Ав. диал. гIacи-яб и кетское ассель зверь

Ав. диал. ГIACИ-ЯБ и кетское АССЕЛЬ зверь

Ав. диал. ГIACИ-ЯБ "беспощадный, злой". В словарях не представлено также ещё одно значение- "отличный,высокого качества". Аналогичную лексическую единицу можно встретить в немецком: toll 1. "бешеный";2. "чудесно, дивно",т.е. и здесь есть семантическая связь между понятиями.

Кет. АССЕЛЬ "зверь,животное", АССАНО "охота,промысел", АССАНОС "охотник".

Для нас остаётся под вопросом есть ли здесь родство с кетским АСЬ "единый Бог кетского языческого мира" (кеты- стихийные монотеисты, весь их языческий пантеон состоит из одного божества): ав. АС (произн. "ъасс" )авторитет, достоинство", лак. АСС "имя бога-громовержца"; честь, достоинство, авторитет", чеч. АСАР "энтузиазм,наитие" и т.п. В качестве праосновы Старостиным С.
А. предлогается значение "дыхание, облако, туман"(т.е. небо как живое явление и "вместилище духов"), которое сохранилось в архаичной лексике андо-цезской группы - АСЫЙ и др схожие формы. Для обнаружения внутренней связи с ав. гIасия-б требуется дальнейшее обоснование.В принципе, связь не исключена если учесть, что, напр., что русское "дичь", "дикий" и "дивный" восходят к индоевропейской основе со значением "бог/обожествлённое небо".


Рецензии