Новости ликбеза. В поисках Андрогина и Евы

Божественность - это андрогинность
Соитие - Эрос - возврат к искомой целостности первочеловека
Адам был андрогином - двуполым (не гермафродитом! упаси Бог)
Бог расчленил его, сделав ишу, получившую после изгнания за пределы сада-огорода (дачи "Рай")имя Хавы (Евы)
Адаму достался "клинок", а ише - "чаша" 

Андрогин - божество

 Гений = андрогинен

Пушкин пытался это осмыслить (например. в Моцарте и Сальери, которые оба андрогины: Он же гений, Как ты да я)

В поисках разных концепций андрогинности и антроподицеи  набрел ранним дождливым  утром 15 июля 2023 на  Кузнецов Юрий. Под женским знаком Литературная газета 11 ноября 1987 г. №46  (516)

Фрагмент :

<<<
Корневая система искусства едина.

Поэтому я начну с мифа об Андрогине.

Корень его виден во всех мировых мифологиях. Орфический миф говорит, что некогда человек был особым существом, у него было по четыре руки и ноги и одна голова с двумя лицами. Но за гордость Зевс наказал человека, разорвав его надвое. После этого каждая половина стремилась найти другую свою половину, найдя, они обнимались, страстно желая срастись. Так возникла земная любовь. Она существовала не всегда и принадлежит к историческому времени.

Стендаль назвал её чудом цивилизации.

Андрогин просвечивает в другом античном мифе - о Филемоне и Бавкиде. За верность и благочестие боги даровали им долгую жизнь. Филемон и Бавкида умерли одновременно и после смерти превратились в деревья, растущие из одного корня.

На почве русской литературы тоже выросло идеальное двуединое дерево: Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, описанные Гоголем.

Женщина и мужчина дополняют друг друга, считал Платон.
 
«Не женат – не человек», «Холостой – полчеловека», «Муж да жена – одна сатана» - говорит народная мудрость.

В легенде о первой человеческой паре тоже просвечивает Андрогин.

Вот что, однако, рассмотрел старый Фет в женщине:
Твой взор открытей и бесстрашней,
Хотя душа твоя тиха:
Но в нём сияет рай вчерашний
 И соучастница греха.

Соучастница греха, согласно поздней, ещё более тёмной легенде, сперва была обольщена самим Сатаной, после чего родила своего первенца Каина. Адам не был его отцом.

И не сладость ли сердечного греха имеет ввиду Цветаева:

О, первая ревность, о, первый яд
 Змеиный – под грудью левой!
В высокое небо вперенный взгляд
 Адам, проглядевший Еву!

Горечь! Горечь! Вечный привкус
 На губах твоих, о страсть!
Горечь! Горечь! Вечный искус —
Окончательнее пасть.

Это Цветаева. Вот чего хочет женщина.


***

Гимн андрогинизации :

Гении песни: Н. Богословский. Ты да я, да мы с тобой


Рецензии