Тема Мат Конём в Челябинском сборнике

Продолжаем комментировать Челябинский методический сборник по шахматному всеобучу 1983 года.

Сегодня мы остановимся на теме номер 4 Занятия №18 на стр.89-97
Тема всего занятия «Типовые матовые позиции»
Вот что пишут В.С. Кибизов, В.Д. Яценко, Б.Р. Зинин на стр.89 (цитата):
«Учитель предлагает учащимся вспомнить понятие шаха и мата. Учащимся предлагается выполнить матовые позиции из занятий, на которых они знакомились с ладьёй, слоном, ферзём, конём, пешкой. Обратить внимание на типичные матовые позиции – матовые картинки, которые необходимо запомнить каждому шахматисту, чтобы затем в шахматной партии узнавать их и выигрывать, ставить мат уже по известным образцам. Нам представляется целесообразным на первом занятии показать те матовые позиции, где проявляются профессиональные качества и способности отдельных фигур, другие же фигуры выполняют вспомогательную роль.
На втором уроке учитель может подобрать типичные матовые позиции с сочетанием идей, разнообразием тактического взаимодействия действующих фигур.»
Конец цитаты.

Далее перечисляются позиции для матующих фигур в таком порядке
1.Ладья
2.Слон
3.Ферзь
4.Конь
5.Пешка
Логика перечисления фигур проста. Самая понятная фигура – вертикально-горизонтальная ладья, затем диагонально ходящий слон, далее ферзь как синтез ладьи и слона и только теперь конь, как отрицание ладьи и слона, то есть антиферзь. И в самом конце пешка.
Мы же начинаем комментировать с матующих позиций коня, как самой простой фигуры
Но вначале отнесёмся в целом к изложению 19-го занятия.
Разумеется меня так и тянет повеселиться и поострить насчёт того, что в 1983 году в стране, где дети умели материться с трёхлетнего возраста третьеклассникам (а именно на них рассчитано было всё это пособие по шахматному всеобучу) первым делом предлагалось вспомнить понятие шаха и мата. Тут надо особо подчеркнуть, что шах в глагольной форме содержит в себе мат без искажений. Проблема в том, что любой мат в шахматах – это в то же время ещё и шах. Это именно «последний шах» в шахматной партии и даже известна чудесная книжечка, которая так и называется: «Последний шах».
Мне посчастливилось несколько часов в Москве, в редакции «64» наблюдать как истово Виктор Львович Хенкин – автор этого шедевра – анализирует окончание ладья и две пешки против ферзя! Часы проведенные в сообществе с этим выдающимся автором не покидают мою память уже более трёх десятков лет! И потому мне так приятно продемонстрировать дорогим Читателям, какими именно позициями открывается четвёртая глава в этом шахматном бестселлере, выдержавшим уже три издания: в 1979, 2019 и 2021 годах.
Уверен. Вы узнаете знакомые очертания позиций из Челябинского пособия.
Но что особенно радует: и у Хенкина и у Кибизова – о чудо – это Четвёртая тема!
Правда у Хенкина на 4 года раньше.
А вот наш великий автор учебников шахмат для самых маленьких Игорь Сухин.
А как он начинает эту тему в книге для малышат?
На странице 217 мы видим вот такую картину и вот такое сообщение:
«Потом Незнайка показал человечкам четыре положения, где мат чёрному королю поставил белый конь. Вот такие:»
Особенно в этом тексте меня – древнего поклонника наидревнейшей Чатуранги, умиляет слово «четыре»!
Вновь повторим отрывок из Челябинского сериала:
«учитель может подобрать типичные матовые позиции»
Вот видите! Подбирают!!
Но нам надлежит отрефлексировать «подобранное».
На первом месте стоит позиция спёртого мата, впервые упоминаемая еще – если верить Виктору Львовичу  (а разве можно мне ему не верить?!) испанцем Лусеной в 1497 году!
В чём же её притягательная сила, если она уже более пятисот лет является самой «публикуемой» шахматной позицией?

В первую очередь это победа «духа» над презренным материалом, энергии над телесной массой.
Конь в одиночку побеждает целую армию!
При этом в отличие от других фигур, действующих всегда открыто, по видимым траекториям нападения, по линиям распространения силы, конь действует исключительно эффективно из «закрытых» позиций. Между ним и королём противника стена из фигур, и все они оказываются абсолютно бесполезны! Больше того: именно это собственное окружение губит своего короля по сути помогая коню противника.
Парадоксальная позиция! Король скрылся из глаз, защищён «выше крыши» и всё тщетно!
Сейчас постепенно появились технологии проведения операций из закрытых позиций и на войне, и на хирургическом столе.
Свита Воланда в «Мастере и Маргарите» отмечает это особо.

; Так на чем мы остановились, драгоценная королева Марго? ; говорил Коровьев, ; ах да, сердце. В сердце он попадает, ; Коровьев вытянул свой длинный палец по направлению Азазелло, ; по выбору, в любое предсердие сердца или в любой из желудочков.

Маргарита не сразу поняла, а поняв, воскликнула с удивлением:

; Да ведь они же закрыты!

; Дорогая, ; дребезжал Коровьев, ; в том-то и штука, что закрыты! В этом-то вся и соль! А в открытый предмет может попасть каждый!

Коровьев вынул из ящика стола семерку пик, предложил ее Маргарите, попросив наметить ногтем одно из очков. Маргарита наметила угловое верхнее правое. Гелла спрятала карту под подушку, крикнув:

; Готово!

Азазелло, который сидел отвернувшись от подушки, вынул из кармана фрачных брюк черный автоматический пистолет, положил дуло на плечо и, не поворачиваясь к кровати, выстрелил, вызвав веселый испуг в Маргарите. Из-под простреленной подушки вытащили семерку. Намеченное Маргаритой очко было пробито.

; Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, ; кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита. У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно.

; Драгоценная королева, ; пищал Коровьев, ; я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках!

«В открытый предмет может попасть каждый!»
Вот эта способность Коня попадать в закрытые фигуры, проникать сквозь стены и создаёт славу этой позиции. И учитель спешит познакомить юное создание с самой фантастической фигурой на шахматной доске, стремится поделиться восторгом, пережитым когда-то и им самим. Ибо восторг переживает каждый, кто знакомится впервые.
И как это возвышенно: один против всех!
Бесстрашно!
Вплотную!
Внезапно!
Мгновенно!
Невероятно!
В этой позиции неземное происхождение шахмат абсолютно доказано!
Если угодно – в ней предъявлено доказательство бытия Божьего.


Рецензии