Свидания с Римом. Из дневника моей матери

Моя мать, Н.А. Зверева в 2000-е годы вела театральные стажи в римской частной актерско-режиссерской школе.

ИЗ ДНЕВНИКА:

Прилетела в Рим. Солнечное утро, но прохладно. Встретили Лили с Фабианом. Отвезли на Via Candia . Крошечный номер с газовой плитой. Я бросила вещи, выпила чаю и пошла гулять. Оказалось, что живу совсем рядом с Ватиканом, только с обратной его, бытовой стороны! Прямо в окно лезет купол Св. Петра. Бьют колокола и в церкви, что напротив. Зашла, бросила вещи, выпила чаю и отправилась гулять. Поменяла 100 долларов, купила невкусной пиццы. Долго гуляла по набережной Тивери. Около площади Навонна, на Via Coronato , длинной и узкой сплошные лавки древностей, заваленные всякими художественным хламом.  Около моего дома улочка образовывает крошечную площадь. На ней церковь Святого Симеона, крошечная. Церквушка срослась с каким-то старинным домиком, почти разрушена (и не восстановлена), что не характерно для римских церквей. Прямо от площади начинаются ступеньки и выход на набережную Тивери, где-то около замка Святого  Ангела. Долго гуляла вдоль реки. Углубилась в переулки, заплутала. Спросила по-французски у старушки, как пройти к собору Св. Петра. «"O. Petrino!" (Петрушечка)» - просияла она, и замахала руками, указывая мне путь.
Рим на закате солнечного дня – это сказка. Он весь теплых тонов, от шоколадных до кремовых и кирпичных, и все это светится и полыхает в косых солнечных лучах особенно ярко. Завтра первое занятие…
***
Из квартиры моей выход прямо на крышу, а с крыши вид захватывающий на Ватикан и холмы с зелеными беретами пиний.
Дивная прогулка в выходной день вдоль Тивери, окаймленного бурой каймой старых платанов, что растут вдоль набережной.
***
Для русских итальянская кухня это пицца. Та, что продают на улице – тонкое жёсткое тесто, н томатной пастой и скупо посыпанное сыром. Гадость. Вкусную я ела один раз в каком-то заповедном заведении, куда меня привели главный педагог школы Лиля и моя переводчица. С вялеными оливками и морскими гадами. Объелись ужасно. Мне стало плохо. «Спокойно!» - сказала Лиля и заказала большую бутылку Кока-колы. После двух стаканов похожих на ядовитую кислоту колы тяжелый комок застрявщей в желудке пиццы вдруг растворился и словно исчез.
А за соседним столиком толстые итальяшки уминали огромные порции макарон и заедали белым хлебом. « Они бы еще все это сахаром посыпали!» - сказала я.
***
Возвращаясь из киноинститута, где я тоже преподаю, я выхожу из трамвая на 4 остановки раньше, на площади Фамиани и иду пешком. Дорога прекрасная, сначала по мосту через Тивери, потом по длинной красивой улице до Ватикана, а там уже рядом и моя Виа Кандиа, Если повезет, то еще горит закат, самое красивое время в Риме, когда город весь светится золотистым светом… По дороге покупаю себе что-нибудь поесть и отдыхаю после каторжного рабочего дня. Прихожу в свою квартиру - очень тесный номер, ужинаю и смотрю новости…
Читать не могу от усталости. Но работа вроде идет неплохо!
Сегодня мне приснился странный сон: я где-то… чему-то… учусь…
Вместе с кем-то брожу по странному зданию, переходя из одного помещения к другому и и в какой-то момент почти случайно (но не совсем) поднимаюсь на последний этаж.
Весь он разделен на маленькие чистые белые комнаты, где ученики проходят некое омовение (очищение?) перед чем-то… И мне – если хочу! – тоже можно войти в такую комнату, чтобы «омыться»…
Для чего? Не поняла… Проснулась…
***
Снова Рим. Снова Виа Кандиа. Снова юные актеры и режиссеры.
Но главное – снова красавец город…
Студенты показали отрывки из «Вишневого сада». Слабовато. Успею ли что-то поправить за 9 занятий?
На этот раз меня поселили в другом номере  – двухкомнатном, просторном, но холодном и неуютном.
Зато из кухонного окна виднеется колокольня соседней церкви и слышен звон. Я захожу туда иногда -  помолиться. Около церкви раскрашенная статуя девы Марии… Сама церковь модерновая и не очень уютная.
И по дороге на метро, утром идя на занятия, я иногда останавливаюсь у этой статуи и крещу лоб.
***
Ездили в Тоскану. Господи! Благодарю тебя за это подарок судьбы.
Одна из самых богатых впечатлениями поездок в моей жизни.
И наши уроки в разных помещениях, особенно удивительный Театре ди Рома,  крошечном живописном городке на вершине горы, и сам театрик – маленький, уютный, в 19 веке построенный. И море, и солнце. И поездка по длинной кипарисовой аллее, которую мне подарила  моя стажерка Фульвия, она же шофер. А поездка в Пизу под теплым дождем? А наше чаепитие в какой-то харчевне на высокой скале?
И «Санта Лючия», пропетая канадской режиссеркой Шерон…
Счастье, подаренное Господом!
***
Суббота. Грандиозная демонстрация  на улицах Рима… Что-то невероятное. Все протестуют против президента Берлускони, коего называют «позором нации».
Пошла в любимый Трастевери поклониться Санта Марии Трастевери. Села на деревянную скамью, долго смотрела на мозаики… и душа пела… 
***
Все! Финита! Завтра домой!
Сложила чемодан и села смотреть телевизор. Новости. Дневная стрельба около собора Св. Петра. Страшные карабинеры в черном.
Пасха. Старенький Папа… Обряд омовения ног…
Хочу домой, устала я…
***
Ох, Рим мой любимый, как грустно мне с тобой расставаться! Наши страстные свидания были такими короткими. Куцыми! Ведь вместо того, что бы сутками любоваться тобой, мне приходилось по 8 часов в день работать со студентами в душной аудитории.
Но что делать? На все  воля Божья…


Рецензии