Прогулка короля. Поэза пятая

Заочная «Прогулка короля», правда пока еще самопровозглашенного, была начата Северяниным еще в 1911 году:

Паутинкой златно перевитой
Веселеет полдневный лесок.
Я иду с прицессовою свитой
На горячий моревый песок.      

Свидетельства современников о процедуре избрания короля поэтов отрывочны и крайне противоречивы. Согласно одним воспоминаниям председательствовал на «поэзовечере» известный критик П.С. Коган, по другим — и в это в духе футуризма — клоун В.Л.Дуров. Кто-то воспоминает, что Северянин был в ударе и мастерски читал новые стихи, другие утверждают, что поэт сумел приехать лишь к концу вечера и невыразительно прочел несколько старых поэз.
Вероятнее всего избрание Северянина королем поэтов было спонтанным мероприятием, спровоцированным группой его фанатичных поклонников. Некоторые отмечают участие в «церемонии» Маяковского, другие утверждают, и это больше похоже на правду, что даже «шутовской» успех Северянина был крайне неприятен Маяковскому и вызвал его протестное чтение со стола жюри.               
Так или иначе 27 февраля 1918 года зал Политехнического музея переполнила публика, а вечер завершился коронацией миртовым венком, купленным в ближайшем похоронном бюро. Звание присуждалось на основе «всеобщего, прямого, равного и тайного голосования». Желающим были розданы листки бумаги для письменной подачи голоса в пользу того или иного кандидата. 
Следует отметить, что Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый участвовать в вечере отказались и фаворитами зала стали футуристы. Их шумно приветствовала молодежь. Известные и никому неведомые поэты сменяли друг друга на эстраде. Выступил Владимир Маяковский, нимало не смущаясь тем, что его революционные стихи не вяжутся с претензией на звание короля, то есть монарха, хотя бы поэтического. В заключение программы читал Игорь Северянин. Он вырос на эстраде в черном длиннополом сюртуке и исполнил стихи в присущей ему поюще-отстраненной манере.
Кубофутуристы стремились быть художниками-модернистами в слове, а Игорь Северянин стремился быть футуристом в мелодии: «Я – композитор: в моих стихах чаруйные ритмы». Звуковое начало характеризует почти все стихи, или поэзы, Северянина и зачастую задает тему написанному.
Слушали Северянина в полном молчании, вероятнее всего завороженные энергией ритмов и мелодикой строф. После процедуры подсчета поданных голосов было объявлено: королем поэтов избран Игорь Северянин. Второе место занял Владимир Маяковский, третье – Константин Бальмонт. К своему избранию Северянин отнесся серьезно, считая эту коронацию пик своей всероссийской славы. Вот с каким «Рескриптом короля», лично написанным монархом по традиции Российской империи, Северянин обратится к «подданным»:

Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи —
Им неудобен мой талант:
Им изменили лесофеи
И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам,
Моим — любовь и песнопенья! —
Недосягаемым стихам.

Я так велик и так уверен
В себе, настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.

В душе — порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов —
Да будет подданным светло!

Ни один из последующих поэтических вечеров, где б он ни проходил – в маленькой Нарве, Тарту, Таллине или в Париже, – не принес Северянину той радости, что дал ему московский триумф.
Высокий титул «Короля поэтов» был вынесен на обложку сборника стихов поэзоконцерта, изданного в 1918 году. Насколько серьезно относился Северянин к избранию королем поэтов можно судить по стихотворению 1919 года «Самопровозглашение»:
Еще семь дней, и год минует, —
Срок «царствования» моего.
Кого тогда страна взыскует:
Другого или никого?
Где состоится перевыбор
Поэтов русских короля?
Какое скажет мне спасибо
Родная русская земля?
И состоится ли? — едва ли:
НЕ до того моей стране —
Она в мучительном развале
И в агоническом огне.
А потому я за неделю
До истеченья срока сам
Се злые цели обесцелю,
Вернув «корону» москвичам.
Я отрекаюсь от порфиры
И, вдохновляем февралем,
За струнной изгородью лиры,
Провозглашаюсь королем!      
   
Избрание «королем» сыграло с Северянином злую шутку – через несколько дней в марте он вернулся в Эстонию, как окажется впоследствии в качестве изгнанника, и не на время, а навсегда. А "короли" оказались абсолютно ненужны молодой советской республике.   


Рецензии