Афина, Ника, Персей, Троянская война, Марсельеза Т

Афина, Ника, Персей, Троянская война, Марсельеза (Триумфальная Арка, Париж), скульптурные образы Евгения Вучетича. Опыт творческой реконструкции.


В Интернете высказываются мнения о взаимосвязи скульптурного образа Вучетича «Родина-мать» (в городе Волгограде) с образом Марсельезы (скульптурная группа - Триумфальная Арка, Париж).

Считается, что Франсуа Рюд (1784 - 1855) посвятил скульптурную группу Le D;part de 1792 (1835–36) патриотическому порыву французских граждан. «Вся группа дана в сильном движении, отчего еще более усиливается драматический эффект. Особенно резко оно выявлено в центральной женской фигуре. Зритель слышит призыв к борьбе, крик, вырывающийся из широко раскрытого рта.» (https://likbez-a-m.livejournal.com/8470.html)

Естественно, Евгений Вучетич был знаком с работой Франсуа Рюда.

На каких творческих образцах основывал свое произведение Франсуа Рюд, мы можем лишь предполагать.

Бесспорно, Франсуа Рюду были известны изображения крылатой богини Ники и копия ватиканского оригинала скульптурной группы «Лаокоон с сыновьями» (Ж.-Б. Тюби, Ф. Вижье, Ж. Русселе. Лаокоон с сыновьями. Копия ватиканского оригинала. 1696. Парк в Версале). (Лаокоонт, или Лаокоон, — в древнегреческой мифологии жрец бога Аполлона в городе Троя. Во время Троянской войны, опасаясь подвоха, убеждал защитников Трои не вводить троянского коня в город.)

На скульптурном произведении Франсуа Рида Le D;part de 1792 представлена крылатая богиня. Под изображением крылатой богини расположена группа людей. Эта группа в некоторой степени напоминает скульптурную группу «Лаокоон с сыновьями».

Высказывается мнение, что образцом для скульптуры Евгения Вучетича послужила работа Франсуа Рюда Le D;part de 1792:

«Теперь сравните этот французский горельеф со скульптурой "Родина-мать" в Волгограде:

Черты лица, крик, рот, заломленные брови, ужас в глазах. Положение тела в пространстве, разворот, меч в руке, идея призыва встать на защиту Отечества...» (https://homaaxel.livejournal.com/1667914.html).

Строительство монумента "Родина-мать" в Волгограде было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года.

Евгений Вучетич начал работу (в 70-х годах) и над скульптурой «Родина-мать» — монументальной скульптуры в Киеве на правом берегу Днепра. В 1974 году, после смерти Вучетича, эту работу продолжили другие люди.

Афина передала Персею щит, в котором он увидел отражение Медузы Горгоны. Не глядя прямо на Медузу Горгону (но видя её отражение), Персей смог отрубить голову Медузы Горгоны.

«Открыта в составе музейного комплекса в 1981 году в День Победы. Комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.»

Как известно, КПСС была (самой) революционной партией.

Желающие могут сравнить два скульптурных произведения (в Волгограде и в Киеве) – на предмет того, в какой степени в них воплотились античные традиции (свойственные работе Франсуа Рида Le D;part de 1792), и представлен ли в скульптуре, открытой при участии Леонида Ильича Брежнева в 1981 году, патриотический порыв граждан, становящихся на защиту Отечества.

Крылья у скульптуры, открытой при участии Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в 1981 году, не заметны. Впрочем, отдадим ему должное – он был сравнительно миролюбивым человеком. На славу (великого) полководца (и знатока искусств) он не претендовал.


14 июля 2023 г. 22:55


{ 3349. Афина, Ника, Персей, Троянская война, Марсельеза (Триумфальная Арка, Париж), скульптурные образы Евгения Вучетича. Опыт творческой реконструкции. - 14 июля 2023 г.
MMMCCCXX. Athena, Nike, Perseus, Trojan War, Marseillaise (Arc de Triomphe, Paris), a sculptural images by Evgeny Vuchetich. An experience of a creative reconstruction. - July 14, 2023.

Vladimir Zalessky Internet-bibliotheca. Интернет-библиотека Владимира Залесского. }


Рецензии