Ван Гог в Арле. Красные виноградники, Ирисы
Наша цель был Арль, и конечно великий Ван Гог,который там жил, и восхищался пейзажами Арля и крестностей.
Теперь о цыганской Мадонне Камарга.
По легенде, это прямо какой-то Ден Браун «код Да Винчи».
И так убегая из Египта Мария мать Христа везла «священный Грааль» с ней Мария Магдолена и Сара Кали в качестве служанки.
На море начался шторм и лодку, конечно выбросило на берег у Камарга.
Мария с "Граалем" и Марией Магдоленой пошли дальше, а Сара Кали или будущая Черная Мадонна осталась.
Теперь о цыганской Мадонне Камарга, поскольку она является Темной Матерью.
Цыгане почитают ее, как свою королеву, но она также является матерью всех местных католиков, которые чувствуют связь с ней.
Ее поклонники падают на колени перед ней, приподнимают часть ее многочисленной одежды и опустив голову под ее юбки, кладут свои набожные головы на ее ноги.
Так они молятся, и когда молитва завершена,они заботливо и с любовью опускают покровы обратно на свое место.
Затем приходит следующий человек.
Предание о гвозде,что цыган украл с Голгофы один гвоздь у креста, и Иисуса в результате прибили тремя, и вот якобы за это Бог разрешил цыганам, немножко воровать.
Явно вымысел чистой воды, правда цыганам, так лучше не говорить .
Конечно Камарг своеобразный район прованса,а для всего Прованса есть две неприятности, испепеляющая (мне так показалось + 40) жара, и холодный ветер Мистраль.
Но вернемся к нашему Ван Гогу.
В Арле Ван Гог написал свои лучшие работы, Красные виноградники в Арле,она сейчас в ГМИ им. Пушкина, и подсолнухи.
И самую дорогостоящую работу, Ирисы, они росли на клумбе в больнице.
Был у Ван Гога в Арле и дом.
Первым приглашение приехать в Арль получил Поль Гоген, которого Ван Гог уже летом 1888 года начал заваливать письмами, настойчиво убеждая погоститьв его арльском жилище.
В ожидании Гогена он начал работу над серией картин, изображавших подсолнухи, которые должны были украсить стены его художественной студии.
Арльский период самый творческий Ван Гога,он много и плодотворно работал.
В Арле он написал: Звездную ночь над Роной, Мост Ланглуа в Арле,Стога в провансе, Красные виноградники в Арле, Портрет доктора Гаше, и серию подсолнухов.
А пятая из семи созданных Ван Гогом картин, где изображались подсолнухи, получила всемирную известность.
На сегодняшний день оригинал полотна находится в Амстердаме.
Портрет доктора Гаше он подарил родственникам,они зашвырнули его куда то,а когда работы Ван Гога стали стоить миллион.
Они перевернули весь дом к верх ногами и нашли.
Вот такой подарок.
Хорошо не выбросили на помойку.
Идея о переезде в Арль сопровождалась у Ван Гога замыслом создания здесь художественного ателье, где работали бы живописцы,объединенные сходным пониманием искусства.
Кроме того, юг привлекал его богатством красок, света и солнца.
Приехав в Арль в феврале, Ван Гог снял квартиру и ателье в знаменитом «Желтом доме».
Дом Ван Гога изображен на одной из его картин.
Но, к сожалению, дом был уничтожен вовремя войны авиацией союзников,ах уж эти союзники, чтобы спасти своих солдат при наступлении они всегда бомбили города без разбора.
В отличии от наших генералов которые солдат особо не жаловали и брали Кенексберг, Краков и Дрезден без массированной бомбежки.
К слову, эти союзники разбомбили церковь Жанны д Арк в Руане, но об этом позже.
Жителей города всегда поражал экстравагантный вид Ван Гога, красочное описание которого оставил личный врач художника.
«Он все время носил пальто, больше напоминавшее балахон, все испачканное краской".
Рисовал он обычно большим пальцем, вытирая его о ткань.
Кроме того, он подобно пастуху,носил соломенную шляпу с огромными полями, защищавшую его от солнца».
Примечательная внешность и странная манера вести себя делали Ван Гога объектом насмешек со стороны арльских подростков.
В частности, один из обитателей Арля, живший неподалеку от художника вспоминал: - «Я тогда был ещё ребенком, мы с приятелями любили его высмеивать".
Что с нас взять дети.
Впрочем, он и в самом деле выглядел очень комично.
Длинная блуза, большая шляпа, привычка надолго останавливаться и уставиться на что-то – это вызывало у нас неудержимый смех».
Взрослое население города предпочитало избегать художника и смотрело на него с подозрением.
Впрочем, Ван Гога все это не сильно тревожило, после приезда он с головой ушел в работу, в подготовку к осуществлению своей идеи о создании художественного ателье.
Маленький городок Арль стоит на берегу Роны.
Он очень стар, здесь бывали Юлий Цезарь и Константин,вокруг множество древних сооружений из камня.
И что нас больше всего удивили, так это то что в этом Колизее проводят Корриду.
Но мы опоздали на два дня.
Ходить по улицам Арля это одно наслаждение.
Конечно для любителей истории.
В сувениргых лавках нам часто поподались странные амулеты в виде неких мух.
Мы спорсили что это за муха?
Оказалось ее зовут Сегаль, что за Сегаль выяснили позже.
Оказалось это всего лишь Сверчек, а здесь он символ Прованса.
Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдруг перед тобой что-то большое,с арками, колоннами.
Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы.
В средние века арена была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью.
Сейчас от былого города мало что осталось, но реставраторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости, искусственно создав патину времени.
Франция и коррида, но это действительно так, участвуют черные быки из Камарга,
одна радость для быков,их здесь не убивают.
В Арле, множество древних сооружений из камня: памятники, надгробья, театры, акведуки и следы средневековья, времен, когда Арль был столицей королевства.
В Арле со времен Ван Гога сохранилось совсем немного,больница, где он написал ирисы, работа которую в последствии купила за 40 миллионов долларов японская фирма.
Что привлекало Винсента, так это краски и свет Арля, цветущие фруктовые деревья, оживающая земля, оливы и кипарисы и конечно виноградники.
Не обошлось и без кафе, куда тут без них, одно он даже увековечил на холсте.
А Кафе, естественно с Апсентом, куда тут без него.
Кафе это сейчас называется «Ван Гог», мы долго выбирали подходящее время и состояние, чтоб было точь, вточь как на картине у Ван Гога.
Мы приходили в это кафе вечером наверное раз пять и ждали нужного состояния.
В Арле, находясь в больнице, Ван Гог написал портрет доктора Гаше, и подарил его доктору.
Любопытно, что со стороны улицы у больницы есть только вход, а окон нет даже в наше время, это чтоб не пугать жителей криками больных.
Родственники доктора забросили портрет на чердак,а когда работы Ван Гога выросли в цене,пытались его найти, но безрезультатно.
А вот когда цены подошли к миллиону, перевернули весь дом вверх дном и нашли картину.
Сейчас она стоит 82 млн. долларов.
Вернемся к Ван Гогу, одна из первый его работв Арле «Снег, покрывающий поля в Арле», эти поля Ван Гог, увидел впервые приехав сюда.
Недалеко от вокзала, на площади Ламартин, Ван Гог устроил себе мастерскую, фасад которой был размалеван желтой краской.
Зато Ван Гог оставил нам картину «Желтый дом» вот она и стоит во дворе больницы.
И еще одна бяка, французкие богатые жлобы так и не создали музей Ван Гоа в Арле, говорят не хватило денег.
И думаю проблема еще в том, что большинство работ Ван Гога находятся в Бельгии и Париже, а они вряд ли отдадут,однако попробовать стоило.
Конечно это проблемы мэрии, Арль городок маленький и типа « денег нет, но вы держитесь».
В оправдание мэрии скажу, она иногда,видимо договаривается с владельцами и устраивает выставку работ Ван Гога в специальнм помещении.
Идем дальше к больнице, где лечился Ван Гог солнце раскалилось во всю, и теперь мы полностью ощутили, что такое испепеляющая жара, одна из бед Прованса.
От жары крыша просто ехала, а при таком палящем солнце, краски города стали такие яркие, что от всего этого казалось вот -вот станешь Ван Гогом.
А если еще принять Апсент ( это самогон на полыне), тогда точно станешь.
Решили найти скамейку в тени, но попу пристроить не удалсь, все скамейки что в тени заняты, пошли в кафе, там хоть кондиционер.
Увидели любимый напиток художников и не только, того времени Апсент т.е. это такой самогон на полыне, а есть еще настойка с канабисом (анаша или у американцев марьиванна, так они ее называют), она даже плавает внутри бутылки.
Но лучше все-же съесть порцию мороженого или даже две.
К больнице пойдем завтра с утра, жара слабее.
Еще одна достопримечательность Арля, Собор святого Трофима в Арле возвышается в центре города, на Площади Республики, в 100 м к западу от Амфитеатра.
В Арле, думаю это самое старинное и романтическое здание.
Надо сказать что, оно построено на месте собора святого Стефана 5 века.
Раскопки в храме обнаружили следы древней крипты,(подземные захоронения святых) а также остатки, возможно свидетельствующие о существовании здесь памятника времен Римской империи.
В 1152 году Рамон де Монтредон перенес сюда мощи святого Трофима, и храм был переименован. И теперь он собор Святого Трофима.
ВанГогвсегда мечтал о небольшой, в пределах нескольких тысяч франков – сумме, которая дала бы ему возможность спокойно работать.
Но за всю жизнь он продал только одну работу.
И так «Красные виноградники» Арля , и «Пейзаж в Овере» ( местечко около Парижа) это где мелкий дождь, едет повозка зеленые поля картошки или еще чего.
Просто умилительный детский рисунок, все свежо и чисто просто и ясно.
Никаких лишних деталей, все просто в одной гамме, лишь красные крыши и колеса телеги, как акцент.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ будто это ребенок нарисовал карандашами, но нет, это совсем не ребенок.
Тут и композиция и красный цвет колес телеги, как акцент, для остановки глаза на главном, т.е. центре композиции, все сделано грамотно.
Я раньше в юношеские годы часто приходил в Пушкинский посмотреть Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
Но вот его кубистический, портрет Воллара, идеолога кубизма, мне совсем был безразличен.
Смотрел я и «Красных рыбок» Матисса, очевидно, глядя на них во мне зрел будущий художник Наивист, а остальные его работы не трогали совсем.
К слову сказать, у него порой и композиция грешила.
Ну и главное один из моих любимых художника Клод Моне и его три работы «Скалы в Бель иль», потрясающая передача цвета и состояния.
Вид сверху на скалы внизу и море,бьющееся об них.
И «Руанский собор», два штука, т.е. один утром, другой вечером.
Обе работы на состояние и смотрятся только с расстояния.
Прямо стихи.
И конечно Ван Гог «Красные виноградники» ( в Арле), необычный цвет виноградников от красного до синего и оригинальная композиция по
диагонали,( ее применяют для выражения движения).
Деревья как поезд постепенно уменьшаясь в размере, уезжают в даль.
Люди на картине как стаффаж т.е. просто как дополнение к пейзажу, дорога
уходитв даль, крупное желтое солнце, после дождя уже не так печет.
Вспомним, что в Провансе две неприятности испепеляющая жара и холодный
ветер Мистраль).
И понятно город Арль, как ни как жаркое сердце Прованса.
Итак "Красные виноградники" начнем разбор картины Ван Гога.
Благо он находится в ГМИИ им. Пушкина. (правда не понятно почему Пушкина,ведь построил его Цветаев, о чем и написано на бронзовой таблице)
Посмотрим, какая Драматургия цвета, контраст желтого не яркого солнца и
бледно лимонного неба на верху и холодные синие фигуры, и малиновые, и
темно красные виноградники.
А еще холодно зеленые деревья похожие на дым от паровоза.
Не одна репродукция не может передать буйство красок и магию цвета, это
нужно просто видеть живьем.
И еще « Пейзаж в Овере» про него я уже говорил, а вот его «Прогулка заключенных» мне совсем не нравилась.
Да и висела она рядом с Голубыми балеринами Эдгара Дега, мощная яркая
пастель Дега вообще забила Прогулку, кто догадался так повесить.
Работы были куплены известным русским собирателем И.А. Морозовым за 33 тысячи золотых рублей.
Думаю небольшой части этих денег было бы достаточно, чтобы на многие годы
продлить жизнь мастера.
Обе работы находятся в ГМИИ им. Пушкина.
Можно предположить, что если Морозов не заплатил бы так много, Ван Гог
возможно был бы еще долго в забвении.
Но это только мое предположение.
На мой взгляд, это одни из лучших работ Ван Гога, "Пейзаж в Овере,
после дождя», и конечно «Красные винградники» меня восхищают, их детская непосредственность, открытое, и светлое восприятие мира, краски чистые, сочные.
Эти работы я впервые увидел лет в 12лет, когда приходил в Пушкинский посмотреть именно на них в очередной раз.
Пейзаж в овере после дождя, изучим работу Ван Гога.
Такое впечатление, словно все нарисовано цветными карандашами, талантливым ребенком.
Возможно, я так считаю, потому что, сам больше известен как художник стиля (art naive).
Все оттенки зеленых и голубых, мокрая светлая дорога, фиолетовые поля картофеля, белые домики, и красный акцент, крыш и колес телеги.
Это профессиональное мастерство гения.
Пожалуй, сельский Прованс для меня и есть настоящий Прованс.
Арль - город отгремевшей славы.
В 1178 г. здесь короновался император Священной Римской империи, а именно Фридрих Барбаросса как бургундский король.
Но главное на мой взгляд, это древнеримский амфитеатр,построенный в конце I в. н.э.при Флавиях.
Там проводились гонки колесниц и гладиаторские бои.
Арена использовалась для зрелищ вплоть до конца Римской империи.
Ныне здесь устраивают спектакли, концерты и Французскую Корриду, бои быков, которые популярны на юге Франции.
Подобная древнеримская арена есть в Ниме.
Выступают черные быки из Камарга и ковбои тоже из Камарга.
Некоторые считают Арль некрасивым и унылым.
А от Ван Гога там одна память, у Мэрии мало средств.
В июне1888года художник решил отправиться к морю, в маленькую рыбацкую деревушку Сент-Мари-де-ла-Мер, Камарг.
Винсент надеялся, что морской воздух поправит его слабое здоровье, которое с каждым годом лишь ухудшалось из-за недоедания и алкогольных возлияний.
В недельную поездку Ван Гог взял с собой три холста и несколько листов бумаги.
Картина «Море в Сент-Мари» стала одним из двух морских пейзажей, написанных художником во время этого периода.
Описывая Бернару работу над картиной, Ван Гог писал, что по форме и цвету маленькие разноцветные лодки напоминают ему цветы.
Красочные синие, красные и зеленые лодки выделяются на фоне спокойного морского пейзажа.
Чистое небо, написанное сиреневыми и голубыми мазками, отражается в глади воды, его отсветы видны на мокрой поверхности песка и бортиках лодок.
Многие думают, что Ван Гог самоучка, но это не совсем так.
Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, и изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру.
Именно в этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, струящийся мазок, который он иногда делал большим пальцем.
В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения,под влиянием импрессионистов.
С некоторыми из них, Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега и Полем Гогеном, художник познакомился после приезда в Париж благодаря брату.
Однако публика пришла в ужас от картин Ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием и изучать теорию цвета Эжена Делакруа и опять Японские цветные гравюры и плоскостное искусство востока.
Волна, т.е. «Большая волна в Канагаве» Хокусай докатилась и до Европы.
На парижский период приходится наибольшее количество созданных художником картин — около двухсот тридцати.
Пейзажи.
Меняется роль человека в картинах Ван Гога, его нет совсем, или он является стаффажем,(собственно как и в японских гравюрах с пейзажем).
То есть, просто декоративным дополнением.
В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет.
Однако художник по-своему передавал световоздушную среду.
Ярким примером такого подхода может служить картина Море в «Сент- Марье де ля мар.» ГМИИ им. А. С. Пушкина, г. Москва или «Красные виноградники в Арле».
Красные виноградники еще ждут своего Ван Гога.
Краски уже горят всеми цветами Прованса.
Вперед, Прованс тебя ждет.
Свидетельство о публикации №223071501014