Батюшка Апполинарий

      Псково-Печерский монастырь в девяностых вместе со страной жил непростой, переходной в новые времена, жизнью. В упадке и деградации была вся страна и больше всего «глубинка».
      Со всех ближних и дальних земель стекался в монастырь народ, желающий «постричься» в монахи. Монастырь шёл навстречу страждущим, принимая их послушниками, но, согласно веяниям времени, потоки прихожан и туристов, а также людей и организаций,  желающих посетить монастырь, уменьшились, приток пожертвований резко сократился, что повлияло на уровень жизни обители и решении её безотлагательных дел.
       В монастыре, как и в стране, происходили изменения и, в основном, в прихожанах: появились новые люди - бизнесмены и не бизнесмены, или попросту бандиты, которые участвовали в переделе собственности страны. С одной стороны, они начинали приобщаться к православию, приезжать на службы, молиться, исповедоваться, а с другой, жили в мире, полном греха и распутства.
      И такие люди неизбежно стали оказывать влияние на монастырь, заполняли его собой, предлагая большие деньги в виде помощи и пожертвований… Монахи в советский период жили под давлением власти, с запретами, но тогда не было такого «внедрения» мирских сил с невиданным ранее «колоритом» и бесцеремонностью…
      Раннее утро 1994 года, осень, к монастырю подъехало три дорогих иномарки с питерскими номерами, вышли несколько молодых мужчин в стильных, двубортных, скорее китайского производства, костюмах и широких галстуках, среди них выделялся мужчина постарше с большими залысинами на голове и худощавым телосложением.
      «Возьмите в багажнике, уже опаздываем» - скомандовал он своим подопечным,  двое взяли по коробке и пакету.
      «Сергеич, а там ещё коробка, её брать?» - спросил здоровенный, спортивного вида с очень короткой стрижкой. «Не надо» - откликнулся Сергеич и все пошли к обители.
      Батюшка Апполинарий, в миру Филиппов Александр Филиппович (далее Филипыч), был выходец из центральных районов России, подвигло его к монашеству противоречие с властью в советские застольные времена. Он был бригадиром в колхозной бригаде и у него вышел спор с председателем колхоза, который сначала попросил, а потом настоятельно приказал выехать на похороны бухгалтера и выкопать могилу с обслуживанием похорон… На это Александр Филиппович резонно ответил, что, мол, «мы не могильщики, нанимайте кого–другова». После этого председатель расформировал бригаду, а Филипыча поставил простым рабочим… Филипыч на эту несправедливость не зАпил, как другие, а пошёл (скорее со зла на председателя) в Церковь на службу, которая тогда в советские времена была под гонениями, да так там и остался,  принял сан и постриг, позднее подвизался монахом в Псково–Печерском монастыре и своим старанием, трудами и верой достиг в монастыре звания заместителя Отца Эконома.
      Отец Эконом, выходец из Молдавии, огромного роста мужчина с кулаками, каждый величиной с голову телёнка, чёрными волосами и бородой и чёрной родинкой на лице, был улыбчив и приветлив к гостям монастыря, он снисходительно шутил и смеялся, держа в руке чётки и показывая свои ослепительно ровные, сверкаюшие здоровьем зубы, принимая людей от власти…
      Как-то в конце лета, в самом начале восьмидесятых, он принимал начальника Псковского Областного ГАИ с сыном и сопровождающими лицами. Как и полагалось «по протоколу», сначала был поход в пещеры с краткой обзорной экскурсией, потом по территории монастыря, ну а затем трапеза, но не в «братской», а в отдельном домике рядом с главной дорожкой к пещерам. «Прошу, прошу Вас оттрапезничать с нами, не откажите» - увещевал гостя батюшка Эконом, сопровождая просьбу шутками и юмором. Трапезная представляла из себя квадратную комнату, состоящую из сплошного мебельного антиквариата, со старинной фисгармонией, картинами и образами и, как противоположность - японской аудио аппаратурой и телевизором. Батюшка сел за фисгармонию и исполнил под неё несколько духовных песнопений, потом включил аудио аппаратуру и поставил послушать записи монастырского хора. Стол был сервирован различными закусками, включая красную и чёрную икру, красную рыбу, мясные нарезки и графин в центре стола. В дверь комнаты постучали, вошли две женщины - принесли только что отваренную картошку в большой эмалированной кастрюле с подставкой. «Помолитесь за нас батюшка». «Помолюсь» - ответил он и они удалились, закрыв за собой дверь. Гости угощались и общались с отцом Экономом. Начальник ГАИ поинтересовался у монаха: «Кто ж у вас следит за садом и дорожками в монастыре?». «А вот батюшка Апполинарий» - указал он на сидевшего рядом молодого ещё мужичка в бороде и с большим, по-русски «картошкой», покрасневшим носом – «Его стараниями держимся». Мужичок ничего не ответил, скромно промолчав.
      Сынок начальника спросил: «Где здесь туалет?». «А рядом» - ответил отец эконом. Туалет был оснащён финской сантехникой и большим зеркалом… Монахи умели встречать гостей.
      Батюшку Апполинария, как бывшего в миру бригадира колхозников, монахи поставили управленцем трудников (людей приходящих поработать в монастырь) и послушников (кандидатов на постриг в монахи). Трудников всегда хватало в монастыре, люди шли поработать за еду и ночлег, особенно в девяностые. Приходило много людей с проблемой алкоголя, которым зачастую негде было жить. Батюшка Апполинарий строго наблюдал за людьми и работой, а если кто-то «отлынивал» от работы, либо искал возможность выпить алкоголя, подходил и командовал ему: «Ставлю тебя на труд - испить Святой воды». Это означало, что виновник должен встать в очередь в центре обители к Святому источнику и целый день пить воду, без «еды и продыху», а если он отказывался или отрывался от пития, батюшка прогонял его прочь с обители и бедолага лишался еды и крова…
      Апполинарий подходил к тому, кто плохо работал и спрашивал: «Не хочешь ли Святой водицы испить? Для прозрения…» И народ под его управлением работал с полной отдачей, выполняя поручения Апполинария. Занятый всё время с работниками, батюшка иногда вынужденно нарушал «служебный» устав, обязательный для монахов, которые должны были быть на богослужениях - за этим процессом следили старшие, возрастные монахи и «святые старцы». Однажды один старец на обедне задал вопрос Апполинарию: «Почему ты, брат, не был на ранней?» «А я служил полунощницу и ночницу» - ответил Апполинарий, давая понять, что занят постоянно… Монахи относились к нему снисходительно и с юмором, зная, что работы у Апполинария хватает.
      Группа мужчин прошла через входную башню монастыря и направилась по дорожке в направлении пещер, неся две коробки и два целлофановых пакета. Навстречу к ним шёл батюшка Апполинарий. Встретившись, старший группы Сергеич «облобызал» руку Апполинария, спросив: «Как здоровье батюшка?». «Слава Богу…» – ответил Аполинарий, добавив, что служба будет в Успенской церкви. «Куда поставить коробки с пакетами?» - спросил Сергеич. «Ступайте за мной» - скомандовал Апполинарий и направился к держателю финансов обители. Было уже начало шести утра, их ждала служба и причастие…
      Николай Сергеич был человеком большой энергии и большого размаха, бывший боксёр, он по-спортивному относился к делам и работе в бизнесе. Будучи выходцем из бедной семьи в провинциальном городишке, он знал цену жизни и цену людям, в которых достаточно хорошо разбирался. С батюшкой Апполинарием он встретился по-спортивному быстро и оперативно, предложил помощь монастырю, регулярно приезжал «отвести душу» и «замолить грехи», которые катились снежным комом в соответствии с жизнедеятельностью Николая и наступившими девяностыми.
      У него был младший брат, с ним он вырос и выжил без отца, с матерью, которая «тянула» их двоих как могла, «поставила на ноги». Брат помогал ему в бизнесе и они решили в благодарность матери, которая была очень набожная, выкупить для неё место для упокоения в пещерах монастыря, но всё сложилось иначе… Место для матери было выкуплено, всё шло своим чередом, «в рабочем порядке», но в конце июля, утром 1995 года Николая застрелил киллер во дворе питерской многоэтажки…
      Младший брат Николая с матерью и компаньонами решили положить Николая на материно место в пещерах монастыря, что и было сделано. Но, к сожалению для семьи Николая Сергеевича и его приспешников, это событие не прошло бесследно. Монастырь не смог спокойно пережить случившееся и внутри обители пошли «разборки». Первым в связи с этим отрёкся от сана настоятель монастыря, потом ниже «по рангу» пошли «расстриги», то есть монахи «отлучники» от братии монастыря. Одним из первых попал «под раздачу» Батюшка Апполинарий - он был выдворен из монастыря в Псков, где для него монастырь приобрёл в новом кирпичном доме нестандартную, крупногабаритную «двушку», сделав там ремонт после строителей в подъезде с губернатором области.
      Батюшка Апполинарий трансформировался в Филипыча или «батюшку Полинария». Александр Филипович очень переживал своё отстранение и стал частенько прикладываться к спиртному, в подпитии жаловался собеседникам, что, мол, он не виноват в произошедшем, дескать «не мне было решать» и что захороненный очень помогал монастырю выживать в трудные лихие времена. «Посылал нам лес, дрова, уголь и всё вагонами, вагонами…» - сетовал он.
      Выглядел Филипыч очень солидно и аутентично старине: летом соломенная шляпа с широкими полями, под ней длинные волосы, собранные в пучок, длинная чёрная жилетка, классической формы с подвязками сзади по бокам, под ней «косоворотка» холщовая с узорами и длинными закатанными рукавами под локоть белых тонов, чёрные брюки «под ремешок» и чёрные ботинки на каблуке. Филипыч выходил из подъезда дома и шёл гулять по улице неторопливой походкой барина, обычно маршрут был в направлении ресторана «Рига», куда он вальяжно заходил, где его уже знали все бармены и официанты.
      Он спрашивал или рассказывал что-нибудь, выпивал граммов сто или сто пятьдесят водки и направлялся назад к дому. Батюшка, оказавшись на воле с приличными, наверное, средствами, «пустился во все тяжкие» и как-то, будучи уже в «приличном подпитии», познакомился с двумя девицами в ресторане и ушёл в «запой». Сначала пили в ресторане, потом он привёл их к себе домой… Прошел день или два и, очнувшись, он обнаружил в квартире пропажу аудио и видео техники, телевизора, пылесоса, и  девицы исчезли, так же как и деньги, которые были в свободном доступе. В квартире остался только холодильник и напольный новый, большой сейф с шифром, стоящий почему-то посреди маленькой комнаты, непонятно для каких целей. Было там и много старых, чёрно-белых и цветных фотографий с братией монастыря.
      Сосед Гоша захаживал к нему в гости, прихватив бутылочку чёрного пиратского рома «Капитан Морган». Они общались, выпивали, большой русский нос Филипыча краснел и он рассказывал истории каждой фотографии на стенах. «В подпитии» он хвастался, что у него хорошее здоровье и много сил из-за того, что он никогда не работал, был всегда на руководящих должностях в миру и в монастыре.
      «А зачем тебе такой большой сейф, Филипыч?» - спросил Гоша, на что Филипыч, крякнув, потёр нос, который ещё больше «зарделся» краской. Ходили слухи, что Филипыч - держатель «общака» монахов, но это были только слухи…
      Бармен ресторана «Рига» Таня эффектная блондинка со стрижкой, - смеялась, упоминая Филипыча, что де он, как ни придёт, устраивает шоу, рассказывая о своём трудном, одиноком «житие-бытие» и просил найти ему жену. «А то от девок одни проблемы…» - жаловался Филипыч, которому было под восемьдесят. Гоша как-то зашёл в ресторан со своим приятелем, их как всегда радужно встретила бармен Таня. «Ну что мальчики водочки? Нам поступила свеженькая, ооочень вкусная…» - колдовала Танюша. Рядом, за стойкой оказался Филипыч, Гоша с удовольствием угостил его и батюшка не отказался…   

13.06.2023.


Рецензии