Разговор с Айрис о странностях любви

Айрис Мёрдок осталась в прошлом веке, а любовь никуда не делась, она часть настоящего. Цитаты не раскрывают полноту жизни автора, но дают повод почувствовать его присутствие, пусть  воображаемое, и поговорить с ним, полагая, что автор отвечает в книгах. Иллюзия. Автор не обязан излагать, следовать, выражать точку зрения, он занят искусством слова. Но зеркало для читающего – вот оно, лист белый – говори, спорь и соглашайся с самим собой, а художник в своём времени, занят своим делом, никогда не прозрачный насквозь, у него свой зеркальный лабиринт. Реальность зазеркалья увлекает и очаровывает, можно потерять ориентацию… лучше ненадолго.

«Любовь — это крайне сложное осознание того, что кто-то кроме нас реален».

Любовь не работа воображения и не удовлетворение потребностей – впрочем, без того и другого тоже не жизнь. Любовь без исследования реальности предмета любви – детский каприз. Исследуя, осознаёшь. Но не сразу. Не все расположены к преодолению сложностей.

«Любовь — это когда центр вселенной внезапно смещается и перемещается в кого-то другого».

Смущён, смещён, перемещён – и понимаешь, что снова в центре, но другом – мир больше, чем казалось, жить интереснее.

«Разлюбить — это в высшей степени поучительно. Некоторое время видишь мир совершенно другими глазами».

Осознав, что мир, в который стремился, не твой, – возвращаешься к себе, но другой. Путешествия по иным мирам имеют смысл, если в путешествующем есть то, что способно исследовать и меняться.

«Потребность человеческого сердца в любви и в знании безгранична. Но большинство людей осознают это, только когда любят. Тогда они твердо знают, чего хотят».

Знать, чего ты хочешь, необходимо. Любовь делает желание осмысленным. Знать, а не выдумывать. Искать своё, а не подражать. Любовь находит уникальное, а не подиумные штампы. Уверенность, знание – в самостоятельности.

«Невинные и невежественные молодые девицы, вопреки своим обманчивым понятиям, вообще не способны спасать менее молодых и более образованных невротиков-мужчин».

Но развлечь могут. Ненадолго.

«Все мы по большей части живем в своем призрачном мире. Любят ведь тоже чаще всего в воображении».

Воображение создаёт наш личный призрачный мир, в нём мы, во всей своей телесности и предметности – планеты, а наши фантазии – атмосфера. Без воображения жизни нет. В нём появляется то, что находишь в реальности. Зазеркалье внутри. Реальность вовне.

Вспомнил, но автора не помню, – женщина сама выбирает мужчину, который её выберет. Легко получаем отражение в зеркале смыслов, – мужчина сам выбирает женщину, которая его выберет.

С выбором, впрочем, не всё так просто, потому что воображение не дремлет и вечно что-то не совпадает.

«Да, решающая проверка — насколько тебе нужно, чтобы человек всегда был рядом. Это — точная мера, это важнее, чем страсть, или восхищение, или любовь».

А если нет присутствия, если нет рядом того, кто необходим? – Тогда появляется Лаура и романтическая литература. Искусство возмещает недостатки суровой реальности.
И всё же, мера чего? Того, что это твой человек? – Не всё сводится к варианту старосветских помещиков, иной раз необходимы паузы, они восстанавливают полноту жизни.

«Чувства, если разобраться, существуют либо в самой глубине человека, либо на поверхности. На среднем же уровне их только играют. Вот почему весь мир — сцена, почему театр не теряет своей популярности, почему он вообще существует, почему он похож на жизнь, а он похож на жизнь, хоть и является в то же время самым пошлым и откровенно условным из искусств».

Про то, что весь мир театр, давно известно. Интересно то, что здесь указаны поверхность и глубина. Так в психологии находят сверхсознание и подсознание.
На поверхности то, что происходит как бы само собой, исчезая из поля осмысления, потому что тут и думать нечего.
В глубине то, что грозит извержениями, потрясениями и содержит источники.
Сознанию доверяется игра жизни, то среднее, что может принять облик чего угодно.
Без игры жизнь скучна. Но если в игре нет чувства, она тоже скучна.

«Выставить человека за дверь – лучший способ заставить его поразмыслить над тем, что осталось по ту сторону двери».

Что имеем, не храним… выставленный за дверь плачет… потом думает. Если не плачет, значит, чувства были лёгкие, туман и дым. Если не думает, значит, правильно выставили; на одних чувствах можно прожить только если ты любимая кошка.

Чтобы было о чём подумать, надо выставить себя из темы, закрыть дверь, уйти… но недалеко. Чтобы подумать и вернуться. Если дверь осталась закрытой, значит, плохо подумал… или не о том.

«К каждой мысли хочется возвращаться и размышлять над ней снова и снова, а ты еще не достиг и пятой страницы, а повествование увлекает вперед».

Оставить мысли в покое, дать себя увлечь… это мысль.

Дело за повествованием.


Рецензии
Когда выставляют за дверь, начинается остроумие на лестнице. Ох уж эти чарующие mots!

Гурам Сванидзе   19.09.2023 11:09     Заявить о нарушении
В подъездах лучше не в остроумии соревноваться, а тихо подняться на пару этажей и прильнуть к подоконнику... это из школьного детства... нет, из подросткового периода экспериментов по живому...))

Владимир Каев   26.09.2023 16:52   Заявить о нарушении
Я острил на лестнице. Всегда ощущал превосходство, пусть меня вытолкали в шею.

Гурам Сванидзе   26.09.2023 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.