Такой разный Константин Юон

Константин Юон был разноплановым живописцем, графиком, театральным художником. Из-под его кисти выходили прелестные пейзажи, портреты современников и очень неоднозначные, экспериментальные работы. Они разного уровня, но заслуживают того, чтобы внимательно к ним присмотреться. Рассмотрим очень непохожие по сюжету и манере письма картины «Раскрытое окно. Лигачёво» и «Новая планета»…

Юон всегда считал, что «одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и её людей определённого исторического периода».

Его полотна отличались яркими цветами, чётким композиционным построением и жизнерадостностью. Они есть во многих музеях нашей страны. Наиболее значительные произведения мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Вообще Константин Юон очень разноплановый художник. Из-под его кисти выходили как прелестные пейзажи, к примеру «Раскрытое окно. Лигачёво» (1947 год), так и очень неоднозначные работы, среди которых картина «Новая планета». Она была написана в 1921 году, во времена Гражданской войны и является своего рода дерзким экспериментом художника.

 «Новая планета»
Композиция картины довольно интересна. В нижней части изображена тёмная земная поверхность. На ней люди, лежащие, молящиеся, с воздетыми к небу руками. Земная поверхность относительно ровная. На ней нет места, где люди могли бы спрятаться. Художник словно желает сказать, что никто и никогда не сумеет спрятаться от катаклизма и каждому человеку необходимо делать выбор, от которого зависит дальнейшая жизнь.

Большая часть пространства полотна заполнена небом, изрезанным жёлтыми лучами. В левой части можно заметить восхождение красной планеты. Реакция людей на эту планету различная: одни бегут к ней на встречу, другие в отчаянии лежат на земле, третьи и вовсе презрительно отвернулись. В правой части картины мы видим жёлтую планету, предположительно символизирующую уход старого мира. Есть также несколько мелких небесных тел по центру и слева…

Скорее всего, при помощи символов Юон пытался передать состояние российского общества на тот момент времени. Только что прогремела Октябрьская революция, старый мир был сметён новым миром, для кого-то желанным, для кого-то неприемлемым. Отсюда и столь разная реакция у людей.

«Раскрытое окно. Лигачёво»
Картина «Раскрытое окно. Лигачёво», написанная им в 1947 году, совсем другая. Это мир, полный зелени, жизни, тепла и света. Весь холст заполняет окно, глядя в которое невольно хочется протянуть руку и прикоснуться к тому, что так бурно растет во дворе… И всей грудью вдыхать свежий деревенский воздух, наслаждаться пением птиц, любоваться природой.

Подмосковное село Лигачёво, стоявшее на берегу реки Горетовки, всегда привлекало художника своей, как он говорил, трогательной и простой природой. Этот милый деревенский уголок стал для него частью жизни. Сюда 25-летний Константин часто приезжал на этюды, здесь нашёл жену, построил дом-мастерскую и создал множество замечательных работ. В их числе и милый пейзаж «Раскрытое окно, Лигачёво».

Позже искусствоведы назвали его одой «ясному тёплому дню, голубому небу и милому сердцу пейзажу». И, на мой взгляд, совершенно справедливо…

Константин Юон
Отец Константина Фёдор Юон был родом из Швейцарии служил страховым агентом, а позже стал директором страховой компании. Мать Эмилия была музыкантом-любителем. В их большой семье было 11 детей, сам Константин — четвёртый по старшинству.

В доме любили музыку и театр, устраивали домашние концерты и спектакли, для которых дети сами писали тексты и шили костюмы, а декорации создавал маленький Константин. Он увлёкся живописью с восьми лет, полюбил архитектуру старой Москвы и стал постоянным посетителем Третьяковской галереи…

Живописная манера Константина Юона сложилась под влиянием уроков Константина Коровина, Константина Савицкого и Валентина Серова, которые обучали его в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Публика сразу заметила его картины и раскупала их так охотно, что уже студентом Юон смог предпринять путешествие по России и Европе.

Впоследствии его картины были всегда желанны на всех выставках, в том числе передвижников, «Мира искусства», Союза российских художников и пр. Константин Юон работал преимущественно как пейзажист, чем очень нравился зрителям. В конце 1900-х — начале 1910-х он оформлял оперные постановки Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже.

О нём довольно охотно писали ведущие критики и искусствоведы его времени Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Павел Муратов, потом Абрам Эфрос, Давид Аркин… Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании.

Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих учеников, среди которых были Вера Мухина, скульптор-анималист Василий Ватагин и др.

Работы разного уровня
После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, но несколько иным стал круг сюжетов. Зато он довольно много стал заниматься общественной деятельностью. Именно ему принадлежит идея создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования.

В 1920 живописец получил первую премию за проект занавеса для Большого театра, а в 1943 году был награждён Сталинской премией Это свидетельствует о его огромном признании.

Константин Юон создал ряд портретов, картины на темы революции и современной ему жизни. В живописи он придерживался реалистической традиции. Пейзажи позднего творчества близки по манере исполнения более ранним работам 1910 годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма».

Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.

Посмотрите ещё раз на полотно «Раскрыто окно. Лигачёво» и вновь восхититесь удивительным лиризмом мастера. А ещё лучше сходите в Третьяковку и остановитесь возле него…


Рецензии
Очень талантливый и разноплановый художник. Он из тех, что передал образы своего времени - избы, возы, плетни и современные ему люди.

Очень интересно пишите, Наталья. Вам нужно писать книгу, а может быть, учебник. ищите издательство.
Онлайн-тексты будут, пока их не удалит владелец сайта. а бумажная книга с хорошими репродукциями будет иметь спрос и останется надолго.

Владимир Иноземцев   10.10.2023 18:07     Заявить о нарушении
Благодарю. Книгу и не одну уже издала. Более того, их покупают и читают. А насчет цикла о картинах, так он изначально публикуется в газете, где работаю. Кроме того, есть еще не нескольких мессенжерах. Так что пока есть интернет, бояться нечего. А относительно книги с иллюстрациями, то вряд ли найдется спонсор. А издательству это не особо интересно. Опять же, до меня псиано-переписано

Наталья Швец   10.10.2023 21:58   Заявить о нарушении