Симв-ка животных в языке, мифах и поверьях агулов
Известно, что наименования животных (зоонимы) являются одним из самых древних пластов лексики во всех языках мира. Стремясь охарактеризовать свое поведение, чувства, состояния, внешность, человек прибегал к сравнению с тем, что ему было ближе всего и похоже на него самого — животным миром. Вспомним хотя бы японский гороскоп с «зоологическими» названиями. Люди, рожденные в определенный год, по мнению древних мудрецов, наделялись чертами соответствующего животного. Поэтому в языках разных народов мы находим большое количество сравнений, пословиц, поговорок и фразеологизмов, включающих в свой состав зоонимы.
Разнообразные животные появились на земле вместе с человеком, всегда окружали его и играли большую роль в жизни человеческого общества. Издревле человек присматривался к этим существам природы, внешне столь не похожим на него самого, но также, наделенным умом и характером, дивился тому, что многие виды животных, совсем как люди, объединяются в коллективы, у которых есть свои вожаки. Из подобных наблюдений складывались представления о том, что животные - тоже «люди»: они могут разговаривать друг с другом, понимать, жениться, ходить на охоту. Думали, что животные - народ со своей особой жизнью, но так как они живут вместе с людьми под одним небом, на одной земле, то значит и права у них те же. Такие представления складывались у людей в определенные образы и в языке приобретали формы вербальных формул.
Также известно, что в каждом языке заключается определенный набор подобных образов, доступный в полной мере только носителям данной культуры. Так, фразеологизм, характеризующий корову как медлительное и глупое животное в английском языке, будет непонятен или вызовет, по крайней мере, недоумение у народа, в культуре которого корова — священное животное.
Устойчивые единицы языка с названиями животных являются одной из самых многочисленных и внутренне разнообразных групп фразеологического фонда и отражают многовековые наблюдения человека над внешним видом и повадками животных.
Затрагивает этот аспект и область культуры. Так, в искусстве, в частности в литературе, символ выступает как универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории — с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ); но категория символ указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного.
Поэтому, можно сказать, что, переходя в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие символ от аллегории состоит в том, что смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.
Поэтому, затронутая здесь тема, всегда вызывает интерес у исследователей и не теряет во времени свою актуальность. Особый интерес вызывает символика животных в языке, мифах и поверьях малоизученных языков малочисленных народов, каким является агульский народ. Ниже мы попытались в доступной нам мере восполнить этот пробел. Полагаем, что эта небольшая работа вызовет определенный интерес не только у исследователей, но и у носителей языка.
Агъ-талан – разновидность белого сокола. Символизирует молодых дерзких юношей на пороге вхождения во взрослую жизнь. Наиболее часто образ «агъ-талана» встречается в поэтической речи.
Аслан – лев, символ силы, мужества, доблести и других благородных качеств, традиционно связываемых с образом мужчины. В речи он используется в форме эпитетов «Аслан суман», «Асланди суман» - словно лев, подобно льву и т.д.
Багвлахъан – бокоплав, небольшое ракообразное, обитающее в горных речках. В системе символики имеет уничижительную коннотацию и обозначают хромых или невзрачных медлительных людей.
Байкъуш – филин, сова, символ запустения, заброшенности, безнадежности. Отмечается в таких оборотах как «Байкъуш укьаштейсв», «Вал байкъуш гъут1урай», «Ваъ байкъуш укьурай» – в отношении нежелательного, нелюбимого места – дома, аула, города и т.д.
Балугъ – рыба. Образ рыбы в агульском языке особо не востребован.
Барц1ак – буйваленок. В виду того, что буйволята от природы обладают длинной растрепанной шерстью, символизирует неухоженных с растрепанными волосами людей.
Барчи – бродячая собака. Символизирует, скитающегося без постоянного места обитания, бродягу или человека, любящего без цели ходить по чужим домам.
Бат1и – гусыня, в прошлом символ изящности и красоты женщины. В настоящее время сохранился лишь в виде редкой в плане использования идиомы с ироничным содержанием как обозначение слегка глуповатой особы, любящей прихорашиваться и выставлять себя напоказ. Иногда в шутку так называют и маленьких детей.
Ба1нгиш (багниш) – медведь, персонаж странных на современный взгляд проклятий и выражений агулов типа «Бе (ве) дад бянгиш хьурай» - чтоб твой отец стал медведем (или превратился в медведя); «Ба1нгишин ятум» - медвежья сирота (или сирота медведя), которым дети обзывают друг друга, когда ссорятся. Иногда образ медведя используется и как символ силы и мощи мужчины. Представления первого ряда, по нашему мнению, восходят к старым тотемическим воззрениям агулов. Существовали изрядно забытые мифы, согласно которым люди появились на свет от сочетания девушки и медведя. Она шла куда-то и заблудилась, затем встретилась с медведем, который забрал ее к себе в берлогу и стал с ней жить. В результате появились дети и вначале они были лишь наполовину людьми, а на остальную половину были медведями. Затем потомки их постепенно стали приобретать свой современный вид. Подобными воззрениями, возможно, было вызвано и использование частей медведя (когти, клыки) в магических целях, например, для предохранения от сглаза. Целебные свойства приписывали и мясу животного.
Ба1т1 – двухвостка, символ смерти. Существует народное поверье, что двухвостки обитают в могилах и питаются трупами мертвых.
Бец (вец, йац) – бык (вол). В речи используется в нескольких значениях – сильного, мощного человека (обычно мужчины); в значении трудолюбивого человека – «Бец (вец, йац) суман лухая (луханди а)» и т.д. В контексте религиозных представлений агулов бык выступает и символом устойчивости. Считается, что, когда ангел Исрафил протрубит в трубу (сур хъикугуна) выстоять напор трубных звуков сможет лишь бык. Согласно этому поверью даже, когда силой ветра, вызванными этими звуками, на его плоти начнется разрываться кожа, бык будет непоколебимо стоять на своих ногах.
Бецундай – зубр. Символизирует крупного, физически сильного и чуть медлительного в движениях мужчину.
Бишахур (керн. д.) – барсук, символ домоседов, затворников, нелюдимых персон. Бишахур суман ягъди хулаъ уч1уна а - «Словно барсук целый день сидит дома».
Бишик1 – ласточка, символ непостоянства, суетности: «Мукь гулу бишик1» - ласточка, потерявшее свое место (или не имеющая свое место). Иногда этим словом называют и бездомных.
Бугьу – сова. Как и байкъуш (см. выше) сова символизирует запустение. Иногда словом «бугьу» называют не очень сообразительных и дремучих людей: «Мей гьами, фиттинна гъавурдиъ адархьа бугьуйс» - Вот, посмотрите на этого ничего непонимающего «бугьу».
Бугъбугъай – шмель. Символизирует нудного и постоянно бубнящего человека.
Букьац (вакк) – свинья (кабан), символ нечистоплотности, «упертости» и прочих неблаговидных качеств человека. Часто используется в качестве смыслового центра проклятий типа «Ве дад букьац (вакк) хьурай» - чтоб твой отец превратился в свинью. Иногда вместе букьац (вакк) в том же значении используется и, заимствованное из арабского языка, хинзир – свинья, кабан (Бе дад хинзир хьурай). Очевидно, свинья стала персонажем таких идиом под влиянием ислама, где это животное считается нечистым.
Вакк – см. букьац.
Варв – пчела, устойчивый символ трудолюбия. Ее антиподом в речи агулов выступает ч1иреварв - вид диких не медоносных пчел, которые гнездятся, как правило, в стенах домов, щелях камней или в других подобных местах.
Гамиш – буйвол. «Гамиш» обычно олицетворяют сильную женщину крупного телосложения и с хорошим аппетитом.
Гургагьил – рысь (рич.), символ гордого одиночества, риска, стремительности и внезапности в действиях.
Гьудгьудай – удод, символ красоты, красочности, обновления мира.
Х1айван – лошадь. В качестве символа занимает не очень большое место в представлениях агулов. Лишь иногда он используется в качестве знака несообразительности человека. Очевидно, подобное отношение к лошади связано с влиянием других дагестанских языков, где это слово, в отличие от агульского, имеет значение «скот, скотина» и применяется как оскорбительный эпитет со значение «дурак, тупой, не способный к размышлениям человек». (игиъ ае х1айван).
Х1улин-тула – тюлень. Один из немногих животных, которые не востребованы в образной системе агулов.
Х1у1б – овца, устойчивый символ глупости, бессознательности. Иногда в выражениях типа «Багур х1у1б» - бешеная овца, используется для выражения непредсказуемости действий человека и неосознанности совершаемых им поступков.
Х1у1ни – корова. В одном из своих символических значений «безвольный, слабохарактерный человек (как правило, мужчина)». Во втором значении корова - это символ неуклюжей и малоподвижной женщины.
Х1урчал – в одних говорах «крыса», в других – «суслик». В образной речи агулов используется в качестве символа хитрости, пронырливости, жадности, прожорливости.
Х1у1ринт1ай – воробей. Символ выживаемости, упорства, непритязательности и скромности.
Х1у1ч – волк, неизменный символ смелости, доблести и решительности. Нередко все неординарное связывается с волком: «Ху1чан г1уш» - волчья ночь, перен. «безлунная ночь», считается, что именно в такую ночь волки выходят на охоту; «Иъин ху1ч», букв. - кровавый волк, человек, в результате полученных ран или увечий, залитый кровью; «Х1у1чанф» - букв. волчий, перен. воровство, умыкание чего-либо, то есть то, что обычно делает волк. До нас дошли отголоски старых ритуалов, когда боязливых с рождения детей с целью их социальной адаптации проводили через шкуру волка. В таком же качестве шкуру этого благородного животного использовали и при трудных родах. С такой же целью на колыбель или одежду детей привязывали волчьи клыки или когти. Использовались волчьи атрибуты и в оздоровительной магии.
Г1ябач1ул – улитка. Этот брюхоногое существо в символике агулов олицетворяет собой мягкотелого неприятного на вид медлительного человека.
Г1абкьун (кьун, кьяца) – козел. Образ козла в прошлом у многих народов олицетворял собой похотливость, двойственность либидо. Его считали символом творческой мощи, оплодотворившей материю. У некоторых дагестанских народов приверженность культу козла еще наблюдается во время проведения праздников первой борозды и подобных ему, когда ряженые во всем стараются изображать это животное. У агулов в этом плане сохранилось лишь смутные представления, с которыми связано, например, и слово «г1абкьун» - изначально ряженый на праздниках, изображающих козла. Но на современном этапе козел в представлении их это лишь символ самодурства и упрямства.
Г1акьраб – скорпион. Символизирует зло, смерть, наказание, возмездие, мстительность, предательство.
Г1антар – гиена. У агулов это животного имеет значение порочности, нечистоты, двуличности человека, что нашло свое отражение и в таких фразеологизмах, как «Бе (ве) дад г1антар хьурай» - да превратиться твой отец в гиену. Возможно, такое отношение к гиене у агулов возникло под влиянием ислама, в котором собака, а значить и гиена, как представитель отряда собачьих, считаются не чистыми животными.
Г1у1б – лягушка, жаба. Олицетворяет людей с физическими патологиями в строении тела. Кроме того, образ лягушки на дальнем хронологическом уровне был связан еще с обрядовой магией. Лягушек использовали как живой объект, с помощью которого вызывали солнце. Для этого из красной или желтой материи чаше всего из шелка (половинки штанишек могли быть и разных цветов), шили для нее миниатюрные штанишки, которые одевали на заднюю часть животного, затем или отпускали обратно в воду или же подвешивали у водостока на веревке. Данный обряд проводили еще в 70-х гг. прошлого столетия во время сезона проливных дождей, который обычно наступает в горах в начале лета. Занимались этим женщины преклонного возраста.
Г1у1банцай – см. г1у1б.
Г1у1д – куропатка, символ красоты, грациозности и безупречности женщины. Эта птица один из основных образов в традиционной формульной поэзии агулов. Кроме того, вечернее крякание этих птиц считали предзнаменованием ясной погоды в следующий день. Манеру куропатки быстро и плавно перемещаться также является символом грациозности, с которым сравнивали походку женщины.
Г1у1р (г1ур) – заяц. Символ трусости, боязливости, а также быстроты и стремительности. Помимо этого, агулы это животное наделяли способностью вызвать у детей ровный и спокойный сон. С этой целью высохший помет зайца в виде круглых шариков собирали в тряпочку и подкладывали под подушку ребенка в колыбели. Атрибуты зайца наделяются еще способностью отвести сглаз. Для этого к одежде детей пришивали хвостики зайца или части этого животного. Кроме того, у агулов имелись представления и о рогатых зайцах, о чем свидетельствует выражение «Г1уран к1арч», буквально «заячий рог» - «что-либо, которое в жизни встречается очень редко». «Г1у1ран к1арчра адаф адава» - (включая) даже рога зайца, что только нет, - говорят агулы, когда выбор слишком широкий. На первый взгляд покажется, что «Г1у1ран к1арч» это всего лишь странное образование агульской речи. Однако, как оказывается, в реальности образ рогатого кролика (как его называют -кролень иногда джекалоп (англ. jackalope от jackrabbit — «заяц» и antelope — «антилопа» или зайцелоп … подробности в Википедии) существует с древнейших времен. Но откуда агулы могли об этом знать, остается загадкой. Кроме этого, кровь зайца в образной речи является мерилом ярко красного цвета: Г1у1ран иъдах1ае иреф – «Красный до такой степени, как зайчья кровь». Так говорят агулы, когда хотят подчеркнуть яркость предмета насыщенного красного цвета.
Дана (ут1ай, к1ерухъ) – бычок от одного до двух лет. Подростковый эпитет с ласкательным подтекстом. Но иногда им обозначают и слишком назойливого и настырного человека, который не отстает от кого-либо, стремясь любой ценой добиться желаемого.
Даранбец – зубр. См. бецундай.
Даранпаг1 – глухарь. Образ глухаря в символике агулов не востребована.
Деве – верблюд. Символизирует высоких, худощавых, но физически сильных и трудоспособных людей.
Девекъуш – страус. Редко используемый в агульском языке образ с ироничным подтекстом для характеристики нескладных людей крупного телосложения.
Деги – осел, символ глупости, невежества, упрямства, низости, отсутствия достоинства. В то же время осел символ и трудолюбия, неоправданного терпения, смирения. В агульском языке существуют идиомы, в которых подчеркиваются все эти качества, приписываемые этому животному: «Деги» - осел; «Дегин гада» - сын осла (ослиный отпрыск); «Деги дах1ан лухас» - работать, как осел» «Дегийс суман атас» - избить как осла и т.д.
Дурна - лебедь, символ женской красоты, порядочности и чистоты.
Жейран – антилопа, газель, устойчивый образ красоты и грации женщины в традиционной формульной поэзии агулов.
Жимжах – паук (крупный), символ стремления человека к обустройству своей жизни, независимо от обстоятельств, а также символ целеустремленности: «Жимжахи суман кар акьая» или «Жимжах суман лухая» - работает словно «жимжах».
Жинегв (жинергв) – один из разновидностей ястреба. Поэтический символ красоты (мужской) изящества благородства, самодостаточности мужчины.
Забз – муравей. Символизирует прилежание, скромность, бережливость, трудолюбие, идею труда на благо общества. В агульском языке существует такие поговорки, связанные с этим насекомым, как «Забздах1ан лухая» - Трудится, как муравей, «Забздах1ан диреф» – Шустрый, как муравей и т.д.
Илан – змея. Как и во многих других культурах образ змеи в представлениях агулов первоначально выступал как символ плодородия, земли, воды, дождя, а также домашнего очага. В этом плане порой со змей сближают и ящерицу – «ккабал». С другой стороны змея символизирует коварство, смерть и прочие неблаговидные качества человека. В связи с этим его имя относилось к табуированным, т.е. таким, которые нельзя было произнести вслух. По этой причине агулы не редко и в наше время называют его мурдал, что переводится как «гад». Вместе с тем змея выступает персонажем многочисленных сказок, в которых она выступает то на стороне зла, то на стороне добра. Кроме того, у агулов раньше имелись представления о волшебной змее, особенность которой заключалась в ее рогах из чистого золота. Считалось, что если человек встретить его и скинет их (для этого необходимо было снять свою одежду и накрыть их одеждой), то обладатель рогов мог пожелать себе что угодно, и верили, что задуманное в обязательном порядке сбудется.
Илан-балугъ – минога, образ которой в агульской системе символов не востребован.
Йуз-паланг (или паланг) – гепард, символ красоты, грациозности, стремительности, легкости. Как правило, йуз-паланг связывают с молодыми людьми. В речи образ гепарда используется редко. Возможно, это объясняется тем, что представления, связанные с этим животным у агулов усвоены не в достаточной мере.
Ккекк (ттатт) – петух. У агулов образов, связанных с петухом не очень много. Существуют идиомы, где эта птица выступает олицетворением света, ясности, как, например, Г1аквнан кекк, букв. – «Петух рассвета» или Ккеккелан ул суман лайкуна а (о небе) –«Яясное как глаз петуха». С другой стороны, петух символизирует и злость, беспринципность, неразборчивость в добре и зле, что нашло отражение в таком обороте, как Ух1у1 ккеккела ул аттивафи – «Выкормленный с ладони петух выклюнет глаз того, кто его кормил». Обычно так отзываются о людях, не понимающих или не помнящих добро, которое им оказывали.
Ккел – ягненок, агнец. Традиционный образ агулов, символизирующий детей или близких друг другу людей – братьев, сестер, влюбленных.
Ккудибил (кьяейаман) – еж. Это безобидное животное в символике агулов, олицетворяя негативные качества людей, занимает отрицательное положение. Ежом называют лишенного доброты человека, а фразеологизм кьяейамандин кьядикь – «ежовая шкура» - часто используемая для характеристики подобных персонажей устойчивая формула в речи агулов.
Кафттар – другое название гиены. См выше ст. г1антар.
Кач – сука. Как правило, образ суки связывается с такими качествами, как измена, непостоянство и т.п. Возможно, это связано с посторонними влияниями, где такой образ имеет сильную негативную нагрузку, как, например, в русском языке, хотя в какой-то мере подобные представления о животном у агулов могли сложиться и в результате собственных наблюдений. Помимо этой ипостаси образ суки (особенно имеющий белый окрас) используется и в некоторых магических ритуалах как средство способное повлиять на погоду. В подобных целях хвост собаки, вовремя затянувшийся дождей, обстригали ножницами. И делать это должен был первенец мужского пола. Цель подобной процедуры – вызов солнца.
Китан – кошка. С древнейших времен спутник человека. Кошка символизирует одновременно красоту, грацию с одной стороны и кокетство, изнеженности, жеманство – с другой. Считается, что кошка мечтает, чтобы ее хозяйкой была старуха, чтобы незаметно своровать у нее все что захочется, тогда, как собака мечтает о молодых хозяевах, чтобы каждый из них мог его досыта накормить. Кроме того, на кошку агулы смотрят и через призму рассказов, повествующих об отношении пророка Мухаммада (г1.с.) к этому животному. Согласно одному из них пророк (г1.с.) однажды отрезал часть своей одежды, чтобы не беспокоить спящую на другой ее части кошку.
Курц1ул – щенок. Образ щенка, как правило, связывают с детьми и олицетворяет такие качества как привязанность к кому-либо, добротf, искренность, послушание, задор.
Кучрахан (керен. д.) – паук (небольших размеров). Паук символизирует гостей и считается грехом убивать его дома. Очевидно, это связано с традициями гостеприимства, согласно которым гость в доме агулов обладал не только неприкосновенностью, но и даже в определенной мере - святостью.
Кьяйейаман (кудибил) – еж. У агулов символ ежа имеет отрицательную семантику и из-за иголок на его теле ассоциируется с вредностью, отчужденностью, неуживчивостью человека. В керенском диалекте агульского языка отмечается фразеологизм «Кьяейаманин кьядикь» - Шкура ежа, представляющий собой идиому, характеризирующую все, вышеперечисленные качества.
Кьваницай – жук. Из жуков агулы в основном отличают разновидность черных полевых насекомых с удлиненными туловищами, что известны под именем «галун х1у1ни» - кутанная (или степная) корова (научное название, к сожалению не известно). Они появляются на полях во время весенней пахоты. Считается, что, если их убить, то корова того, кто это сделает, перестанет доиться. Чем было вызвано такое поверье, сказать, трудно. Возможно, оно объясняется обновлением природы, которую жуки и символизировали.
К1урк1ур (керн.д.) – индюк, символ спесивости, горделивости, напыщенной важности и даже неуживчивости человека.
К1ут1к1ут1ай – дятел. Символизирует нудного и вечно недовольного человека с претензиями ко всему.
Кьу1л – мышь, символизирует стремление человека к обособленности, автономности, уединенности и достатку, а также заботу о семье. Выражение «Кьу1лун микьдар» - мышиная сила, символизирует отсутствие сил или иных возможностей для совершения каких-либо действий.
Кьун – козел (основное название). Обычно в системе агульских символов это слово используют для обозначения приставучего и надоедливого человека, любящего верховенствовать. Но на дальнем хронологическом уровне козел, по всей видимости, служил символом мужской силы и плодородия. У агулов до 70-х гг. прошлого столетия сохранился, упрощенный до тривиальной мужской компании, обряд «поедания козла», по сути своей напоминающий известный обрядов «Поедания солнца». Обряд служил формой причащения к магической мужской силе и потенции козла через поедания его плоти. Для этого зимой мужчины группами собирались в каком-либо месте, резали предварительно приготовленное животное, жарили мясо, ели, пили, веселились. Но в оговариваемое время обряд уже воспринимался как простой мальчишник. Как известно, схожий обряд причащения к вере существует и в христианстве, через символическое поедание плоти Иисуса.
Кьяца – еще одно название козла, который олицетворяет собой лидера, вожака или просто неугомонного и деятельного человека.
Кьу1рч1ет1ут1 – оса, символизирует бессмысленность, тщетность прилагаемых кем-то усилий (цилари мугар акьа кьурч1ет1ут1), никчемность их.
Къагъ – птица без ясной идентификации, но, которая, как правило, символизирует глупость, нерасторопность, несообразительность человека: Къагъ суман гъузуна а – «Стоит как «къагъ»; Вун къагъ эва? – «Ты, что, «къагъ»? Возможно, речь идет о цапле, которая нередко застывает на одной ноге в неподвижной позе.
Къажир – гриф, стервятник, символ хищничества, жадности, неразборчивости, способности к низким поступкам.
Къаз – гусь. Символика, связанная с гусями у агулов не развито, разве что олицетворяют с ними не очень смышленого человека.
Къаргахил – летучая мышь, символ суетности и суетливых людей, символ неуемности. Залет летучей мыши в дом считается недобрым предзнаменованием.
Къаргъа – ворона, традиционно символизирует смерть, запустение, зло и несчастия. Символ хаоса и тьмы. С вороной связано наиболее жесткие проклятия агулов: «Улер къаргъай аттивурай бе» - чтобы твои глаза выклевало ворона; «Къаргъан хяр дах1ан муч1е хьурай вас дуягь» - чтобы тебе мир стал темнее крыла вороны и т.д.
Къаркаг1у1б – см. г1уб.
Къарни- бегемот. В символике агулов имеет отрицательный контекст и символизирует людей способных к обжорству.
Къарчигъа - один из видов сокола, в поэзии является символом доблести и мужества.
Къатир – мул, символ бесплодия, «упертости», упрямства. Кроме того, слово «къатир» служит оскорбительным прозвищем людей, лишенных потомства.
Къяракъял – сорока, символизирует известия и гостей.
Къафлан – леопард. В символике агулов наряду с львом и тигром олицетворяет силу и мощь.
Къва1нчч - ослёнок. Образ осленка обычно используется в шутливых выражениях в отношении маленькиъ детей.
Къирхаян - рак. Образ рака в символике агулов не востребован.
Къузи – птица без ясной идентификации, возможно из класса гусиных. Символ изнеженной, капризной дамы, не любящей работать. Нашло свое отражение в таких оборотах–обращениях как «Я къугъдил укьу къузи!» - о, «къузи», которая сидит на перине!
Къулан – лощадь-подросток от одного года, символ незрелости молодых людей.
Къургъу-луф –разновидность сокола, традиционный образ агульской формульной поэзии. Символизирует молодость, удаль и другие востребованные качества молодых людей.
Лаглаг (х1ажилаглаг) - журавль. В экспрессивных выражениях является символом долговязого и нескладного человека.
Ликь – орел (общее название), символ гордости, независимости человека и народа в целом.
Ликьян (керен. д. с. Бедюк) – рысь. Как и гургалигь (см. выше) служит символ гордого одиночества, риска, стремительности и внезапности в действиях.
Луф – голубь, символ кротости, нежности и покоя – традиционный образ агульской поэзии. Кроме того, голубя считается птицей прорка Мухаммада (г1.с.). Существует поверье, согласно которому переливающийся рисунок оперенья в шейной области этой птицы появилось после того, как пророк (г1.с.) провел рукой по этому месту. А в целом голуби считались священными птицами в странах Востока.
Маймун – обезьяна, символизирует тщеславие, глупость и порочность.
Марал – разновидность оленя, символ красоты и грации женщины в традиционной формульной поэзии агулов.
Марфац1иц1 – червь-волосатик. Образ в символике агулов не востребован.
Марц1 – беркут (в некоторых говорах – орел). Как и «ликь» (см. выше) считается символом гордости, независимости человека и народа в целом, символом готовности к риску. Беркут считается тотемным животным дагестанцев, в том числе и агулов. Охота на него категорически запрещена. Такие обороты как «Ликь суман ч1урхуни» - словно орел ринулся; «Ликь суман хуттурфуни» - взглянул словно орел и т.д выражают тот трепет и благоговение, которые испытывают агулы перед мощью этой птицы.
Милехъв - червь. См. ч1аран-милехъв.
Мудур - козленок, символизирует маленьких детей, привязанность, нежность и обаяние, которые взрослые испытывают к ним.
Мурж – овод. В символике агулов образ овода не востребован.
Мюрхь (мирг) – олень, как и «марал» символизирует красоту и грацию женщины в традиционной формульной поэзии агулов.
Нетт – вошь. Символ медлительного и слабого человека, с которым связано много фразеологизмов: Гашин нетт – «Голодная вошь» (о жадном человеке), иъ ада нетт – «бескровная вашь» ( о слом человеке), неттач, неттрухай, вак кие нетт к1ирай, бе неттарин гъуше
Паг1 – курица, символ бессилия, беспомощности, зависимости и глупости, что нашло отражение в устойчивых выражениях как: хьилик1и паг1 – «дохлая курица», кьятте паг1 «хромая курица». С «мокрой курицей» - кьяшу паг1 еще сравнивают растрепанного человека.
Паг1алан-чарккв – цыпленок. Символизирует рожденное и неокрепшее дитя, символ жизни, нежности и преемственности поколений.
Паг1ли- птица неопределенной идентификации, название которого сохранилось лишь в устойчивых единицах языка. Возможно, дикая курица. В одной старой детской считалке символизирует стражу: «Паг1ли – нукар» - «паг1ли – стража, правда, которую очень трудно объяснить.
Ппази – сокол, традиционный символ формульной поэзии агулов, символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. С бесстрашной хищной птицей часто сравнивали молодых людей, подразумевая такие его качества, как храбрость, сила, ловкость, ум, мужество и красота.
Паланг – гепард. См. ст. юз-паланг.
Парс – см. парсах1у1ч.
Парсах1у1ч – барс. Представления о барсе несколько затемнены, но в целом схожи с представлениями о животных этого класса. См. ст.ст. аслан, йуз-паланг.
Самуркъуш - Усттулил укьу самуркъуш. Река Самур, протекающий в Южном Дагестане, и птицы, обитающие в лиановых лесах в нижнем течении ее всегда играли важную роль в образных представления народов этого региона, в том числе и агулов. Поэтому, самуркъуш – «самурская птица», является обобщенным названием всей пернатой живности данной местности. Символизирует красоту, гордость, величие женщины. В контексте подобного восприятия мира, выражение Усттулил укьу самуркъуш» - букв. «Самурская птица, сидящая на стуле», на поэтическом уровне означает, женщину (княгиню), восседающую на троне.
Сувабец – один из двух видов горных козлов из семейства полорогих, живущих на Кавказе и называемых здесь турами. Сувабец крупнее с более массивными и гладкими рогами, развернутыми более в стороны, нежели вверх. Символ свободы и независимости всего Кавказа, а также постоянный атрибут традиционный поэзии агулов. В представлениях местных жителей, охотиться на этих животных нельзя, так как они находятся под покровительством святых людей – хозяев гор. Согласно поверьям, отстрел их без особой нужды приводит к трагедиям в семье.
Сувакьун – второй вид горных козлов, обитающих на Кавказе. Отличия от первого вида заключаются в несколько меньших размерах их, а также в более рельефной структуре рогов, растущих наподобие рогов домашних козлов вверх и несколько скручиваясь назад. Также являются символом свободы всего кавказского региона и атрибутом агульской традиционной поэзии.
Суьл (сул) - лиса. В основном лиса символизирует хитрость, изворотливость, лукавство, лицемерие, пронырливость и другие подобные качества. Она неизменный персонаж с отрицательной репутацией многих агульских сказок и притч. С другой стороны, в отголосках дошли и положительные оценки лисы. Так, например, если по пути встречалась лиса, то это считался хорошим, добрым знаком. В таких случаях, увидев животное, человек должен был громко кричать «Лиса!», «Лиса!». И даже существовала рекомендация на случае, если встретиться заяц. Путник и тогда должен был громко кричать «Лиса!», «Лиса!», тем самым, обманут ее Величество случай. Объясняется это тем, что в зороастризме, который исповедовали и агулы, лиса, как представитель отряда собачьих, считалась добрым животным. В иранском мире, откуда к агулам пришел зороастризм, существовал обычай наутро после нового года в опочивальню шаха привести лису, чтобы самодержец мог прикоснуться к рыжей плутовке. Это считался добрым предзнаменованием.
Тарлан – тигр, символ силы, мужества, бесстрашия, достоинства, скорость, а порой гнева и свирепости. Образ тигра, как образы и других кошачьих широко используется в агульском фольклоре.
Тахттабит – древесный клоп. Символизирует худосочного человека, визуально напоминающего хитиновый экзоскелет насекомого.
Тула (керен. д.) – собака, символ верности. Однако в борьбе с зороастризмом, в котором собака относилась к почитаемым животным, ислам сумел привить агулам прохладное отношение к ней. В исламе собака не считается из числа чистых животных. Возможно, этим объясняется и выражение «Бе дад тула хьурай» - чтоб твой отец превратился в собаку; «Тулан гада» - собачий сын» «Тулан ятум» - собачья сирота» и др. Кроме того, в зависимости от размеров, индивидуальных качеств, экстерьерных данных и прочих особенностей этих животных у агулов сложились и, так сказать, персональные отношения к разновидностям собак. Так, «канц1а» - мелкая собачка считается символом беспомощности, пустых разговоров; «бях1ц1а» - большая чабанская собака, символизирует преданную службу, «тарта» – символ непостоянства, бродяжничества и т.д.
Турк – ласка, небольшое полевое животное, символизирует быстроту, юркость, живость реакций. С лаской агулы связывают погоду. Считается, что окрас этого животного предсказывает, какой будет следующий день – пасмурный или ясный. Например, если заметили ласку светлого окраса, то, согласно поверьям, следует ожидать ясную погоду и наоборот, если заметили животного с темным окрасом, то это считается к непогоде.
Т1авускъуш – жар-птица, символ высшей красоты женщины и непременный атрибут агульского поэтического наследия.
Т1имирф – личинка овода, обитающая под кожей животных. Существо, образ которого не особо воспринят у агулов. Лишь изредка с ним сравнивают, хилого, сгорбленного, т.е., как бы, скрученного человека.
Т1ут1 – муха, символ надоедливости, неопрятности и неразборчивости.Различают еще буре т1ут1 "рыжая муха" - насекомое, чей цвет напоминает ржавчину. Этим словои нередко обзывают людей со светлыми или рыжими волосами.
Улусум – улар, или, как его называют еще, горная индейка – птица, из рода куриных и семейства фазановых, заявляющая о себе характерным пением напоминающий свист. Также, как куропатка, в формульной поэзии агулов является символом красоты и грациозности. Образ улара всячески обыгрывается в народном творчестве.
Ург – ягненок от шести месяцев до года, символ несовершенства, незрелости и других подобных качеств. «Ятум ург» - «ург»-сирота, так называют человека, который не может выполнить до конца порученное ему дело, озирается, ждет помощи со стороны или совершает такие же не одобряемые поступки.
Урч – теленок, символ излишней изнеженности, которая сохраняется у человека, который уже вышел из соответствующего ему возраста. Чаше всего эпитет применяется к подросткам.
Уьрге (эвра) - жеребенок, символ детского задора, радости.
Уьрдег (урдаг) – утка. В символике агула образ этой птицы не слишком востребован. Однако порой в поэзии он встречается в качестве выразительного средства.
Фил –слон. Один из животных, который не востребован в агульской символике.
Фирфир – носорог. Рог этого экзотического животного у агулов, как и заячьи рога, символизирует крайне редко встречающие вещи. «Фирфирдин к1арч» - «Рог фирфира», эта та формула, которая как раз характеризует это положение. Видимо агулы с носорогом и его атрибутами были знакомы лишь заочно.
Хаз – белка. Символ красоты, которая обусловлена, красивым мягким мехом животного.
Харчанг – рак, краб. Символ неуклюжести и неприспособленности к жизни.
Хвархваницай – божья коровка. Символизирует лето и легкость.
Хиц1 – клещ. Символ кровожадности. С клещом связано ряд фразеологизмов: Иъ уха хиц1 (о жестоком человеке) – «Клещ, который пьет кровь».
Хундус – бобр, символизирует стяжательство, жадность, ненасытность.
Хьиттакьу1л – водяная крыса, символ урона и болезней скота. Считалась, когда домашние животные встречается с ней, то непременно подыхает от разрыва сердца.
Хъяд – ворон, имеет схожую с вороной символическое значение. Он олицетворяет смерть, зло, несчастия. В этом плане у агулов существует довольно широкий набор проклятий типа «Бе улер хъяттала аттивурай» - «Пусть твои глаза ворон выклюет»; «Къяттала яккар г1утурай бе» - «Пусть ворон расклевывает твою плоть» и т.д. Кроме того ворон символизирует и дотошность, о чем свидетельствует выражение «Хъяттала муъули фацаф кидава» (о плотности мяса на животном) – нет даже настолько, чтобы ворон смог схватить своим клювом, т.е. худой до невозможности.
Ц1абрухъян – бабочка. Традиционный символ красоты и легкости, чей образ востребован в поэзии.
Ц1егь – коза, символ глуповатой и не очень считающейся с моралью женщины.
Ц1иц1 – по диалектам и говорам агульского языка имеет разное значение. В говоре с. Кураг – это сверчок, в говорах керенского диалекта – саранча. Символизирует ловкость, шустрость, подвижность: Ц1иц1 дахан диреф – «Шустрый как ц1иц1».
Ц1улц1ул – горностай, символ скупого в мелочах, излишне расчётливого человека, который несмотря ни на что втихомолку пытается добиться своих целей.
Чакъал – шакал, символ беспринципности и коварства, готовности прислуживать более сильным, чем он.
Чуьгуьрген – стрекоза. Символизирует праздность и беззаботность и имеет неодобрительный контекст.
Чуьк1 – кузнечик. Символ суетности и праздности.
Ч1аран-милехъв – гусеница. Образ гусениц имеет ласкательный подтекст. Часто так называют грудных детей из-за их неуклюжих движений ногами и руками, напоминающие движения гусениц.
Ч1ек1 – речная рыба, форель. С форелью сравнивают маленьких детей, когда они купаются.
Ч1ид – блоха, клоп. Символ суетности, подвижности, проворности и незначительности размеров. На человека с маленькими глазами говорят: «Ч1идуран улер аеф» - «Имеющий глаза с блоху», то есть, совсем маленькие.
Ч1иргъит1ай – рябчик. Как и ч1иринт1ай (жаворонок) символизирует детство, юность, единство природы и жизни.
Ч1ирин-китан – дикая кошка. Символизирует скрытность и одиночество. Редкий образ в символике агулов.
Ч1иринпаг1 – дикая курица, фазан. Образ этой птицы в символике агулов не востребован.
Ч1иринт1ай - жаворонок, символ легкости, юности и единства природы и жизни
Шагьмаран – удав, питон; мифологический царь змей - символ непременной сильной и активной по природе, но слегка коварной и властолюбивой женщины. Частый персонаж сказок и детских скороговорок типа: Шав шагьарди ба1с, шагьмур-адан сус к1ина а, рах1у1ъ ае кьу1л к1ина а, кьу1 к1арч але кьун к1ина а… «Пойдемте в город, у дяди Шахмура умерла жена, умерла мышь, которая жила на мельнице, умер двурогий козел…» и т.д.
Шагьмур (шав, шав шагьарди бяс) – см. шагьмаран.
Шиттай – комар. Символизирует назойливость.
Шит1ант1ай – юркая птица с характерным щелкающим свистом, которая точной идентификации не поддается, возможно, трясогузка. Символизирует непоседливых людей.
Эрфелай – птица из отряда ястребиных, символ легкости и подвижности
Свидетельство о публикации №223071400674