Первый вальдшнеп

Наконец-то я его увидел, в полёте. Не сразу удалось найти место, где у этих птиц бывает тяга. Да и вообще, до недавнего времени, о какой-то там тяге и слыхом не слыхивал. Охотился в основном на рябчиков. Когда я был молод, эти птицы изобиловали ещё в наших местах. Случалось, и к уткам подкрадывался. Но эта охота была у меня как бы на втором месте. Говорят, что у старых охотников утка не считалась промысловой птицей. Не знаю, как они относились к вальдшнепам – лесным куликам.
О вальдшнепах я узнал из рассказов Михаила Пришвина. Мой любимый писатель, до последних дней жизни не расставался с подружейными собаками и охотой.
Прошлой осенью на одной обширной поляне недалеко от села даже стоял на тяге. Пролетел вроде бы один вальдшнеп вдалеке. Затем, когда стемнело, прямо надо мной стала кружить сова, которую я вначале принял за вальдшнепа, и даже стрельнул по ней, хотя промазал. И она продолжала кружить надо мной, чуть ли на голову не садилась. Но я, конечно, знал, что настоящая тяга бывает ранней весной. От Пришвина же узнал, что начинается она, когда с берёзы начинает капать сок. И даже в этот период она бывает не всегда.  В зависимости от погоды. В пасмурный день тяга может начаться ещё до захода солнца. Дождь, ветер – вот это может отменить тягу.
Два вечера я потратил напрасно, ожидая тягу. Надо ведь ещё и место найти, где летают в брачном полёте вальдшнепы.
На этот раз, кажется, я нашёл подходящее место. Недалеко от села. На заброшенной лесной дороге, окружённой невысокими деревьями. Искал по карте. Такое время, что можно сверху увидеть любой клочок наших полей и лесов.
Выбрал вроде подходящее место. Снял рюкзак и поставил его под берёзы. А сам сел на походный стульчик и стал ждать заката. У меня с собой был карманный радиоприёмник и флешка с записью голосов чирка, кряквы, вальдшнепа и перепёлки. Манка на вальдшнепа у меня не было. Зато был манок на рябчика, с помощью которого я мог не очень точно изобразить голос самки вальдшнепа. Забегая вперёд, скажу, что мне удалось подманить одного ярого любовника из вальдшнепов. Он сел, уже почти в полной темноте, метрах в 15 от места, где я сидел на стульчике. Мера была вынужденная. После похода на открытие охоты, у меня вдруг отекли ноги. Особенно правая. Голень этой ноги сильно пострадала от футбола в молодости. И вот кость воспалилась. Повысилась температура, что я ощущал рукой. Сказалось видимо то, что я долго стоял на ногах. Стульчика складного с собой не было. И хотя прошёл я в тот день мало, нога опухла, вызывая различные думы и переживания. Вторым походом на Н-Фёдоровские луга я осложнил эту болячку. Только день тогда я дал отдохнуть ноге, массируя её чуть ли не весь день. Но времени на весеннюю охоту отведено мало. А мне так хотелось встретиться с вальдшнепом. В тот вечер встреча не состоялась. Я просто не дождался её, так как по непредвиденным причинам, мне пришлось покинуть луга ещё до того, как начало темнеть.
И вот этот день. Опять нагрузка на ногу. Но стульчик позволял минимизировать нагрузку. Тот вальдшнеп сел рядом, но сливался с травой. Можно было не стрелять, не видя точно цели. К тому же он сидел так близко, что заряд мог лететь пулей. Патрона с дисперсным зарядом у меня не было.
Увидел ещё до заката летящего над просекой кулика. Это был не вальдшнеп всё же, а просто кулик. Затем пролетел и вальдшнеп. Высока и без характерных звуков. Кстати замечу, что в этот вечер вальдшнепы редко обозначали свой полёт звуками. Это усложняло мою задачу подготовиться к выстрелу. Ведь охотник я не слишком результативный по выстрелам в летящую птицу.
Первые вальдшнепы, которых я насчитал до пяти особей, летели высоко и быстро, и я недоумевал, как я смогу подбить хотя бы одного. Вообще думал, что это летает один, возможно, два.
Я сидел на стульчике, и ждал. И вот один летит довольно низко в мою сторону. Я выстрелил, не вставая со стульчика. И – попал! Вальдшнеп камнем упал в траву на брошенной дороге. Но он был жив. Побежал к противоположному лесному массиву. Там я и догнал его среди берёз, прижал стволами его шею к земле.
Первый трофей! Радость эту не передать буквами. Это надо испытать самому.
Я вернулся с птицей в руках к месту, где была моя ничем не замаскированная засада. Сзади несколько молодых сосёнок да берёзка. Но сумерки надвигались. Солнце уже село за горизонт, плохо просматриваемый за лесом.
Вальдшнепы стали летать медленнее. И я сбил ещё одного. Тот побежал в другую сторону по просеке. Я – за ним. Где-то споткнулся, оказался на четвереньках, и в такой позиции преследовал вальдшнепа. Вот он вроде совсем рядом, и я дотягиваюсь до него концами стволов. Но он опять перепрыгивает через упавшие прутья кустарника, и снова не достигаем. Я делаю очередную перебежку на четвереньках (и собака мне не нужна). Наконец я всё же прижимаю беглеца стволами к траве. И вот у меня в руках второй вальдшнеп! Я такого и не ожидал. Да и название рассказа рушилось. «Первый вальдшнеп».
Стрелял ещё несколько раз. Вошёл в азарт. Не заметил, как подошли к концу патроны, заряженные накануне дробью № 9. Всего 10 патронов зарядил, считая, что они ещё останутся на осень. И вот, в стволе последний патрон с дробью № 9. В верхний ствол вставил патрон фабричный с «тройкой».
Летит прямо на меня лесной кулик, хорошо заметный на оранжевом закатном небе. Выстрел, и он падает почти рядом. Третий вальдшнеп.
Я подумал, что норму, видимо, уже добыл, и пора прекращать охоту. Да и патронов с мелкой дробью больше нет.
Вернулся к машине. На этот раз я отключил аккумулятор, и она завелась. Выехал на трассу. И поехал в сторону дома, переполненный эмоциями. Вроде бы и ноге не слишком досадил.
Дома развернул путёвку. Оказывается, я превысил разрешённую ежедневную норму добычи на одну птицу. Браконьер! Хотя, с учётом двух предыдущих неудачных походов, превысил не так уж и на много.
Эта охота перегрузила меня эмоционально так, что ночью (не мог уснуть) пришлось выпить корвалол.

07.05.23


Рецензии