В монастыре Агапия

А здесь, в Карпатах, в их «молдавской» части –
Агапии чудесный монастырь*.
От скита древнего он принимал причастье.
Средневековых войн едва остыл

нещадный жар. Резной «молдавской» крышей
темнеют шпили. Пряный запах роз.
И юный Николай здесь зов услышал
писать Мадонну. Ветер с гор принёс

настои хвойных елей с голубыми
разлапистыми ветвями. В резных
протяжных балюстрадах, что с жилыми
монашескими кельями на них –

цветы, цветы. Цветы везде – на клумбах,
в монашеских работах на коврах:
живи, твори, всю жизнь о боге думай,
ровняй землицу клумбы. В небесах –

суровый бог.  В амвоне – лик Давида,
на юного художника похож...
Агапия, с монашеского скита
ты верою в духовное живёшь.

*Корни монастыря Агапия восходят к древнему скиту, который находился в двух километрах, в горной долине, связывающей долину Агапии с долиной речки Секу. Традиция сохранила имя отшельника Агапии, который во второй половине четырнадцатого века возвел вместе со своими учениками деревянную церквушку. Имя этого монаха, которое в переводе с греческого означает «любовь к ближнему», было присвоено не только руководимой им общине, но и окружающим горам, ручью, а затем поселению в долине.
В 1641—1643 годах гетман Гавриил Коч, брат господаря Василия Лупу, возводит каменную церковь по проекту архитектора Энаке Ктиси из Константинополя. Монастырь пострадал от турок и татар в 1671—1672 годах, затем разграблен татарами зимой 1674—1675 годов, поляками в 1680 году, а также пострадал от войск польского короля Яна III Собеского в 1689—1693 годах.
Вокруг церкви, основанной гетманом Гавриилом, было возведено за эти годы и около 320 домов, которые составляют монастырскую деревню. Многие из них, построенные в чистом народном стиле, имеют возраст 150–200 лет. Монастырь Агапия является одним из самых известных и популярных памятников архитектуры.
Древней работой высокой художественной ценности является икона Божией Матери. Эта икона принадлежит к золотому веку византийского искусства. Внутреннее пространство храма расписал в середине девятнадцатого века известный румынский художник Николае Григореску, чей автопортрет мы можем видеть на румынской купюре, достоинством в 10 лей. 19-летний юный художник расписывал внутреннее пространство церкви в течение 4-х месяцев.  По стилю и уникальности эти произведения называют работами «румынского Микеланджело». После такой гигантской иконотворческой работы Николай больше никогда и ничего не писал на религиозные темы.
В настоящее время в монастыре насчитывается около 340 монахинь, что делает его вторым крупнейшим в Румынии после монастыря Вэратек. В мастерских монастыря Агапия монахини ткут ковры, прядут пряжу и делают вышивки. Работают на 100-летних очень качественных «зингеровских» машинах. Для Молдовы монашество – привычное дело, что жизнь примонастырских сел (а их очень много) вовлечена в жизнь обителей, подчинена тому же ритму, тому же циклу. Вся аграрная Молдова – это большое монастырское село.


Рецензии