего заканчиваются не на -ко, как у восточных "свидомых". А на ук- юк, - ак. То есть, не Иванченко, но Иванчук. Также западенские фамилии нередко имеют польские окончания - ский, -цкий.

Также встречается немало фамилий, пришедших из западной Европы, вместе с поляками и еврейскими переселенцами - например, Бандера (от испанского Bandera - "флаг").

Западенцы чаще всего используют в речи не  русский язык и не суржик - вариант малороссийского диалекта в смеси с русским языком, а местную разновидность так называемого "украинского языка". То есть, язык, гораздо сильнее приправленный польскими, немецкими и венгерскими заимствованиями. А также с некоторыми местными грамматическими особенностями.

Например, во Львове поезд именуют не "поизд", а польским словом "потяг". "Урода" в западноукраинском диалекте, так же как в польском, это - "красота". А крепкого крестьянина, зажиточного хозяина, на западной Украине обычно именуют венгерским заимствованием "газда" (hazda).
Увы, изначальный русский язык местным жителям здесь вернуть не удалось даже в XX-м веке...

Западенцев также возможно отличить от остальных малороссов по внешности. Обычно они, если относятся к этногруппам горцев, например, гуцулов, ниже ростом и темнее волосами, нежели жители востока "краины".

Еще одно яркое отличие - менталитет. Западенцы куда более упрямы, консервативны и вообще религиозны, нежели восточные украинцы. Предпочитают городам села. А дети, даже став взрослыми, часто остаются жить рядом с родителями в тех же частных домах. Здесь же рядом с людьми живет и скотина - те же барашки.

И да, без своего огорода с овощами западенец никуда - это аксиома. Индустриальной мощью западная Украина, мягко скажем, никогда не блистала...

Нет, конечно, были так и города, те же столицы областей – Львов, Ужгород, Ивано-Франковск, Чернигов и другие города. Был у меня сосед по комнате в студенческом общежитии медицинского института, еврей из Львова, Борис Шапиро. Он мне немного рассказал о своем родной городе, но я особо не вдавался в те юные годы. Запомнил только, что в том же Львове очень много евреев, которые заселяли город после немецкой оккупации. Считать ли этих евреев «западенцами», не знаю.  К тому же многие из них в 80-90-е годы перебрались на «землю обетованную», в Израиль. Как я слышал от родни Бори Шапиро, живущей в Хабаровске, по фамилии Миневич, уехал туда и Борис.  Но это уже другая история.


Рецензии
"...Та шо тута занеж толковаты..."? Совершенно ведь видно - "материал" типа "на тему" (по случаю) и популистский по факту нарратива. Но! Подмечено верно (не по желанию автора - вероятно) - вариант "еврейских штучек". Студент Шапиро - родом из Львова в медицинском интституте Хабаровска...Чуете - шо за "масштабы". И не по причине отсутствия на Украине медвузов - там их и сейчас (пока!) хватает. Просто "хабаровская диаспора" с пониманием ("по понятиям" то есть) отнеслась к одному из "наших" и "рекомендовала" в будущие медики во избежание проблем "по месту жительства"... Подобная связь (но "рангом" повыше - на уровне аспирантуры) с давних пор существует и между еврейством белорусских городских диаспор и диаспорой ряда мегаполисов Урало-Поволжья... Чего там в Белоруссии по одесскому анекдоту - "...стОит из-за трёх копеек задницу драть?" - разговор двух куриц о цене их яиц. И да! относительно "Галины Мочаловой". "МочалОв" типично еврейская фамилия. Но енто так, к слову...В аспекте же "западенского украинского". "Львовянка" (вариант "мовы"). Не есть плод Грушевского. Грушевский "изобрёл" лингво франко на основе изысков Котляревского "от печки" суржика типа путём придания ему грамматических форм этнолингвистического феномена... "Львовянка" же есть результат "развития" одного из изводов западнославянского мёртвого языка потомков беженцев 8-10 вв. из княжества Хорутания (ныне территория "Каринтия" в Австрии). Князь Хорутании Войномир "сдал" императору Карлу Великому союзников саксов. Предательство этого князя помогло завершить Карлу Саксонскую войну (30 лет воевал). Саксы частично ушли на Британские острова, частично ассимилированы. На Хорутанию после распада (по смерти Карла) Империи франков совершали походы герцоги Баварии и Франконии, полностью уничтожив население (часть бежало в район нынешнего Львова и осело здесь типа "навсегда"). Вот мёртвый хорутанский язык и стал основой "львовянки". Так что вот типа как... А от евреев никогда "покою нетути". Они существенно повлияли на менталитет "западенцев" - селюк "пахал" на земле, но корчмарь "дело знал" и руки не мозолил сам...Но "глаза мозолил".

Вадим Леонов   24.11.2024 00:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.