Первый мой компьютер

     13-й пилот как-то рассказывал о первом своём освоении компьютеров в начале 90-х и навеял воспоминания о моём первом знакомстве с «персональным» компьютером. Было это где-то в 1990 году, когда я летал на Су-27 в Гудауте. В жизнь потихоньку начали входить компьютеры, о них говорили, с интересом про них рассказывали, но в глаза их не видели и руками не щупали. И тут появился в продаже так называемый Бытовой Компьютер, он так и назывался БК-0010. Представлял он собой небольшой блок - клавиатуру. В виде монитора надо было использовать телевизор, все действия производились с клавиатуры, но можно было использовать и программу, записанную на магнитофон.

     Такой БК приобрёл один знакомый штурман КП, от которого я и узнал о его существовании. Стал я вплотную интересоваться этой темой, познакомился с языком программирования Бейсик, были ещё кое-какие языки, но Бейсик был как-то проще и понятнее. Всю эту информацию я черпал из журналов вроде Техника Молодёжи, Знание Сила, Авиация и Космонавтика.

     Со временем купил БК-0010.01 в Адлере в магазине «Электроника» за 650 советских рублей. Товарищ сделал мне в телевизоре какой-то там видео вход, и я стал осваивать компьютер. Начинал с самого простого, - вроде «упражнений», потом начал составлять простенькие программы, это уже были вроде как «сложные формулы».

     Пробовал с клавиатуры рассчитывать полёт Су-27 по маршруту, интересно получалось. В конце концов составил программу, которая рассчитывала маршрут по введённым координатам поворотных точек и остальных данных маршрута. Программа рисовала маршрут на экране с курсами, расстоянием, временем, остатками топлива на поворотных с учётом набора высоты и снижения и прочим. С самого начала вводил программу каждый раз с клавиатуры, потом, когда программа «разрослась, это было уже муторно. Вот тут стал использовать магнитофон. Программу записал на ленту, вводил опять же всякий раз её в БК, но уже с магнитофона. Программа работала вполне нормально, на экране рисовался маршрут, с соответствующими курсами, расстояниями, временем полёта по участкам, остатками топлива на поворотных. В принципе, введя координаты маршрута и прочие данные полёта по маршруту, можно было получить практически готовый к переносу на карту, маршрут.

     Чтобы составить эту программу, пришлось не только вникать в смысл программирования, но и обращаться «в полный рост» к тригонометрии, чтобы программа по исходным координатам широты и долготы точек в градусах наносила эти точки правильно на экран, рисовала участки маршрута и рассчитывала все элементы маршрута.

     Увлекла тогда меня эта тема, сидел по вечерам за этим БК с телевизором, проверял правильность работы программы. Вроде, работала вполне сносно. Дошло всё это до нашего штурмана полка, захотел он посмотреть, как всё это работает. Пошли как-то в обеденный перерыв ко мне домой, но в это время в городке погас свет. Посмотреть, как работает программа на компьютере не получилось. Больше интереса штурман не проявлял. Тут начались «местные» проблемы в Абхазии, практически военное положение, и стало не до компьютера. В дальнейшем с 286-м компьютером я уже познакомился на гражданке в начале девяностых.

- на фото: - бытовой компьютер.

- фото из интернета.

05.07.2023 – Севастополь.


Рецензии