Абхазия

Очень давно, в семидесятые годы, была я в Абхазии, в Доме отдыха имени К.Н. Леселидзе, советского военачальника, участника ВОВ, Героя Советского Союза. Красивый, ухоженный санаторный городок на берегу моря Думаю, не более двухсот метров от него. Красивая природа в Абхазии. Я, конечно, объездила всё там. В наши славные советские годы это было легко и доступно. Не знаю, как там сейчас.
 Была в Сухумском Обезьяннем питомнике, в Дельфинарии. Обезьяны – они есть обезьяны. Всё равно интересно за ними наблюдать. А вот дельфины меня просто потрясли своей сообразительностью и исполнительностью команд своего «тренера»? Или кем он является для них? Воспитателем? Возили нас на Пицунду, куда-то ещё. Всё красиво, ухожено. Празднично. А в самом начале Краснодарского края, в самом дальнем пригороде Сочи гуляли мы по Дендропарку. Потрясли меня, конечно, секвойи. Я даже умудрилась привезти домой веточку этого хвойного дерева. Очень долго хранила её. Потом случился переезд сюда, Россию, почти бегство. Потерялась эта ветка.
 В самом Доме отдыха «Леселидзе» заполнилось мне, как в те дни по телевизору шёл фильм про Оноре Бальзака. Не помню названия. И искать в Википедии не хочу. Думаю, фильм сохранился в недрах нашего славного Интернета. Может быть, и посмотрю его как-нибудь. Так вот, что-то там, в фильме, произошло, перевернулся экипаж, в котором и ехал этот самый Бальзак. Да так, что погиб этот большой и уже известный писатель. Зрители начали охать, ахать, то есть , сожалеть о случившемся с несчастным. Дежурная по этажу (грузинка, абхазка, не знаю) перекрестилась (значит православная) и сказала: «Слава Богу, ещё один русский сдох». Её поправили, сказали, что не русский он, а француз. Дежурная ответила: "Какая раница? не грузин же он, а остальных не жалко, пусть сдыхают. Помню, не забуду до конца.
 Интересно, как сейчас к ним относятся америкосы?
Но я ведь совсем о другом очень давно хотела рассказать. О том, что меня просто потрясло там, на море. Нет, ничего особенного и тем более, романтичного. Обычная бытовая сцена. Но вот запомнилась она мне на всю жизнь.
Почему я оказалась вечером на самом берегу – не знаю. Может быть, хотела поплескаться перед сном в вечернем море? Не знаю, не помню. Скорее всего, я уже знала о том, что подобное вполне возможно здесь и совершенно безопасно, что никогда никаких плохих историй не происходило там. Потому так безбоязненно я и пустилась в это маленькое путешествие-приключение. Какое-то время пребывала там в полнейшем одиночестве. всё не могла решиться войти в ночное (вечернее)
море. Всё-таки решилась. Поплескалась немного и вышла на берег. Хорошо в море в любое время суток. Вскоре пришла семья – супруги с дочкой трёх-четырёх лет. Попросили меня присмотреть за ребёнком, а сами пошли купаться. Из короткой беседы с ними выяснила, что они – северяне. А там же, на Севере, все люди – братья. Я потом слышала это от северян же, какое-то время бывших нашими соседями здесь, на Тамбовщине.
Очень долго «северяне» наслаждались морскими волнами от совсем небольшого волнения самого моря. Ребёнок начал нервничать, плакать, звать маму и папу. Я пыталась успокоить девочку. Там же начинался самый настоящий шторм, хоть и совсем небольшой.
Она не успокаивалась, а плакала всё громче. Я, конечно, благодарна была этим людям за вот такое доверие к совершенно незнакомому человеку. Я бы никогда не пошла на такое.
Наконец, мама-папа вернулись из похода за удовольствиями. И с трудом успокоили своего, рыдающего от пережитого ужаса, ребёнка.
Вот такое «приключение» помню уже много-много лет.


Рецензии