Кет. ДОНгДА втроём в ав. и монг. яз
Кетское ДОНгДА "втроём" в аварском и монгольском языках
Кет. ДОНг "три", ДОНгДА "втроём",ДОНгАСЬ "тридцать", ДОНгКИСЬ "триста"
Вышеприведённая основа должна быть связана с ав ДУН "я", ДАНДЕ "напротив", ДАНДИ-ЯВ "сверстник, ровесник и вообще равный по возрасту или каким-то иным качествам","парный", ДАНДЕЛЪИ "группа, собрание".В аварском "данде" и "данделъи" это как бы и "противоположности" и "парность", "совокупность" одновременно, подтверждая, что "двое - это уже группа лиц".
Совершенно отсутствует в тюрк. языках, но убедительно представлено в монгольских:
Халха-монг. ДУЬН "итог, сумма, результат" (ср. кет. ДОНг "мозги"); "в разгар, самый", ДУЬНГУЙ "безрезультатный, ничейный" (т.е. "ни то, ни сё", "промежуточное положение"),ДУЬЙЦЭЛ "эквивалент, одинаковость, равнозначность", ДУНДАХ "находящийся посередине, средний",ДУНД "средний, середина,центр"; "среди, между, в середине".Дагурское ДУАНД "средний, промежуточный, срединный". В монг. языках ДУНД УЛС "Китай" (т.е. "Срединное гос-во).
Ав. личное местоимение 1 лица ед. ч. ДУН (дарг. диал. ДУ) связано с ав. ДАНДЕ "напротив" (напарник, ровесник) и т.п., что до нас ни одним лингвистом подмечено не было. В аварском архаичном сознании местоимение "я" воспринималось как "промежуточный", "срединный", отсюда и такие на первый взгляд странности как ДУР "твой, твоя" (при МУН "ты"), но ДИР "мой, моя".Мы очень долго над этим явлением размышляли и пришли к выводу, что это в данном случае результат показателя двойственности, промежуточности по типу "ты со мной", "я с тобой" и, вообще "я- срединный, центральный" и даже больше - "создание двух противоположных полов", "продукт двух половинок". Вероятно, "я" как "один, единственный" в архаичном сознании оказалось табуированным и могло быть пререгативой Бога, Творца. Стоит обр. внимание на также прямо-таки фанатичный культ троичности, троицы в культурах разных народов. "Троичность" божества присутствует в отличии от иудаизма и ислама, в ортодоксальном христианства, где Бог сразу в трёх ипостасях: Отец, Сын, Святой Дух. Арианская церковь, "заблудившись" в этой казуистике,пыталась её преодолеть утверждением тезиса, что основным есть всё же "Бог-Отец",а "Сын" вообще не равен "Отцу", но подверглась остракизму на Никейском соборе.
Такие глубинные совпадения невозможны без наличия пусть и древнего, но всё же языкового родства. При этом, как мы видим, монг. яз., обходят тюркские стороной и сближаемы в данном случае с енисейскими и северокавказскими. Таких примеров своего рода неожиданного рывка за ареал тюркских языков и сближения с северокавказскими и енисейскими довольно много.
В монг. языках числительное "два" колеблется и может означать в разных языках то "два" и "двадцать", то "три" и тридцать" именно по причине восприятия некой срединности, промежуточности состояния.С одной стороны речь идёт как бы о "равном, эквивалентном", а с другой оно оказывается "между, среди", "промежуточным", "центральным" (т.е. "ни то, ни сё, а третье").
В аварском доисламском прошлом числительное "три" указывало на устройство мира по вертикали, а "четыре" по горизонтали. Сумма этих цифр даёт священное для культур многих народов число "семь",символизирующую для них полноту мироздания.
Свидетельство о публикации №223071500410