Точки отсчета

Владимир Барановский:

По поводу "Бесконечность онтологических статусов" (*). А можно ли сказать так?

Мы замечаем контрасты. Светлое/тёмное, бедный/богатый и т.д. Каждое противопоставление имеет смысл только относительно какой-то Точки Отсчёта или шкалы (мы оцениваем, как с этой точкой соотносятся входящие данные).

Из взаимосвязей разных контрастов мы создаём объекты (тут используются память, язык и тп), или даже сцену из нескольких объектов. Нет контраста (изменения) - не нужен и объект.

С каждым объектом связано множество Точек Отсчёта ("этот гриб надо жарить, а не варить - иначе точно отравишься") и все вместе эти точки эквивалентны его онтологическому статусу (в каком смысле мы считаем, что объект есть).

Совокупность всех точек отсчёта конкретного организма эквивалентна личности человека.

Александр Клейн:

С первыми 3-мя абзацами я готов согласиться, хотя и готов внести в них уточнения.

Но с 4-м ("совокупность всех точек отсчёта конкретного организма эквивалентна личности человека") я принципиально не согласен. И вот почему:

"Содержание памяти" не является "памятью".

"Содержание сознания" не является "сознанием".

"Содержание личности" не является "личностью".

Да, "личность" можно определить как "набор предрассудков". И в этом смысле сделать "личность" эквивалентной "содержанию личности". Но личность — это сплавленность "набора предрассудков" с "квалиа", с самим центром, из которого исходят "оплодотворение" предрассудков живой энергией самОй основы существования личности, без которого эти "предрассудки" просто грязные пятна-письмена на лбу деревянной куклы. ("Предрассудки" и "совокупность всех точек отсчёта конкретного организма" — это одно и то же). "Наличие квалиа" — это как "жизнь", вдыхаемая в мертвое тело и делающего его живым, т.е. разница между "с квалиа" и "без квалиа" — такая же, как между "живым" и "мертвым". Только еще больше. И это принципиальная и большая разница. А это значит, что этот "оплодотворитель" ("квалиа") не только принципиальный фактор, меняющий статус и действительность, но и абсолютно "неотрывный" фактор, становящийся абсолютно неотрывным, как только он появляется. Т.е. он принципиально меняет объект, и объект уже не может быть другим, таким как прежде. Т.е. как только у нас появляется "личность", у нас появляется принципиально другой объект — "личность + квалиа", т.е. "квалийная личность", и она уж точно никакой не "сборник безличностного контента", т.е. "просто контента".

Как только есть "контент", есть и его "восприниматель". И вместе это "личность". Личность — это "контент + восприниматель контента".

Поэтому:

Совокупность всех точек отсчёта конкретного организма — НЕ эквивалентна личности человека.


По поводу первого тезиса. Можно обойтись без "шкалы" и даже "точки отсчета" — достаточно противоположности. Твердый — мягкий. Свет — тьма. Инь — ян. Сухой — влажный. Да, каждую противоположность в этой паре можно назвать "точкой отсчета". Но это будет некоторым натягом, поэзией и метафорой. Потому что "точка отсчета" — это действительно "точка". И расположена она всегда на "шкале", т.е. среди других "точек".

По поводу второго тезиса. Контрасты мы не только "объединяем" в объекты, создавая их... но и создаем объекты противоположным способом — различая разное, т.е. "разделяя" контрасты. Но это всё относится, в основном, к зрению и к физической реальности. Во всех остальных случаях мы создаем "объекты", делая "срез потока", т.е. останавливая "поток" и создавая "схему остановленной действительности" ("схему среза потока"). Это мы и называем "объектами". За пределами "физической реальности" находятся такие "объекты", как "мужчина" и "женщина", "мать" и "сын", "улица" и "огород", и даже "я сам", хотя представляются вполне "физическими" обыденному, не философскому сознанию. Объекты мы создаем, потому что не приспособлены оперировать процессами. А оперировать слепками действительности нам необходимо, потому что иначе мы не выживем. А "контрасты" — действительно, удобный "костылик", чтобы цепляться за них при "разрезании" действительности на части, что мы делаем постоянно, ежесекундно, потому что противоположность этому — эквивалентна смерти и безумию.

Третий тезис. "С каждым объектом связано множество Точек Отсчёта". Согласен. При том, что "точками отсчета" здесь называются "плоскости рассмотрения", они же "плоскости пар противоположностей". Поясню: что-то можно рассматривать как "горячее - холодное" и, одновременно, как "красивое - некрасивое" и, тут же, как "дорогое - дешевое" и еще миллион пар — "пар противоположностей", "плоскостей пар противоположностей". Да, в некоем смысле — это "точки отсчета". Является ли их сумма "онтологическим статусом" — да, вполне. Но так же можно и каждую плоскость представить отдельным "онтологическим статусом". Смотря как мы проведем "границы рассмотрения". Ведь, действительно, стул как физический объект существует в одном онтологическом статусе, в качестве товара, т.е. носителя стоимости — в другом пространстве и в другом статусе, а уж как "собеседник" — совсем в третьем онтологическом статусе... ведь, конечно, можно с ним беседовать. Каждый онтологический статус — это конкретная плоскость и конкретный баланс выражения "в каком-то смысле существует, а в каком-то не существует". Соответственно, каждая пара противоположностей будет создавать такую плоскость и такой статус.

Можно ли язык считать сборником диалектов или каждый диалект мы должны считать отдельным языком? Все точки отсчета вместе являются онтологическим статусом или каждая точка отсчета является отдельным онтологическим статусом? — "...Что чем целесообразно считать зависит от того, как мы определяем это что-то" (с) Светлана Бурлак,  доктор филологических наук, профессор РАН. Лекция "Какой же русский не понимает санскрита?" (ответы на вопросы после лекции) https://www.youtube.com/watch?v=2saLkF1-UL4&t=2091s — в этом фрагменте (ссылка привязана к 34:51) речь идет, фактически, о "проведении границ рассмотрения" на примере филологии.

Барановский:
Под личностью я пытаюсь обозначить то, что мы считаем существительным (объектом), а оно потом оказыватся глаголом (процессом). Как его назвать?

Клейн:
"Точки отсчета" — это что-то отдельное от сознания. Как корм в курятнике. В этом мое основное возражение. А уж движется ли корм (процесс) или лежит смирно (объект) — это нам без разницы, как говорил один герцог. Короче, личность — не корм. Благородный муж — не орудие.

___

(*) Бесконечность онтологических статусов и наше сознание. Встреча ШДЛ от 14.06.2023 https://www.youtube.com/watch?v=YRgsdAabYS8

00:00 "И пройдемся по бесконечности и... неуловимости. Я против того, чтобы что-то называть "категориями" — для меня это слишком метафизично..."
01:21 категории Маркса
03:39 определение "определения" (Евтушок)
06:05 Два аспекта бесконечности. Первый аспект: аспекты и контексты (в чем различие "аспектов" и "контекстов"?)

7:29 Определения, слова, модели — это одно и то же в разных формах.
08:12 Что происходит, когда мы бесконечность превращаем в некую модель? — Мы отрезаем бесконечность.
09:38 "Неуловимую бесконечность превращают в уловимую конечность".

13:50 Второй аспект бесконечности — это "слово" и то, что стоит за ним.
20:27 Пелевин и Витгенштейн о "споре о словах".
21:43 Человечество справляется с бесконечностью. Но как только оно приближается к каким-то сложным областям...

24:47. Неуловимость.
27:44 Фундаментально, чего ни коснись — это все бесконечность; и фундаментально, чего ни коснись это все неуловимость. 

29:20 Существует бесконечное количество "онтологических статусов", или "форм (способов) существования".
32:29 О преподавании философии бесконечности. Козьма Прутков.
40:10 Платон и 2 мира: настоящий и ненастоящий.
43:50 Плоские онтологии. Две идеи, лежащие в основе "плоской онтологии".
47:50 Можно ли онтологию записать в виде текста (каталог)? Нет, нельзя.
49:00 "Аспект" становится "контекстом".
51:50 Каждый элемент онтологии связан со всеми остальными элементами, причем, бесконечным количеством связей.
52:30 Онтологию нельзя представить в виде текста, дхарму нельзя представить в виде сутры.
52:54 Онтология образуется НАД текстом. В тот момент, когда к нему прикасается сознание.
54:15 Плоская онтология, или "онтология предметной области".
59:20 Онтология Саймака, парадокс восприятия (когнитивное искажение).
1:02:43 Что такое разные онтологические статусы? "Физическая реальность" как модель, создаваемая сознанием с помощью "органов чувств", = базовая, фундаментальная реальность. Есть модели, создаваемые сознанием без участия органов чувств. Всё это всегда модели, которыми оперирует сознание. Вот герой книги...
1:19:10 Существует ли радио? (Родам)
1:27:10 Экономика существует или нет?
1:32:05 Феноменологическая редукция как диалектическое явление. Диалектическая логика во всех явлениях.


Александр Клейн
14 июля 2023 г.


Бесконечность онтологических статусов и мы
http://proza.ru/2023/06/02/1242

Диалектическая проблема, квалиа и Не нарезать мир
http://proza.ru/2023/05/31/461

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614


Рецензии