Деревянный гидросамолет

О том, что дерево применялось в авиации, известно давно.  И в годы Первой мировой войны, когда авиация делала первые шаги, и в межвоенных период, и, как известно, даже в годы Второй мировой войны, где использовались в основном самолеты из металла, в первую очередь дюралюминия. Но недавно в передаче о роли авиации во Второй мировой войне на канале TacticMedia услышал, что самолет второй половины войны ЛА-5 тоже во многом состоял из дерева. Конечно, его фюзеляж и крылья в основном. 

Но был в истории авиации того периода и полностью деревянный самолет. Это был Hughes H-4 Hercules, а ещё его называли "Еловый гусь" или "Летающий лесной склад".

Когда немецкие подводные лодки серьёзно взялись за ограничение судоходства через Атлантику, американцам пришла в голову мысль, что ведь можно пересекать её и по воздуху. За дело взялся Генри Дж. Кайзер, владелец верфей, массово производивших знаменитые "Либерти". Партнёром его стал Говард Хьюз, нефтяной магнат, авиатор, киноделец, который стал первым официальным миллиардером и обладал исключительной деловой хваткой.

Под конец жизни у него совсем поехала крыша, но в то время он был большой молодец. Авиация была его страстью, про него даже снят фильм "Авиатор" с Ди Каприо в главной роли. Помимо создания новых типов самолётов и оборудования для них, Хьюз также сам очень много летал, в частности, решил побить рекорды предшественников и совершить кругосветный полёт за 4 дня. Для этого выбрал Локхид 14 и значительно его переоборудовал

С командой из четырёх человек он выполнил свой замысел за 3 дня и 19 часов. Однако наряду со всеобщим ликованием, тем не менее его здорово лягали в прессе, поскольку маршрут полёта был на 10 000 миль короче длины экватора, а следовательно, не совсем кругосветным

Впрочем, об этом незаурядном человеке и книги написаны, и фильмы сняты, так что вернёмся к "Еловому гусю". Так самолёт прозвали за то, что в связи с дефицитом алюминия, он изготовлялся из дерева. Хьюз ненавидел это имя, так как считал, что оно оскорбляет рабочих, строивших его. Более того, конструкция была сделана почти полностью из клееной березы, а не из ели.

Управляемый всего тремя членами экипажа, H-4 был оснащён восемью поршневыми двигателями Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major и имел крейсерскую скорость 250 миль в час и дальность полета 4800 км. Он мог перевозить до 68 000 кг грузов, 750 солдат или два 30-тонных танка M4. Размах крыльев самолёта составлял 97,82 метра, длина 66,65 метра.

Ко всем своим качествам Хьюз обладал ещё и развитым перфекционизмом, стремясь довести каждое своё детище до идеального состояния, время шло, а до конца работ было ещё неблизко. В итоге Кайзер вышел из проекта, и Хьюз довершал его один.

Впоследствии из-за задержки завершения строительства самолета, Хьюз предстал перед сенатским комитетом по обвинениям в спекуляции на войне. Он встретился лицом к лицу с сенатором Оуэном Брюстером и одержал победу.
К 1947 году правительство США потратило 22 миллиона долларов (572 миллиона долларов сегодня) на самолет, а Хьюз потратил 18 миллионов долларов (468 миллионов долларов сегодня) из собственных денег.

«Если я и допустил какую-либо ошибку на этом самолете, то не из-за небрежности. Это произошло из-за того, что я слишком тщательно контролировал каждую его часть… идеальное состояние. Так что, если я и сделал какую-то ошибку, так это в том, что слишком усердно работал и слишком много делал своими руками», —заявил Хьюз. «Я вложил в это дело пот своей жизни. Моя репутация вложена в это, и я заявил, что, если это будет провал, я, вероятно, покину эту страну и никогда не вернусь, и я серьезно».

После завершения строительства H-4 был доставлен на пирс E в Лонг-Бич, Калифорния. Учитывая его размеры, его пришлось перемещать тремя секциями — фюзеляжем и каждым крылом. После повторной сборки вокруг самолета был построен ангар с пандусом, ведущим в гавань.

2 ноября 1947 года плоды труда его команды, наконец, удалось оценить. Хьюз и группа его инженеров подняли самолёт в воздух. Самолёт поднялся на высоту около 21 метра и оставался в воздухе менее минуты, пролетев за это время примерно милю. На заставке фото самолета во время этого короткого полета.

Обычная практика для нового самолёта - подскок, первый шаг обширной испытательной программы. Однако больше летать ему не пришлось, правительство отказалось от заказа на него, т.к. на тот момент применять его было негде, а там пошла совсем другая авиационная техника.
Однако Хьюз принял все меры для сохранения своего детища, вплоть до своей кончины в апреле 1976 года он следил за тем, чтобы H-4 Hercules постоянно содержался в хорошем состоянии, специальная команда содержала его в ангаре с климат-контролем.

Аэроклуб Южной Калифорнии впоследствии сохранил самолет в собственном круглом здании. Это место было рядом со знаменитым океанским лайнером Queen Mary в Лонг-Бич. В 1988 году компания Уолта Диснея приобрела этот район, но у фирмы не было никакого интереса к самолету.

Так, в 1993 году Аэроклуб продал его Музею авиации Эвергрин, который сейчас известен как Музей авиации и космонавтики Эвергрин. Компания разобрала самолёт и отправила его в Макминнвилль, штат Орегон, где он находится в настоящее время.


Рецензии