Мой папа - защитник Брестской крепости

 Петр Павлович Бондарев, мой отец, родился в 1920 году на Тамбовщине. Был старшим сыном вернувшегося с первой мировой войны зажиточного и невероятно трудолюбивого крестьянина Павла Ильича. Мой дед вышел из рода крестьян, всю жизнь трудившихся от зари до зари и мечтавших разбогатеть, чтобы быть не хуже других. А, если получится, то и получше. При НЭПе у деда это стало выходить совсем неплохо, за что он одним из первых попал в кулаки. Вся семья превратилась в нищих изгоев и пошла побираться по родственникам. Дед долгое время скрывался, а затем, когда понял, что может погибнуть в Сибирской ссылке и утянуть туда всю свою немалую семью, решил перебраться в Москву, где бывшему кулаку, жившему по подложной справке, будет легче. С собой он взял старшего сына, моего отца, который к тому времени сумел закончить в сельской школе 7 классов. Как ему это удалось, испытывая все унижения того времени, папа не рассказывал. Но стремление учиться у него было всегда. Для чего? Да, все для того же, чтобы быть не хуже других, добиться чего-нибудь в жизни и доказать всем, что он из рода Бондаревых.
 Кстати, фамилия была дана моему прадеду по его любимому занятию - производству бочек, кадушек. Это передалось и деду, которым дополнительно зарабатывал себе на жизнь производством и продажей на рынке такого товара. Раскупалось все очень хорошо и быстро. Теперь таких вещей почти нигде и не увидишь.
 Приехав в Москву, то же, как и отец, с липовой справкой бывшего колхозника, отец пошел работать, параллельно оканчивая среднюю школу. Поэтому при призыве на военную службу он имел уже среднее образование. До призыва и соответственно до войны он встретил и подружился с моей будущей мамой.
 За несколько месяцев до начала войны его перевели служить в артиллерийский дивизион, дислоцирующийся на границе, в Брестской крепости. За хорошую службу солдата, имевшего среднее образование, собирались назначить младшим политруком. Но началась война, и мой папа не успел получить это звание.
  22 июня 1941 года в 3 часа утра немцы начали бомбить нас. Первые удары приняли пограничники. Отец со своими товарищами успел выкатить свою 45- миллиметровую пушку, несколько раз выстрелить и после шквального огня немцев уйти в бастион. Там в течение нескольких дней бойцы пытались вести бои с превосходящим их по вооружению и численности врагом. Закончились для папы бои в окружении контузией и ранением в ногу. Его вынесли из бастиона друзья, и началась борьба за выживание. Я, будучи мальчишкой, несколько раз слышал выступления отца вместе с  уцелевшими товарищами по обороне и плену. Каждый раз я поражался тому, как они сумели выжить в тех невероятных условиях. Многое из тех воспоминаний было запечатлено потом  в документальных фильмах об обороне Брестской крепости, снятых в 2004 году непосредственно в крепости. Папа и его коллеги по обороне рассказывают и показывают те места, где шли бои. Годы прошли, нет на свете уже ни папы, ни его однополчан, но мы можем снова увидеть их живыми, услышать их голос.
 Три года плена выпало на его долю. Страшные воспоминания, о которых многие из них старались не вспоминать, а рассказывать тем более. В конце 1944 года отцу вместе с несколькими сотоварищами удалось бежать. Наши войска наступали, и немцы переводили пленных на запад. Воспользовавшись невнимательностью конвойных и убив одного из них, отец с друзьями пошли навстречу нашим солдатам. Шли долго, несколько недель, но вышли. Началась проверка каждого из них, которая сопровождалась лечением и восстановлением здоровья. Вес моего отца при выходе из плена был всего 40 кг вместо 70 кг по норме. Также и других бойцов.
 Организм восстановился, раны зажили, хотя и давали о себе знать всю его оставшуюся жизнь, и отец снова стал стрелять из пушки по врагу до окончательной победы.
  После окончания войны он не был сразу мобилизован и служил в армии еще около года. Вернувшись на родину весной 1946 года, он встретился с той девушкой, которая провожала его на службу, ждала и верила, что он вернется. Они с моей будущей мамой поженились и прожили вместе полвека. Через 4 дня после этого юбилея ее не стало.
 Папа, вернувшись из армии, решил выбрать для себя профессию строителя. Почему именно ее? Он не смог через много лет сформулировать причину его выбора. Наверное, это было чистая случайность. Но фамильные гены, направлявшие его только вперед к достижению своей цели, сыграли свою роль.
 Отцу, обязательно, как деду, прадеду и, видимо, все моим предкам надо было доказать окружающим, что они не хуже, а лучше многих. И ему это удалось. Начав с бригадира, потом мастера на стройке, по окончании курсов, без отрыва от производства, отец через 30 лет стал главным инженером и заместителем начальника строительного главка. Его всегда ценили, как высокого профессионала и постоянно повышали в должности.
 За участие в обороне Брестской крепости, во-многом, благодаря писателю С.С. Смирнову, чьи рассказы о героизме долгие годы слушали и смотрели по телевидению, наши граждане, отец получил первые награды: медаль « За победу над Германией» и орден Отечественной войны. Последующие юбилейные медали и ордена через годы перестали помещаться на его костюме. Он прожил долгую, и я  думаю, счастливую жизнь, доказав всем окружающим, что несмотря  на все пережитую им в детстве боль и незаслуженную со стороны той государственной власти обиду, состоялся, как личность.
 Не только, как профессионал и защитник своей Родины, но и как отец, сумевший многое передать мне, как его сыну. Главное - это веру в себя, в свои возможности, в способности добиться поставленной перед собой цели. И никогда не останавливаться на достигнутом,  находить в своей жизни то новое и неизведанное, которое дает  возможность познать себя,  помогать и поддерживать окружающих тебя людей.
 


Рецензии
Прошу заглянуть в мою работу "Детские воспоминания и о письмах Сталину". Там тоже упоминается Брест.

Светлая память всем, кто не вернулся с этой Великой Войны.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Ефим Т.

Ефим Туллер   21.10.2023 18:25     Заявить о нарушении