О том, как Сова Книгу Мудрости нашла

Из Сказок Жар-Птицы

Краткое содержание в поэтическом изложении Альберта Горбатова

Свои облетая владенья,
Жар-Птица услышала звуки,
Будто бы всхлипы сомненья,
Печали и чьей-то муки.

На птичий был голос похожий.
То рыдала на ветке Сова.
Спросила, что её гложет,
Кто ущемляет права.

«Меня обижают люди,
Я прячусь от них в лесу.
Верят они и судят,
Что я им несчастья несу.

Я многим богам служила,
Многих знала в лицо,
Но никогда не вредила,
Никому не была подлецом.

Любили меня только кельты –
Я их к победе вела…
А мудрости книгу иметь бы,
То прежний почёт обрела».

В силу своих полномочий
Жар-Птица решила помочь ей.

Проходят огни, трубы, воды,
Сезоны плохой погоды,
Но книгу они находят
И с благодарной Совой уходят.


     Летая по лесам Руси, я, Жар-Птица, подружилась с птицей, которую раньше здесь не видела, не похожую ни на каких других. А было это так. Услышала я как-то ночью в глухом лесу крик: «У-ух, угу-ух, угу-гу-ух». И почему-то этот крик показался мне очень печальным. Я подумала: а вдруг кто-нибудь заблудился в этой жуткой чаще или еще хужё, никак не может выбраться из-под завала.

     Подлетела поближе, осветила лес своими перьями и заметила сидящую на ветке красивую птицу. У неё было круглое светлое лицо, опушённое нежными коричневыми пёрышками, большие жёлтые глаза, тонкий изящный клюв. К нему сходилась благородная треугольная чёлка. Особенно меня поразили перьевые ушки – ни у одной из птиц я таких не видела. А за ушками – настоящие уши! Ноги были оперены до самых когтей, так что казалось, что она надела пышные чулочки. А крылья у неё заходили за конец хвоста. В общем, это было какое-то чудо!
   
     Заметив меня, птица повернула голову почти что до спины. Не успела я и слова вымолвить, как она крикнула: «Нечего мне в глаза светить!». Накинула я на себя волшебное покрывало, которое всегда ношу под крылом, стала невидимой и спросила незнакомку, как её зовут, кто она такая, почему ей свет помешал, и отчего она так грустно кричит. И вот что она рассказала.

     «В этих краях зовут меня Совой, а прилетела я сюда, потому что отовсюду люди меня прогоняли, считая птицей зловредной, приносящей несчастья. Говорили обо мне разные небылицы, будто я краду по ночам детей или привлекаю к ним болезни, что я посланница ведьм да и сама колдунья - проклятья насылаю и удачу из домов уношу, смерть предвещаю.
     На самом же деле всё как раз наоборот, моя волшебная сила людям только на пользу. Криком предупреждаю их о возможном несчастье, но не я же его вызываю, наоборот, я прогоняю нечистых духов! Услышал крик совы – готовься отразить беду. Да стоит мне только посмотреть на роженицу, как ребёнку сразу станет легче появиться на этом свете. Мои перья могут быть талисманом, оберегающим детей и домашний скот от дурного глаза. Даже мои изображения защищают людей от голода и болезней.
 
     Но вместо того, чтобы почитать или хотя бы благодарить за благодеяния, люди изгоняли меня из своих домов и садов, где мне хорошо жилось, охотились за мной, выдирали перья – страшно вспомнить, что вытворяли с беззащитными совами. Днем мы видим хуже, чем ночью, яркий свет сужает зрачки настолько, что мы перестаем различать мелкие предметы, и наша волшебная сила слабеет, она же из глаз струится. Вот почему я и просила тебя не светить мне в глаза. А во тьме мы видим невидимое, чего люди не умеют делать, вот им и кажется, что мы служим злу, ведь зло по ночам выходит на охоту.

     Кричу же я печально оттого, что нет у меня друзей, с кем бы я могла вести душевные разговоры, рассказывать свои истории и слушать чужие. А ещё хотелось бы, чтобы люди ко мне хорошо относились, с почтением и уважением».

     Замолкла Сова, и я предложила ей свою дружбу. Стала прилетать к ней каждую ночь, и рассказывали мы друг другу сказки. Мои сказки собраны в этой книге – сама Сова предложила мне это сделать. А вот что мне Сова поведала, узнаете прямо сейчас.
 
     «Были в моей жизни и счастливые времена. Давным-давно служила я у греческой богини мудрости Афины - Провидящей. Вместе со Змеёй охраняла Акрополь. Я часто сидела на плече Афины, и, посылая с поручением, она меня выпускала из рук. И саму богиню называли «совоокая», а моё изображение даже чеканили на серебряных афинских монетах в 4 драхмы – вот какая мне была честь. Жители этой страны радовались, когда видели сову – священную птицу, а если мы, совы, пролетали над греческой армией перед битвой, то воины знали, что их ждёт победа. Мы жили в Акрополе, а некоторые из нас и в домах – рядом с людьми. И во многих случаях я помогала Афине, когда она кого-нибудь одаривала или наказывала.

     Потом Афина послала меня в другую страну, где жила её сестра Минерва. Стала я служить Минерве, но она уже не сажала меня на плечо, не брала в руки, и сидела я только у её ног.  Когда войска этого народа двинулись на север покорять другие племена, я сопровождала Минерву в этих походах.

     И вот дошли мы до моря, на берегах которого жили народы, называемые кельтами. У них я и решила остаться, потому что здесь совам оказывали наивысший почёт. Волшебники и чудодеи кельтов всегда носили на плече сову, потому что только она могла помочь им в колдовстве. А могущество их было велико: они умели голосом вызывать дождь или усыплять целое войско, могли воплощаться в животных и птиц, общались друг с другом на больших расстояниях, знали секреты чудодейственных напитков, придающих силу человеку, да много чего ещё.

     Об одном из таких волшебников рассказывали, что он, становясь дряхлым, не умирал, а засыпал и просыпался молодым и здоровым в другом обличье. Один раз он превратился в оленя, в другой – в дикого кабана, в третий – в большого орлана, потом – в лосося. Но, когда одна женщина съела этого лосося, он вновь родился человеком. А о другом говорили, что он умел читать в мыслях людей и мгновенно оказываться везде, где пожелает.

     У кельтов было множество чудесных предметов – меч «Отвечающий», который пробивал любую броню; кольцо, глядя в которое, можно было увидеть обитателей Волшебной Страны; шкура кабана, исцеляющая раны и немочи; котёл, неиссякаемой пищей из которого можно было накормить целое войско; копьё, всегда бьющее без промаха. Был конь, который одинаково скакал по суше и по воде, и свиньи, которых можно было поедать, но они оживали на следующий день. И была волшебная книга – Книга Мудрости, которая хранились в месте, не досягаемом ни для кого, кроме Великого Учёного.

     В этой книге не было букв, а только картинки, прикосновением к которым можно было вызвать действие, изображаемое ими. Гораздо позже у кельтов появились и обычные книги, и все они подчинялись Великому Учёному. Когда же тот умер, все книги упали с полок на пол. Книга Мудрости так и осталась там, где была, только никто теперь не знает, где это место находится, потому что дом превратился в развалины, и всё вокруг заросло лесом.

     Долго жила я у этих народов в почёте и уважении, участвуя в их делах.
Однажды я помогла кельтам вернуть волшебную арфу и музыканта Дагду, которого враги захватили в плен. Ночью мы с тремя друзьями арфиста подошли к вражескому замку, и, влетев в него, я обнаружила, что арфа висит на стене в пиршественном зале. Сев на плечо Дагды, я сказала ему, что у замка стоят его друзья, и он может бежать из плена. Дагда заклинанием позвал свою арфу. Он произнёс:

«Приди, Дуб, дважды зелёный,
Приди, песнь четырёх углов,
Приди, весна, приди, зима,
Звучите, арфы, волынки и дудки!»

     Арфа вернулась в его руки, и он сыграл три песни, подслушанные им на празднествах Волшебного народа. От грустной песни люди зарыдали, песня смеха привела всех в веселье. А третья песня навела на пирующих сон, и они заснули. Я провела Дагду через ворота, и он вернулся в свой клан.

     Но плохо было тем, кто нас не уважал. Богиня Синенд, отказавшись взять меня с собой в Страну Юности, погибла. Было это так. Она отправилась к источнику, над которым росли девять кустов мудрости и вдохновения и девять кустов поэтического искусства. В один час на них вырастали плоды и цветы, распускались листья, и затем все вместе падали в источник, поднимая на водах пурпурную пену. Нужно было выхватить из воды горсть цветов, плодов и листьев, не затронув пену. Если бы я была там, то легко сделала бы это своими когтями, но богиня зачерпнула рукой пену, разозлённые воды вздыбились, подхватили её и вынесли на берег, где она и умерла.

     Мы, совы, всегда сопровождали кельтов-воинов на битву. Воины не надевали никакой одежды, красили тело в синий цвет и делали на нем узоры, а волосы покрывали белой известью. Когда воинственные племена двигались по лесу, мы летели с ними, издавая наши боевые кличи, на которые волки отзывались страшным воем. И всё это вместе наводило на врагов неописуемый ужас.

     Но когда у врагов появилось оружие, силой превосходящее отвагу воинов, их копья и мечи, победа отвернулась от кельтов. Их владения становились всё меньше и меньше, их чародеи всё чаще навсегда уходили в Волшебную Страну, и я постепенно осталась не у дел. Перелетала я из одного места в другое, но нигде не находила привета и приюта, и вот теперь живу в этих лесах. Здесь спокойно, люди меня боятся, звери криков моих пугаются. Но тоскую я по настоящим делам, по славе и поклонению. Вот если бы у меня была Книга Мудрости, думаю, вернула бы я себе былой почет».

     Выслушала я Сову и так прониклась ее печалью, что решила помочь ей найти эту самую волшебную книгу. Попросила я Сову вспомнить, где жил Великий Ученый, но ей помнился только лес. Тогда я решила, что нам с Совой надо лететь в кельтские края. Так мы и сделали.

     Долго ли, коротко ли, но прилетели мы на какую-то каменистую пустошь, поросшую вереском. Бедная Сова так устала от трудного пути, что сразу же заснула, упав в душистую траву. Чтобы её ничего не беспокоило, я накинула на неё своё покрывало. К вечеру Сова очнулась и рассказала, что видела сон, в котором ей надо было найти дерево мудрости с пятью магическими знаками: справа от ствола, слева от ствола, поперек ствола, сквозь ствол, вокруг ствола. На этом дереве ей надо было просидеть три дня и три ночи, и тогда ей откроется, что делать дальше.

     Взлетела я высоко-высоко, чтобы видеть всю землю, и в отдалённом лесу заметила дерево, показавшееся мне необычным. Это был огромный тис. Подлетели мы к тису и увидели магические знаки. Сова поприветствовала дерево и устроилась на нём, а я решила посмотреть эту часть земли, в которой раньше не бывала.
 
     Через три дня я вернулась к тису, и Сова рассказала мне, что она узнала.
В первую же ночь Сова, проголодавшись, съела несколько красных тисовых ягодок и поняла, что она понимает язык дерева. Тис рассказал о мудрости деревьев, которые растут в трёх мирах: корни под землей, куда уходит прошлое; ствол и ветви – в воздухе, где происходит настоящее; листья же соприкасаются с невидимыми духами, живущими в небе и ведающими будущее. Оттого мудрость деревьев более глубока, чем человеческая. Развесистые ветви заключают в себе и мудрость времён года, когда в течение года на дереве появляются листья, потом оно цветёт, приносит плоды и снова сбрасывает листья. Поэтому дерево всегда знает, какие события происходят в каждое время года.

     Ещё тис велел Сове быть внимательной в следующую ночь, когда налетит ветер, и она должна понять, о чём он ей говорит.

     Вторая ночь была беспокойной. Ветер так раскачивал ветви тиса, что Сове пришлось прижаться к стволу, крепко ухватившись когтями за ветку. Шум был страшный, но Сове с её чутким слухом удалось разобрать, что ветер обещал ей подарить вещий сон.

     Днём ветер утих, и Сова сладко заснула. Ей приснилось, что на берегу реки Соверн в Лидни есть разрушенный храм, в который она должна войти. Около входа в храм стоят две статуи в виде людей с двойными головами, смотрящими в разные стороны, а между ними – камень с отверстием, через которое нужно пройти внутрь.
Ночью Сова бодрствовала, ей казалось, что ягоды тиса вспыхивают красными огоньками, а в кроне голоса шепчут: «Запомни заклинание!»:

     "Перед дверью в камне я ищу проход в храм, где хранится знание. Я ищу скрытую мудрость. Я хочу знать, где спрятана Книга Мудрости. Откройте мне дорогу к книге Великого Ученого!"

     Днём я слетала к реке Соверн, увидела руины храма, и в сумерках мы с Совой отправились к этому месту. Сова встала перед камнем между тисом и березой, прошептала нужные слова и проскользнула через отверстие в камне. А потом я увидела её парящей над руинами с веточкой бузины в клюве. Сова сделала несколько кругов, как бы приглашая меня следовать за ней. Я так и поступила. Мы летели, а веточка бузины как будто указывала ей направление.

     Остановились мы в глухом лесу. Там, в самой непроходимой чаще и находились развалины дома Великого Учёного с его рассыпавшейся библиотекой. Мы, конечно, не могли разобрать завалы. Я предложила сжечь их, но Сова побоялась, что и Книга Мудрости тоже сгорит. Мы решили, что Сова останется жить в этом месте, а я буду летать по свету и сообщать людям о том, что Книга Мудрости нашлась, и что каждый, кто ищет великого знания, может попробовать добраться до книги, предварительно спросив разрешения у Совы. А я укажу такому смельчаку дорогу. Вот почему я рассказала вам эту историю.

 


Рецензии