Сирень и веники

                С интересом читаю о будущих изменениях в школе. Радуюсь, что задумались, наконец, о том, что упускают юное поколение. Что школа должна не только давать знания, но и воспитывать ребёнка. А самое главное для воспитательного процесса – это вернуть в школу трудовое воспитание, начиная с уборки класса и заканчивая трудовой практикой. На плечи учителей ляжет новое бремя, но как же без этого? Мы же учим своих детей убирать в доме, готовить еду, делать покупки.
                В то время, когда я работала в школе, ребята делали уборку в кабинетах, принимали участие в субботниках, следили за чистотой школьного двора. Старшеклассники один день в неделю учились и работали на производственных предприятиях, получая профессию. А весной, перед летними каникулами, в течение двух недель проходили практику.
                Наши ученики работали на полях подмосковных совхозов и ездили в Краснодарский край на сбор черешни. Весёлые, загорелые, возвращались они домой с ведрами крупной черешни, бесплатно выданной совхозом. А один ученик привёз ещё и ведро варенья, которое сварил сам на плитке в лагере.
                Мне запомнилось лето в подмосковном совхозе, когда мы вывезли два девятых класса на практику. Три преподавателя, двадцать девочек и десять мальчиков приехали пропалывать морковку на совхозных полях. Со мной была дочка-шестиклассница. Жили мы в Яропольце, в старинном поместье Гончаровых. В здании, где когда-то жил Александр Сергеевич Пушкин, был дом отдыха. Нам выделили три огромных комнаты на первом и втором этажах. Питались мы в столовой. Утром работали, а после обеда отдыхали, гуляли в старинном парке, благоухающем цветущей сиренью, бродили по Пушкинской аллее, играли в игры, читали, смотрели кино.
                С нами, учителями, в комнате было девять девочек (мы отобрали самых изнеженных, домашних). Рядом с нами мы поселили мальчишек, а на втором этаже, подальше от учителей, разместились остальные девочки. Чтобы мальчишки не бегали на второй этаж, я им по вечерам рассказывала сказки. Сказки были самодельные, в которых они узнавали себя и своих друзей, свои поступки и проделки. Убедившись, что ребята заснули, я уходила к себе. Как-то раз, рассказав сказку и услышав ровное сопение, я пошла к двери. Вдруг раздался басок одного из учеников, Володи:
                - А дальше было что?
                - Спи, завтра услышишь, - улыбнулась я.
                Мы даже не догадывались, как же трудно будет нам поднять всех в шесть утра! Мы бегали по этажам, подгоняя, уговаривая, умоляя поторопиться тридцать подростков! Одна учительница – пенсионерка, другая, завуч по воспитательной работе – не замужем, детей нет, не знает, что такое разбудить ребёнка рано утром, а третья – я.
                Собрали всех в столовой. Завтрак из двух блюд. Автобус уже ждёт нас. А мы, полусонные, сидим, ковыряя омлет вилкой. Наконец, сели в автобус, поехали к полю. Раздали нам тяпки, выделили каждому грядку, показали, как выглядит ботва моркови, а как сорняки – и вперёд!
                Идёт шеренга. Кто-то работает сноровисто, вырывается вперёд, кто-то махнёт два раза тяпкой, выгнет спину, растирает поясницу, смотрит по сторонам. Лучше всех машет тяпкой наша пенсионерка. Идёт как бульдозер, не оглядываясь. За ней поспевают девчонки, те, со второго этажа. А «наши», изнеженные, продвигаются черепашьими шагами. Вижу, одна срубила ботву морковки, присела, в ужасе присыпая землёй срубленный кустик. Успокаиваю её, подбадриваю. А солнце уже припекает, как же далеко до конца грядки!
                Те, кто дошёл до конца своей грядки, развернулись и пошли навстречу тем, кому ещё работать и работать. Молодцы! Сами додумались. Я никогда в жизни так быстро не работала! Всё, двенадцать часов! Пришёл автобус. Мы сложили тяпки, уселись в автобус – и на обед.
                Смешно сказать, лежу вечером и думаю: «Хоть бы дождь пошёл с утра, чтобы в поле не идти!». Это я, взрослый человек, так думаю. Устала не столько от работы, сколько от переживаний за детей, впервые очутившихся в такой ситуации: тяпка, жара, пыль, ритм, норма!
                Три дня мы работали в поле, а потом нам дали другую работу: заготавливать веники на корм скоту. Работа тоже тяжёлая: наломать веток с деревьев, собрать в веник определённой толщины и перевязать шпагатом, потом связать получившиеся веники попарно, погрузить их в машину, а потом разгрузить, перетащить в сарай и развесить на верёвках на чердаке.
                Тут уж мы распределили, кто что делает, на каком участке работает. Какие же сильные мальчишки! Какие сноровистые девчонки! Не все, конечно, были и лентяи, и обманщики, которые приписывали лишнее, но их пресекали сами же ребята.
                А при чём здесь сирень? Это была не простая сирень, а волшебная! Как она нам помогла! После первого дня работы мы думали, что не поднимем наших девочек на следующее утро. Спали мы с открытым окном. Просыпаюсь от нежного запаха и… вижу на подоконнике свежую ветку сирени.
                - Девчонки! Посмотрите, кому это? - удивлённо закричала я, взяв ветку. - Кто-то кому-то сделал подарок.
                Все вскочили с кроватей и бросились нюхать душистые цветы. Наверное, у каждой пронеслось в голове: «а вдруг это мне?». Ну ладно, я так подумала: в доме отдыха было много мужчин. Но и наша пенсионерка туда же! Шепнула мне:
                - Это, наверное, Пётр Ильич, мы вчера в пинг-понг играли.
                Налили воду в банку, поставили на стол, сирень украсила нашу комнату и придала всем сил. На следующее утро новая ветка сирени лежала на подоконнике.
                Теперь мы с надеждой просыпались и ждали очередного чуда. Девчонки шептались, ребята присматривались друг к другу. Хотелось жить!
                В конце практики к нам пришёл директор совхоза и… мы все получили деньги за проделанную работу. Приличные деньги. Один веник стоил 20 копеек, а сколько машин с вениками мы заготовили! Дочка моя тоже не бездельничала, изо всех сил помогая нам, работала со всеми, вязала веники, а по совместительству была ещё и гонцом. На заработанные деньги купила себе туфли. Правда, были и недовольные. Ворчали, почему не предупредили, что будут платить. Мол, тогда бы они работали лучше.
                Директор совхоза поблагодарил ребят и сказал, что даже не ожидал, что мы так качественно сделаем свою работу. По-взрослому.
                - Так кто же дарил нам сирень? - мечтательно сказала я.
                - Ты серьёзно поверила? - удивилась Людмила Тимофеевна, завуч по воспитательной работе. – Я! Каждый день вылезала из тёплой постели в пять утра, шла в сад, выбирала красивую ветку, прыгала под окном, забрасывая её на подоконник, а потом ещё час досыпала. А как же было поднять их в такую рань?
                - Ради Бога, никому больше не говори, особенно Нине Валерьяновне, нашей романтичной пенсионерке, - попросила я коллегу. - Ну, ты… Я даже не могу придумать, кто ты. Преклоняюсь!
                А сама с грустью подумала: «Ну и зачем она рассказала? А я поверила!». Но второй мыслью было: «Вот это учитель! Придумать такое!».
                Только не думайте, что у нас всё было гладко. Было и гадко: и ссорились, и мирились, и даже удерживали ребят от стычек с деревенскими. Вовремя заметили, что они ремни на руки наматывали, собираясь подраться. Но мы трудились, дружили, учились жить по совести, помогать и прощать.
                Это была настоящая школа жизни.


Рецензии
Интересная история из настоящей жизни настоящего человека.
С удовольствием!

Влад Медоборник   20.11.2023 06:18     Заявить о нарушении
Сколько интересных историй было в школьной жизни! Часть из них вошла в книгу "Пёстрые истории о школе и не только", которая продаётся в московских магазинах.
Спасибо, что прочитали одну из них!

Галина Марчукова   20.11.2023 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.