Пушкин и андрогины Платона и Гете

(серия конспекты пушкинистики)

Фра  alex, поскольку у тебя нет эл.почты и облачного архива и тебе мои послания привозит бывшая монахиня Лиза – будто потерявшая в 13-детнем возрасте 17-летняя Таня Дм. Ларина, отвергнутая менеджерам по рискам полового эволюционного отбора Евг. Онегиным, то высылаю чрез бескрайние поля  Прозыру этот конспект на тему гений – это андрогинная сущность, восходящая к еще богоподобному первочеловеку и местами уже адаму Адама Шестоднева: Творец, каким бы Первопринципом программы Творения Земли и на Земле, вслед за аксиоматикой Бытия и скрижалей Жития, создал бесполых ангелов и херувимов, затем проектных богоподобных двуполых сущностей – андрогинов, затем опытных образцов человеков - первочеловеков (неясной как у медуницы темной ориентации), и, наконец кона Шестоднева – адама, а в финале как фингале = его забаву и помощницу по работному (рабскому) труду в саду Эдема «Рай» (т.е. огороженном всего лишь месте для опричнины), названную адамом ишей …

Если гений – слово у Пушкина не редкое, то вывод исследователей на тему «гений = андрогин» меня сильно поразил.

И один вопрос в этом пораженном состоянии ключевой: зачем Пушкину потребовался образ гения-андрогина и как далеко с этой сущностью он мог и зашел?

Мы уже терли с тобой эту тропу, но оказывается тотально кромешно ошибались!  Точнее: мы были посредине от полюса «неглубокое понимание» (границы пролюдей и дилетантов) к полюсу «глубокое непонимание» (границе, где свет учености, знаний и пытливости любознательных  натыкается на мрак неведомого)

Приступая вновь к этой теме, более интересуясь вначале в ней андрогинностью и затем поняв, что трактовка «гений андрогинен по сути и принципиально», высылаю тебе сборник материалов в надежде, что тебя посетит Муза и ты выдашь жевательно не противную супротивную альтернативную независимую точку у зрения « простого читателя»

(1)

Пушкин был знаком с идеями Сократа: Евг. Абдуллаев показал, что понятие «гений» у Пушкина связано с понятием «даймона» (см. Абдуллаев Е. В. «Гений и демон: о двух античных терминах в “Маленьких трагедиях”», Вопросы литературы 1 (magazines.russ.ru/voplit/2008/1/ab7.html)).
Восьмитомник  Платона  (Platon  1822–1832)  имелся  в  пушкинской  домашней библиотеке  (№  1267)  –  однако  том  с  «Пиром»  так  и  остался  неразрезанным (Модзалевский 1910).  Этот же исследователь подсчитал: имя  Платона  встречается  у  Пушкина  четыре  раза, что  не  так  мало,  если сравнить с другими известными древними философами, упомянутыми поэтом:  Аристипп – 5 раз, Аристотель – 4, Эпикур – 4, Диоген – 3, Сократ – 1 (cм. Абдуллаев Евг. Гений и андрогин. Об одном сюжете из платоновского «Пира» у Пушкина)

В Пире Платона есть две интересные для мифологии антропогенеза темы – однополой любви и андрогинов
      
(1)

Тема однополой любви была для Пушкина актуальна, ибо его женка увлеклась корнетом придворного полка кавалергардов французским бароном Жоржем д-Антесом, который сожительствовал с голландским посланником в СПб бароном Луи ванн Геккерном и их amore mascuale (amour masculin)  для многих не была секретом и в итоге, чтобы не вызвать скандала и не обрушить карьеры), старший и активный в этой паре Геккерн вынужден был заняться усыновлением любимого Жоржа … 

Иное дело тема андрогина…

(2)

Миф об андрогине известен по сцене симпосиума на пиру в диалоге Пир (Symposium  ;;;;;;;;) Платона.
Андрогин = ;;;;;; – муж, мужчина, и ;;;; – женщина
Аристофан в «Пире» рассказывает об андрогинах, предках людей, сочетавших в себе признаки мужского и женского пола.  На пиру в симпосиуме он  говорил лишь об одном виде андрогинов. Есть еще два других, что сочетали в себе либо мужской и мужской, либо женский и женский пол.
Андрогины имели округлое шаровидное тело, спина их не отличалась от груди, рук и ног было по четыре, на голове имелось два одинаковых лица, смотревших в противоположные стороны и т.д. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на власть богов. Зевс решил разрезать их пополам, уменьшив тем самым их силу  вдвое.  С  тех  пор  каждая  из  разделенных  «половинок»  стремится  найти  свою прежнюю, чтобы соединиться с ней и снова обрести целостность. 
Поскольку, как реальный или как фантастический образ, андрогин всегда был метафорой – наиболее полным выражением того, что означает  “гений”» (Ladjali 2005, 82   «“When I write, I am sexless”», Diogenes)

Вот фрагменты Речи Аристофана (пер Апта) о главной идее оратора = Эрот – это стремление человека к изначальной целостности:
«Мне кажет¬ся, что люди совер¬шен¬но не созна¬ют истин¬ной мощи люб¬ви, ибо, если бы они созна¬ва¬ли ее, они бы воз¬дви¬га¬ли ей вели¬чай¬шие хра¬мы и алта¬ри и при¬но¬си¬ли вели¬чай¬шие жерт¬вы, а меж тем ниче¬го подоб¬но¬го не дела¬ет¬ся, хотя все это сле¬ду¬ет делать dв первую оче¬редь. Ведь Эрот — самый чело¬ве¬ко¬лю¬би-вый бог, он помо¬га¬ет людям и вра¬чу¬ет неду¬ги, исце¬ле¬ние от кото¬рых было бы для рода чело¬ве¬че¬ско¬го вели¬чай¬шим сча¬стьем. Итак, я попы¬та¬юсь объ¬яс¬нить вам его мощь, а уж вы буде¬те учи¬те¬ля¬ми дру¬гим.
Рань¬ше, одна¬ко, мы долж¬ны кое-что узнать о чело¬ве¬че¬ской при¬ро¬де и о том, что она пре¬тер¬пе¬ла. Когда-то наша при¬ро¬да была не такой, как теперь, а совсем дру¬гой56. Преж¬де все¬го, люди были трех полов, а не двух, как eныне, — муж¬ско¬го и жен¬ско¬го, ибо суще¬ст¬во¬вал еще тре¬тий пол, кото¬рый соеди¬нял в себе при¬зна¬ки этих обо¬их; сам он исчез, и от него сохра¬ни¬лось толь¬ко имя, став¬шее бран¬ным, — анд¬ро¬ги¬ны, и из него вид¬но, что они соче¬та¬ли в себе вид и наиме¬но¬ва¬ние обо¬их полов — муж¬ско¬го и жен¬ско¬го. Тогда у каж¬до¬го чело¬ве¬ка тело было округ¬лое, спи¬на не отли¬ча¬лась от груди, рук было четы¬ре, ног столь¬ко же, сколь¬ко рук, и у каж¬до¬го 190на круг¬лой шее два лица, совер¬шен¬но оди¬на¬ко¬вых; голо¬ва же у двух этих лиц, глядев¬ших в про¬ти¬во¬по¬лож¬ные сто¬ро¬ны, была общая, ушей име¬лось две пары, срам¬ных частей две, а про-чее мож¬но пред¬ста¬вить себе по все¬му, что уже ска¬за¬но. Пере¬дви¬гал¬ся такой чело¬век либо пря¬мо, во весь рост, — так же как мы теперь, но любой из двух сто¬рон впе¬ред, либо, если торо¬пил¬ся, шел коле¬сом, зано¬ся ноги вверх и пере¬ка¬ты¬ва¬ясь на вось¬ми конеч¬но¬стях, что поз¬во¬ля¬ло ему быст¬ро бежать впе¬ред. А было этих bполов три, и тако¬вы они были пото¬му, что муж¬ской иско¬ни про¬ис¬хо¬дит от Солн¬ца, жен¬ский — от Зем-ли, а сов¬ме¬щав¬ший оба этих — от Луны, посколь¬ку и Луна сов¬ме¬ща¬ет оба нача¬ла. Что же каса¬ет¬ся их шаро-вид¬но¬сти и соот¬вет¬ст¬ву¬ю¬ще¬го спо¬со¬ба пере¬дви¬же¬ния, то и тут ска¬зы¬ва¬лось сход¬ство их с пра¬ро¬ди¬те¬ля¬ми. Страш¬ные сво¬ей силой и мощью, они пита¬ли вели¬кие замыс¬лы и пося¬га¬ли даже на власть богов, и то, что Гомер гово¬рит об Эфи¬аль¬те и Оте, отно¬сит¬ся к ним: cэто они пыта¬лись совер¬шить вос¬хож¬де¬ние на небо, чтобы напасть на богов.
[15] И вот Зевс и про¬чие боги ста¬ли сове¬щать¬ся, как посту¬пить с ними, и не зна¬ли, как быть: убить их, пора¬зив род люд¬ской гро¬мом, как когда-то гиган¬тов, — тогда боги лишат¬ся поче¬стей и при¬но¬ше¬ний от людей; но и мирить¬ся с таким бес¬чин¬ст¬вом тоже нель¬зя было. Нако¬нец Зевс, наси¬лу кое-что при¬ду¬мав, гово¬рит:
—Кажет¬ся, я нашел спо¬соб и сохра¬нить людей, и поло¬жить конец их буй¬ству, умень¬шив dих силу. Я раз-ре¬жу каж¬до¬го из них попо¬лам, и тогда они, во-пер¬вых, ста¬нут сла¬бее, а во-вто¬рых, полез¬ней для нас, пото¬му что чис¬ло их уве¬ли¬чит¬ся. И ходить они будут пря¬мо, на двух ногах. А если они и после это¬го не уго¬мо¬нят¬ся и нач¬нут буй¬ст¬во¬вать, я, — ска¬зал он, — рас¬се¬ку их попо¬лам сно¬ва, и они запры¬га¬ют у меня на одной нож¬ке.
Ска¬зав это, он стал раз¬ре¬зать людей попо¬лам, как раз¬ре¬за¬ют перед засол¬кой яго¬ды eряби¬ны или как режут яйцо волос¬ком. И каж¬до¬му, кого он раз¬ре¬зал, Апол¬лон, по при¬ка¬зу Зев¬са, дол¬жен был повер¬нуть в сто¬ро¬ну раз¬ре¬за лицо и поло¬ви¬ну шеи, чтобы, глядя на свое уве¬чье, чело¬век ста¬но¬вил¬ся скром¬ней, а все осталь¬ное веле¬но было зале¬чить. И Апол¬лон пово¬ра¬чи¬вал лица и, стя¬нув ото¬всюду кожу, как стя¬ги¬ва¬ют мешок, к одно¬му месту, име¬ну¬е¬мо¬му теперь животом, завя¬зы¬вал полу¬чав¬ше¬е¬ся посреди живота отвер-стие — оно и носит ныне назва¬ние пуп¬ка. Раз¬гла¬див 191склад¬ки и при¬дав груди чет¬кие очер¬та¬ния, — для это-го ему слу¬жи¬ло орудие вро¬де того, каким сапож¬ни¬ки сгла¬жи¬ва¬ют на колод¬ке склад¬ки кожи, — воз¬ле пуп¬ка и на живо¬те Апол¬лон остав¬лял немно¬го мор¬щин, на память о преж¬нем состо¬я¬нии. И вот когда тела были таким обра¬зом рас¬се¬че¬ны попо¬лам, каж¬дая поло¬ви¬на с вожде¬ле¬ни¬ем устрем¬ля¬лась к дру¬гой сво¬ей поло-вине, они обни¬ма¬лись, спле¬та¬лись и, страст¬но желая срас¬тись, bуми¬ра¬ли от голо¬да и вооб¬ще от без¬дей¬ст-вия, пото¬му что ниче¬го не хоте¬ли делать порознь. И если одна поло¬ви¬на уми¬ра¬ла, то остав¬ша¬я¬ся в живых выис¬ки¬ва¬ла себе любую дру¬гую поло¬ви¬ну и спле¬та¬лась с ней, неза¬ви¬си¬мо от того, попа¬да¬лась ли ей поло¬ви-на преж¬ней жен¬щи¬ны, то есть то, что мы теперь назы¬ваем жен¬щи¬ной, или преж¬не¬го муж¬чи¬ны. Так они и поги¬ба¬ли. Тут Зевс, пожалев их, при¬ду¬мы¬ва¬ет дру¬гое устрой¬ство: он пере¬став¬ля¬ет впе¬ред срам¬ные их части, cкото¬рые до того были у них обра¬ще¬ны в ту же сто¬ро¬ну, что преж¬де лицо, так что семя они изли¬ва¬ли не друг в дру¬га, а в зем¬лю, как цика¬ды. Пере¬ме¬стил же он их срам¬ные части, уста¬но¬вив тем самым опло¬до-тво¬ре¬ние жен¬щин муж¬чи¬на¬ми, для того чтобы при сово¬куп¬ле¬нии муж¬чи¬ны с жен¬щи¬ной рож¬да¬лись дети и про¬дол¬жал¬ся род, а когда муж¬чи¬на сой¬дет¬ся с муж¬чи¬ной — дости¬га¬лось все же удо¬вле¬тво¬ре¬ние от сои¬тия, после чего они мог¬ли бы пере¬дох¬нуть, взять¬ся за дела и поза¬бо¬тить¬ся о дру¬гих сво¬их нуж¬дах. Вот с каких дав¬них пор свой¬ст¬вен¬но dлюдям любов¬ное вле¬че¬ние друг к дру¬гу, кото¬рое, соеди¬няя преж¬ние поло¬ви¬ны, пыта¬ет¬ся сде¬лать из двух одно и тем самым исце¬лить чело¬ве¬че¬скую при¬ро¬ду.
[16] Итак, каж¬дый из нас — это поло¬вин¬ка чело¬ве¬ка, рас¬се¬чен¬но¬го на две кам¬ба¬ло¬по¬доб¬ные части, и поэто¬му каж¬дый ищет все¬гда соот¬вет¬ст¬ву¬ю¬щую ему поло¬ви¬ну. Муж¬чи¬ны, пред¬став¬ля¬ю¬щие собой одну из частей того дву¬по¬ло¬го преж¬де суще¬ства, кото¬рое назы¬ва¬лось анд¬ро¬ги¬ном, охо¬чи до жен¬щин, и блудо¬деи в боль¬шин¬стве сво¬ем при¬над¬ле¬жат имен¬но к этой поро¬де, а eжен¬щи¬ны тако¬го про¬ис¬хож¬де¬ния пад¬ки до муж-чин и рас¬пут¬ны. Жен¬щи¬ны же, пред¬став¬ля¬ю¬щие собой поло¬вин¬ку преж¬ней жен¬щи¬ны, к муж¬чи¬нам не очень рас¬по¬ло¬же¬ны, их боль¬ше при¬вле¬ка¬ют жен¬щи¬ны, и лес¬би¬ян¬ки при¬над¬ле¬жат имен¬но к этой поро¬де. Зато муж¬чин, пред¬став¬ля¬ю¬щих собой поло¬вин¬ку преж¬не¬го муж¬чи¬ны, вле¬чет ко все¬му муж¬ско¬му: уже в дет¬стве, будучи доль¬ка¬ми суще¬ства муж¬ско¬го пола, они любят муж¬чин, и им нра¬вит¬ся лежать 192и обни¬мать¬ся с муж¬чи¬на¬ми. Это самые луч¬шие из маль¬чи¬ков и из юно¬шей, ибо они от при¬ро¬ды самые муже¬ст¬вен¬ные. Неко¬то¬рые, прав¬да, назы¬ва¬ют их бес¬стыд¬ны¬ми, но это заблуж¬де¬ние: ведут они себя так не по сво¬е¬му бес-стыд¬ству, а по сво¬ей сме¬ло¬сти, муже¬ст¬вен¬но¬сти и храб¬ро¬сти, из при¬стра¬стия к соб¬ст¬вен¬но¬му подо¬бию. Тому есть убеди¬тель¬ное дока¬за¬тель¬ство: в зре¬лые годы толь¬ко такие муж¬чи¬ны обра¬ща¬ют¬ся к государ¬ст-вен¬ной дея¬тель¬но¬сти. Воз¬му¬жав, они любят маль¬чи¬ков, и bу них нет при¬род¬ной склон¬но¬сти к дето¬рож¬де-нию и бра¬ку; к тому и дру¬го¬му их при¬нуж¬да¬ет обы¬чай, а сами они вполне доволь¬ст¬во¬ва¬лись бы сожи¬тель¬ст-вом друг с дру¬гом без жен. Питая все¬гда при¬стра¬стие к род¬ст¬вен¬но¬му, такой чело¬век непре¬мен¬но ста¬но-вит¬ся люби¬те¬лем юно¬шей и дру¬гом влюб¬лен¬ных в него.
Когда кому-либо, будь то люби¬тель юно¬шей или вся¬кий дру¬гой, слу¬ча¬ет¬ся встре¬тить как раз свою поло¬ви¬ну, обо¬их охва¬ты¬ва¬ет такое уди¬ви¬тель¬ное cчув¬ство при¬вя¬зан¬но¬сти, бли¬зо¬сти и люб¬ви, что они поис-ти¬не не хотят раз¬лу¬чать¬ся даже на корот¬кое вре¬мя. И люди, кото¬рые про¬во¬дят вме¬сте всю жизнь, не могут даже ска¬зать, чего они, соб¬ст¬вен¬но, хотят друг от дру¬га. Ведь нель¬зя же утвер¬ждать, что толь¬ко ради удо-вле¬тво¬ре¬ния похо¬ти столь рев¬ност¬но стре¬мят¬ся они быть вме¬сте. Ясно, что душа каж¬до¬го хочет чего-то dдру¬го¬го; чего имен¬но, она не может ска¬зать и лишь дога¬ды¬ва¬ет¬ся о сво¬их жела¬ни¬ях, лишь туман¬но наме¬ка¬ет на них. И если бы перед ними, когда они лежат вме¬сте, пред¬стал Гефест57 со сво¬и¬ми оруди¬я¬ми и спро¬сил их: «Чего же, люди, вы хоти¬те один от дру¬го¬го?» — а потом, видя, что им труд¬но отве¬тить, спро¬сил их сно¬ва: «Может быть, вы хоти¬те как мож¬но доль¬ше быть вме¬сте и не раз¬лу¬чать¬ся друг с дру¬гом ни днем, ни ночью? Если ваше жела¬ние имен¬но тако¬во, я eготов спла¬вить вас и срас¬тить воеди¬но, и тогда из двух чело¬век станет один, и, покуда вы живы, вы буде¬те жить одной общей жиз¬нью, а когда вы умре¬те, в Аиде будет один мерт¬вец вме¬сто двух, ибо умре¬те вы общей смер¬тью. Поду¬май¬те толь¬ко, это¬го ли вы жаж¬де¬те и буде¬те ли вы доволь¬ны, если достиг¬не¬те это¬го?» — слу¬чись так, мы уве¬ре¬ны, что каж¬дый не толь¬ко не отка¬зал¬ся бы от подоб¬но¬го пред¬ло¬же¬ния и не выра¬зил ника¬ко¬го дру¬го¬го жела¬ния, но счел бы, что услы¬хал имен¬но то, о чем дав¬но меч¬тал, одер¬жи¬мый стрем¬ле¬ни¬ем слить¬ся и спла¬вить¬ся с воз¬люб¬лен¬ным в еди¬ное суще¬ство. При¬чи¬на это¬му та, что тако¬ва была изна¬чаль¬ная наша при¬ро¬да и мы состав¬ля¬ли нечто целост¬ное.
Таким обра¬зом, любо¬вью назы¬ва¬ет¬ся жаж¬да целост¬но¬сти и стрем¬ле¬ние к ней. «

Онлайн энциклопедия Мифы народов мира - https://www.peoplesmyths.com:
Андрогины -. Двуполые существа.
Двуполые существа, гермафродиты, андрогины, в мифологии боги, мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки.
Древние греки чтили в числе других богов Гермафродита — сына Гермеса и Афродиты, в нём совмещались женские и мужские черты. Согласно, по-видимому, древнему, может быть, орфическому мифу, воспроизведённому в диалоге Платона «Пир», предки людей, имевшие по два лица, четыре руки, четыре ноги, были трёх родов: мужчины, женщины и андрогины, обладавшие признаками обоих полов. Зевс наказал этих перволюдей за их гордость, разрубив каждого вдоль, повернув лица и половые органы в сторону разреза. И вот теперь люди ищут утраченную половинку, и, когда эти половинки находят каждая свою, возникает эрос — любовь. Но потомство рождается только от разнополых половинок (потомков андрогинов). В пантеоне богов ведийской и брахманистской Индии выделяется Адити — божественная корова-бык, мать и отец богов. Там же видное место занимает Праджапати («господин потомства», покровитель жизни), создавший всё из самого себя. Египетский бог Ра, совокупившийся сам с собой («упало семя в мой собственный рот»), породил других богов, людей и весь мир. В древнегерманских представлениях бог Туисто (букв. «двойственный», «двуполый») создал первого человека Манна. Существует предположение о двуполой природе великана Имира. В мифах африканского народа догонов демиург Амма изготовляет из глины первую чету людей, в свою очередь порождающую восемь бессмертных двуполых предков.
Черты двуполости — изображение божеств определённого пола с особенностями противоположного пола — можно встретить в иконографии многих народов. Такова, например, бородатая Афродита и Афродита с мужскими половыми органами и др. Своеобразным вариантом Двуполых существ являются персонажи, предстающие то в мужском, то в женском облике. Так, небесное существо Пулуга (в андаманской мифологии) в южной части архипелага мужской природы, в северной — женской.
У некоторых народов встречается своеобразное расщепление двуполого мифологического образа на мужской и женский, при сохранении одного и того же имени. Это особенно характерно для римской мифологии, где существовали пары божеств: Либер — Либера, Помо — Помона, Диан — Диана, Фаун — Фауна, Фату — Фатуа, Луперк (см. Фавн) — Луперка, Янус — Яна, Диус — Диа, Волумн — Волумна, Лиментин — Лиментина, как — Кака и др. (божество Палес представлялось то женским, то мужским). Некоторое распространение такие пары имеют и в мифологии греков: Адмет — Адмета, Алкандр — Алкандра, Главк — Главка, Клитий — Клития, и др. — главным образом имена местных героев; а также и в ведийской мифологии: Агни — Агнайи, Яма — Ями, Индра — Индрони и др.
Есть мнение, что в библейском рассказе о сотворении богом Евы из ребра Адама отразился в искажённом виде миф о первоначальной бесполости первых людей (так думал, например, средневековый еврейский богослов Моисей Маймонид).
Каково происхождение мифологических образов Двуполых существ? Первый учёный, обративший внимание на это явление, фон Ромер считал «андрогинную» идею характерной для всех религиозно-мифологических систем мира. Голландский миссионер Й. Винтхейс, изучавший верования племён Австралии и Океании, полагал, что мышление всех отсталых народов насквозь пронизано сексуализмом, поэтому и мифология их начинается с образов неких существ, сотворивших мир путём самооплодотворения. Этнограф-африканист Г. Бауман, напротив, находит, что Двуполые существа характерны для мифологии народов со старой высокой культурой и для народов, находившихся как бы на окраине цивилизованного мира и испытывавших его влияние. Он считает, что в основе этих образов лежит обрядовая практика «перемены пола» (травестизм), которая имеет целью повысить магическую потенцию человека. Он полагает также, что андрогины могли возникнуть из прямого наблюдения за редкими, но реальными фактами гермафродитизма. С другой стороны, Бауман склонен приписывать идею бисексуальности одному определённому «культурному кругу» — культуре строителей мегалитов и, не всегда вполне обоснованно, сближает с представлениями о Двуполых существах также широко распространённые мифологические мотивы: мирового яйца (см. Яйцо мировое), прародительской пары, мирового великана (см. Великаны).
Сама по себе мифологическая идея двуполости (и бесполости) имеет довольно ясное происхождение. Здесь налицо типичное для всякого мифа «объяснение от противного»: люди делятся на женщин и мужчин потому, что прежде-де они не были разделены, или половых различий не было. Несомненно существует связь с обрядовой и культовой практикой травестизма — ритуальной переменой пола, а также с обычаем религиозной кастрации и самокастрации. Некоторые исследователи предполагают также и связь с австралийским обычаем субинцизии — обрядовым уподоблением мужчины андрогину.

Лит.: Usener H., Gцtternamen. Versuch einer Lehre von der religiцsen Begriffsbildung, Bonn, 1896; Winthuis J., Das Zweigeschlechterwesen bei den Zentralaustraliern und anderen Vцlkern, Lpz., 1928; Baumann H., Das doppelte Geschlecht, B., 1955.

(3)
По материалам Евг. Абдуллаева:

« …вполне возможно, что тему эту Пушкин нашел в трудах  более знакомого ему Гете: именно у Гете, как показал П. Адо, «Эрос» объединяется с одной стороны, с образом андрогина (в диалоге Эрос и андрогин – два разных мифологических персонажа), с другой – с даймоном Сократа, а известный миф из платоновского «Пира» об андрогинах – существах, объединявших в себе два пола – начиная с Гете стал частью мифологии, связанной с литературным творчеством. (см. указ. опус Е.Абдуллаева)

Р. С. Уортман: 
николаевский  период  стал  «концом андрогинных  представлений  конца  XVIII  столетия,  отразившихся  в  идеале правителя, объединявшего в себе мужские свойства власти с женскими качествами красоты и любви»

Ф. Ф. Вигель: 
«Жеманство, которое встречалось тогда в литературе, можно было также найти в манерах и обращении некоторых молодых людей. Женоподобие не совсем почиталось стыдом, и ужимки, которые противно было видеть и в женщинах, казались утонченностями светского образования»

 А.С. Пушкин:
сравнение  Онегина  с  Венерой:  «Подобный  ветреной  Венере,  /  Когда,  надев мужской наряд, / Богиня едет в маскарад» (VI, 15). «Андрогинизм» героя все  еще  связан  с  внешними,  «салонными»  признаками  –  одеждой,  манерой держаться. 

«Домика в Коломне» -шутливое «нравоученье»:
«Кто ж родился мужчиною, тому / Рядиться в юбку странно и напрасно: / Когда-нибудь  придется  и  ему  /  Брить  бороду  себе,  что  несогласно  /  С  природой  дамской...»

«Андрогинные представления» XVIII в. и  в первые два-три десятилетия XIX века касались больше кодекса поведения,  вполне  допускавшего,  в  виде  светской  игры,  смену  «гендерных»
ролей, «женственность» у мужчин как проявление особой утонченности

Иное дело в концепциях романтизма:
«Андрогинный» идеал у романтиков был иного рода. Андрогинность касалась не внешних «салонных» признаков, а переносилась на внутренний план личности – и рассматривалась как устойчивый психологический тип, связанный с творчеством. 

Жан-Поль:
 «вклинивает, воспроизводя в своей «Подготовительной школе эстетики» идущее от Вальтера разделение авторов на просто талантов и гениев, между ними еще  один  тип:  «женственных,  воспринимающих,  или  пассивных  гениев  (weibliche, empfangende oder passive Genie)»;
«гениальные  андрогины  (genialen  Mannweiber) богаче  фантазией  воспринимающей,  а  не  творческой...  Эти  люди  вбирают  в свою священную раскрытую душу великий мировой дух – во внешней жизни или во внутренней, в мысли и поэзии, они остаются верны ему, презирая низкое, как нежная жена, привязанная к крепкому мужу (wie das zarte Weib am starken Mann). Для каждого из нас да будут они священны, для того, кто выше их, и для того, кто ниже! ибо они в этом мире посредники между пошлой повседневностью и гением, – словно Луны, они отбрасывают свет гениального Солнца в Ночь, примиряя и умиротворяя все. Внутренний человек, в соответствии с гениальным мифом Платона, разделен на мужчину  и  женщину,  но  совершенство  состоит  в  воссоединении  силы  и  нежности» (L'homme int;rieur est, d'apr;s l'ing;nieuse fiction de Platon, divis; en homme et en femme; mais la perfection consiste dans la r;union de la puissance et de la douceur ).»
В библиотеке Пушкина был сборник Жан-Поля = Pens;es de Jean-Paul, extraites de tous ses ouvrages, 1829 (2 ed./ 1836)

Речь то идет об аднрогинности гения! 

В знаменитую «болдинскую осень» 1830 года Пушкин обращается  к ней в двух своих произведениях: «Моцарт  и  Сальери» и «В  начале  жизни  школу  помню  я».

Моцарт в монологе Сальери – обладает выраженными  «андрогинными»  свойствами, в котором пассаж  вполне  соответствует  образу  гения:
 
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем еще искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!

Андрогинность, «бесполость», как одна из ипостасей гения у Пушкина присуща и Моцарту, и
Сальери; но если в моцартовском более выражена «мужская», более активная «андрогинность», то у Сальери – напротив, «женская», пассивная, воспринимающая.

«В  начале  жизни  школу  помню  я»:

Всё наводило сладкий некий страх 
Мне на сердце; и слезы вдохновенья, 
При виде их, рождались на глазах. 
Другие два чудесные творенья 
Влекли меня волшебною красой: 
То были двух бесов изображенья. 
Один (Дельфийский идол) лик младой – 
Был гневен, полон гордости ужасной, 
И весь дышал он силой неземной. 
Другой женообразный, сладострастный, 
Сомнительный и лживый идеал – 
Волшебный демон – лживый, но прекрасный, 
Пред ними сам себя я забывал; 
В груди младое сердце билось – холод 
Бежал по мне и кудри подымал. 
Безвестных наслаждений темный голод 
Меня терзал – уныние и лень 
Меня сковали – тщетно был я молод. 
[Средь отроков] я молча целый день 
Бродил угрюмый – всё кумиры сада 
На душу мне свою бросали тень

И тут замолкну: найди сам след Андрогина в этих стихах … Памятка: андрогинны бывают трех типов. А может куда больше. Тайны работы околоземного ОКБ Творца и шутки его начлабов (особо Самюэля, Люция Фера и их уборщицу Лилит), обернувшиеся неисчислимыми бедами для земнородных,  скрыты от нас Большим Взрывом, а «расширяющееся» со скоростью, превышающей скорость света, Пространство не оставляет нам шансов  пообщаться с теми, кто всё видел и знает что и как было произведено и куда делся Творец по имени Бог …

***
Основной источник = Абдуллаев Евг. Гений и андрогин. Об одном сюжете из платоновского «Пира» у Пушкина


***
Фра: тему «Гете и Андрогин» обещаю поднять вновь. 

Помнишь: я пытался тебя привлечь к ответственности за отказ обсуждать тему «Мефистофель и Андрогин» по статье Мирчи Элиаде

Зачем Гете потребовалась андрогенность?

Мефисто – андрогин?

Почему для испытаний Мефисто сам Создатель рекомендовал ему доктора Фауста – якобы лучшего в роде людском?

Отчего Пушкин называет Мефисто бесом (термин православного богословия), а малорос Гоголь предпочитает звать исключительно чертом?

***

Фра, я снова обращусь к попытке понять замысел андрогинады Пушкина, когда проштудирую работу М. Элиаде и работы соответствующей тематики у Гете

Это потребует прыжков во времени "Платон - Гете - Пушкин"


Рецензии