Часть 2. Мы прибыли на стойбище

День первый… «первая жизнь»
Из цикла «Семь жизней на стойбище «Мань Ускве»
Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 14 июля 2023 г.

Часть 2. Мы прибыли на стойбище
Начало https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_5265/all
Продолжение https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_5285/all

1 июля 2023 г. в 11 часов из Саранпауля мы отправились на стойбище на небольшом мотолодке "Казанка". По дороге любовались водной гладью и берегами. Теплый ветер норовил унести на свободу мою белую бейсболку, поэтому пришлось сунуть ее между рюкзаками. Минут через 15 или 20 мы причалили к высокому берегу у деревни Янсунт, что «многие лета» стоит у слияния рек Манья и Хулга.
За дополнительной информацией и географическими координатами отсылаю читателей в интернет: https://mapdata.ru/hanti-mansiyskiy-avtonomniy-okrug/.. Там же есть карты и схемы.
По сходням, взвалив на плечи свой большой рюкзак, я выполз на берег. ; На фото, как мне кажется, хорошо видна крутизна высокого берега. К слову, через полтора дня мелкого дождичка вода в реке поднялась на пару метров и сходни в нижней части оказались под водой. А позднее – в день отбытия со стойбища - я узнал, что в большое половодье, воды поднимается над кромкой берега и даже иногда топит деревню.
Прежде, чем перейти к описанию стойбища, хочу сказать, что в деревне Янсунт официально живет один человек и имеется четыре улицы: Маньинская, Хулгинская, Ягодная улицы и Цветочный переулок. Первые два названия даны по рекам…
Фактически людей, конечно, больше – многие жители Саранпауля используют деревенские дома родителей и дедов, как загородные дачи.
Стойбище граничит с деревней, и пройдя через нее, мы встретились с «матерью-основательницей» Любовью Павловной Стакановой.
Об этом удивительном человеке хочу рассказать отдельно и подробно, но позднее. Пока же замечу, что в далеком 1994 г. она начала организацию детского этностойбища и уже 29 лет вкладывает в его развитие, душу, силы, время и деньги.
29 лет! Менялись губернаторы, премьеры и президенты, разрушались города и страны, а стойбище «Мань Ускве» каждый год встречало новых детей. Те, первые, которые приезжали в 90-е давно повзрослели, но вспоминают «лучшее время» с душевной теплотой.
Сейчас на стойбище есть четыре чума, в которых живут дети, столовая, летняя кухня, различные хозяйственные постройки, пожарная цистерна и самое главное –«Красный чум». Это место где горит костер и проходят все сборы, выступления, игры и занятия. А взрослые живут в палатках…
Я тоже поставил свою палатку и пошел в «Красный чум»…

Маленькое отступление от темы с уклоном в историческое бытие.
Для меня, изучавшего в свое время историю Обь-Иртышского Севера», словосочетание «Красный чум говорит о многом». Интересующимся могу предложить краткую информацию об этом явлении 30-х годов ХХ века, подготовленную Государственным архивом Югры. https://gahmao.ru/activity/proekty/arkhiv-shkole/neko..

В «Красном чуме» проходил инструктаж детей и взрослых по технике безопасности, санитарии и действиях при пожаре. Потом я выступил и рассказал, чем намерен заниматься на стойбище в предстоящую неделю и упомянул о возможности поставить спектакль. Сразу после собрания, на выходе из «Красного чума» меня остановила десятилетняя пигалица и умница Ира Ларионова, и заявила, что в предстоящем спектакле ей нужна роль комара. Поскольку сценария еще не существовало в природе, я с лёгкостью обещал девочке такую роль.
А потом все пошли на «Городище», но поскольку там было сделано много фотографий, об этом будет отдельный рассказ.
Предложение следует.


Рецензии