Неаполь зимой 2014-го

                                   
Еду на Босфор. Это я так думаю. Что на Босфор. А на самом деле - мне не очень понятно: Босфор это или не Босфор. Потому что 26 января 2014 года я услышала совершенно разные мнения людей по поводу места нахождения Босфора. И именно 26 января 2014 года я усвоила такую вещь: не надо доверять людям, как бы уверены они не были в своих высказываниях. Надо рассчитывать на свои знания и опыт. Кое-какой опыт-то есть. А вот знаний не хватает. Вот чтоб мне заранее ознакомиться с географической картой мира, конкретно проследить, где конкретно протекает Босфор. А я доверилась интернету. То, что я выписала касательно этого замечательного пролива - не соответствует действительности. В общем, сложен и труден был мой путь к Босфору, но я его так и не увидела... Тема "Неаполь". Не странно ли -  начало ошеломляет... Читатель решит, что я Босфор разыскивала в Неаполе... в зимнем Неаполе...  Это не так. Я ещё не "совсем", всё-таки какие-то элементарные познания из области географии имеются. А разыскивала я Босфор, столь ярко и колоритно воспетый поэтами, - по пути из Неаполя. Это мой литературный ход: начать рассказ о своём неаполитанском путешествии с финиша - с последнего дня поездки. Поскольку перелёт был с пересадкой в Стамбуле и ожидание московского рейса равнялось ни больше, ни меньше - 6 часам. Уж думаю: за 6-то часов успею и на Босфор взглянуть, и на Собор Святой Софии, и по историческому центру пробежаться. Главное удобство, что турки додумались прокопать метро прямо до аэропорта. Очень мудрый шаг. Но - "загад не бывает богат". Преграды появляются неожиданно и там, где их не ждёшь. Вместо 6-ти часов свободно-стыковочного времени у меня оказалось 5... И не потому что самолёт припоздал. Отнюдь. Турецкие авиалинии, которыми я воспользовалась на этот раз, были точны по минутам. Подвела меня моя же перестраховка. Я подошла к служителю аэропорта Ататюрк, с заранее заготовленным вопросом на английском (на бумажке): мой рейс вылетает вовремя? Чтоб быть уверенной и спокойно предаться прогулке по Стамбулу. А он подтвердил точное соответствие часам вылета и не допуская мысли, что я рвусь на волю, подтолкнул меня к стражам по досмотру - и я не успела сообразить, что это верный путь в зал для транзитников... А мне-то надо в паспортный контроль - и Стамбул покорять! Короче, "просветили" меня вместе с моим рюкзаком и оказалась я в "дьюти фри". О как я зла была, на себя, на того чувака, который тупо загнал меня в ловушку. Как вот теперь отсюда вырваться?! Ношусь по всем залам, кидаюсь к охране, к таможенникам-досмотренникам, те - не поняв меня, отсылают к информационной стойке. Там - своя очередь. Каждый со своим вопросом. Дождалась - шагаю к окну - юное лицо, весёлые глаза. Спрашиваю: по-немецки понимаете? Он: нет. А по-русско-тургеневски? Смеётся. Но я настырная! От меня так просто не отделаться. Он понял. Позвонил русско-говорящей даме, и я с ней побеседовала по телефону. Слава богу, вновь забрезжил путь в Стамбул! Выбралась. Доскакала до метро, разобралась с жетонами. Еду. И думаю: всей намеченной мной программы по Стамбулу мне не осилить. Надо выбирать: Святую Софию с Историческим центром или Босфор. Нормальный турист выбрал бы Софию с Центром. Но я - не нормальный турист. Я стремилась хоть взглянуть на этот замечательный пролив. И, как выяснилось - не сумела. А всё почему? Плохо учила географию в общеобразовательной школе... Тут всё сыграло роль: и география, и иностранные языки... Короче - сначала я держала путь,чётко соответствующий информации, почерпнутой из интернета. Ехала до станции - сейчас не смогу ни написать, ни огласить - она у меня в блокноте зафиксирована. Без репетиции её не выговорить... Именно эта станция обозначена в интернете, как наиболее приближённая к искомому заливу. До неё я ехала- не поверите - два часа... И даже ещё не доехала. До финиша мне оставалась одна станция после двух пересадочных моментов с большими перегонами. И вот на последнем этапе перед этой станцией - попадается вдруг в вагоне девушка - очень русскоговорящая. И она-то разочаровала меня - я напрасно строила иллюзии,что до Босфора один шаг... Опять - второй раз за сегодняшний вечер меня подвела страсть к перестраховке. Я вновь открыла рот, чтоб у немногочисленных пассажиров спросить и убедиться в своём правильно выбранном пути. И вот что из этого вышло... Во-первых все четыре пассажира, находящиеся в моём вагоне стали между собой спорить, где именно плещется Босфор... Нуууу, думаю, если эти люди, которые здесь обитают, не уверены насчёт места проистекания пролива... Вряд ли они пустились в споры, если б они здесь были в качестве новых гостей. Раз бьются в споре, значит, знают... Но каждый доказывал своё. Я была в замешательстве... Повергла людей в жаркие дебаты...А мне - что? Кому верить? Отдала предпочтение русскоговорящей девушке. Потому что другие трое - лопотали каждый на своём: один на турецком, второй - на английском, третий - на каком-то смешанном наречии. Ну вот, а девчонка объяснила мне на русском, что мне надо вернуться на две станции назад по этой же линии. И, якобы, пройти совсем чуть-чуть - и вот он, Босфор! В тот момент я была счастлива! Я у цели! Девушка была очень убедительна. Выхожу на той станции, куда она меня направила. На выходе опять! - в третий раз - перестраховываюсь-переспрашиваю (!). Юноша-турок. Шёл чуть впереди. Больше никого. А спросить - так и распирает! Прям, какой-то топографический мазохизм... Ну и спросила... А он что? - А никакой это не Босфор, говорит.. Это простое море, - говорит... Может, девушка и не нарочно отправила меня сюда? Я вдруг припомнила - вот только сейчас припомнила такую её реплику мне на прощание: "вы спрашивайте, где дени, - дени по-турецки - море. Ведь Босфор - это часть моря! С этим трудно не согласиться... Да, проливы - это часть морей... Девушка по части географии хорошо образована! Почти как  я! Чую,  всё! пролива мне не видать в эту поездку. Мне уже надо поворачивать назад, в аэропорт; ехать-то тремя видами транспорта. Но как же мне хотелось побывать на Босфоре! Чтоб я не могла спеть романтический речитатив: "никогда я не был на Босфоре. Ты меня за это не вини!!" Итак - юноша-турок изрёк, что это не Босфор, а самое простое море... И тут же- начал строить планы - по поводу организации морской прогулки для меня до Босфора... Нет, говорю со злостью, у меня самолёт... Но я всё равно по инерции подошла к набережной, вглядываясь в морскую пучину. Было уже темно. Восемь часов вечера. Ветрина - жуткий! Меня просто сносило и роняло! Постояла, посозерцала морскую стихию. Кто-то двое с удочками стояли на причале. Кричу с надеждой (понятно на что - с надеждой!) им против ветра: "Это Босфор?" А они мне по-английски: "Это рыба!" И весело машут удочками. Зашибись... Поговорить о Босфоре не с кем... Делать нечего: пора возвращаться. Надо ведь улететь. Иду. Навстречу ещё одинокий прохожий. Думаю, дай спрошу ещё раз. Чем больше информации, пусть даже полярно взаимоисключающей - можно ведь умело отфильтровать... У меня уже охотничий азарт... Прохожий неожиданно оказался узбеком. Очень хорошо изъясняющимся на русском. Над моим вопросом он недолго размышлял. И вынес решение: это не Босфор. До Босфора ещё плыть и плыть, час с лишним. Не вплавь, конечно. На катере. Я взмолилась: покажите хоть в какой стороне Босфор! Он удивлённо посмотрел на меня. Он углядел в моём взгляде мучительную тоску по Босфору. Он махнул рукой вправо. И я стояла и смотрела, смотрела и стояла... Туда, в том направлении. Ну что ж, сказала я себе, - я сделала всё, что могла... Я очень упорно шла к Босфору... Доехала ведь до конечной станции под названием Аксакая, пешком дошла до станции Еникапи, а потом - до Sickere - это куда меня девчонка русскоговорящая перенаправила... Но Босфор мне так и не открылся. Пока. Значит, время не пришло. На данном этапе высветилось пока только направление... Если верить узбеку. Наверно, так надо, что я не достигла Босфора. Но я не торопилась осуждать всех этих людей, которые очень искренне и добродушно старались мне подсказать. Они это делали так тщательно и внимательно... Действительно было велико их желание мне помочь. Очень отзывчивые люди. Я их почти полюбила... Я не сразу отправилась в аэропорт. Ещё одна идея сидела у меня в голове. Опять же- из интернетной информации - ещё в Москве - я узнала, что на одной из пересадочных станций Еникапи - по пути к Босфору (теперь, как выяснилось - по ложному пути!) - где-то неподалёку от этой станции находятся обломки потонувшего корабля, происхождение которого историки определили и датировали пятым или шестым веком. Я не была уверена, что вот так сразу набреду на эти остатки древнего судна. Но с надеждой прошлась немного вдоль набережной. Пристально вглядывалась в береговую полосу. Нет, никаких обломков, ни даже очертаний... Вот теперь, думаю, самое время возвращаться в аэропорт. По дороге назад мне повезло больше. Я не скажу, что я вдруг увидела Босфор. Я не про то. С Босфором я успокоилась. Вернее, без него. Мне повезло с попутчиками. Милые люди. Подсказали, как побыстрее и поэкономнее доехать до аэропорта. Молодая турецкая семья. Очень красивые муж и жена - совсем юного возраста. Девчонке я бы дала лет 17. А при них дитё - годика 4... Короче - я их "не разводила", и в мыслях не было. Просто - подошла со своим ненавязчивым вопросом... Не про Босфор, конечно. Сегодняшнюю проблему недостигнутого мной пролива я "отпустила", смирилась. Ну что ж биться-то, коль не судьба. Присутствие хоть невеликого элемента фанатизма омрачает любое мероприятие. Видимо, слишком я была одолена идеей Босфора. Вот меня и не вывел господь... Да, про юных моих попутчиков. На автобусной остановке я поинтересовалась у юного папашки про автобус в сторону метро. Он мне тут же, не ломаясь, не кокетничая подсказал. Нужный автобус через пару минут подкатил. И этот юный мальчик помог погрузиться в автобус. Оплатил мой проезд. Я его не склоняла к спонсированию. Честно. Просто я пыталась оплатить жетоном. В интернете было написано, что в Стамбуле и метро, и автобусы, и трамваи оплачиваются одними и теми же жетонами. Вот я и искала в автобусе автомат с дырочкой для жетонов. Молодая семья пришла в неописуемое веселье - видя мои метания по автобусу. В итоге молодой муж, он же -  папа - отправил меня в салон автобуса, а своей картой оплатил мой проезд. У меня в рюкзаке была единственная русская шоколадная конфета "Маска". Я угостила их. От души. Они вновь рассмеялись. Их дочка не отрывала взгляда от моей трёхцветной пёстрой причёски... Ну это и понятно...

                              Неаполь

В Неаполе хотела... крррррррови... Святого Лоренцо!.. В San Lorenzo Maggiore она хранится всегда в жидком состоянии. Но я не успела... Убогие неаполитанцы... путали меня, путали... Я шла по адресу этого храма: Via dei Tribunali, 316. А прохожие посылали меня не туда. Я чётко называла название собора с адресом, а они меня перебивали: мол, это не San Lorenzo Maggiore, а San Glovanni Maggiore. С этими, которые меня поправляли, я не продолжала диалог, шла упорно дальше. Периодически пыталась вновь предпринимать попытки с расспросами по искомому адресу. И все меня уверяли, что в Неаполе нет San Lorenzo Maggiore. Я уже выбилась из сил, решила искать сначала улицу. Вышла. Теперь задача найти собор по номеру дома. Тут сложнее. Потому что нумерация зашибенная... не по порядку. Но я в Берлине набралась большого опыта по части розыска домов в порядке нумерации. Вернее, в беспорядке нумерации. В Берлине более закручена нумерация. Никаких "чётных" и "нечётных" сторон. Всё лепится подряд. А в Неаполе как-то по-другому - некоторые номера - отсутствовали, номера домов перескакивали, невозможно отследить. Но я дотошная, всё-таки нашла 316-й дом. Вот, господа неаполитанцы! - существует San Lorenzo Maggiore! Но я опоздала, - на кровь Святого Лоренцо возможно было взглянуть только до 17.00. А то они мне доказывали лишь про Glovanni. Я знала: есть и Glovanni. Потому что мой отель в двух шагах от этого собора, по улице Mezzokannone. И там ничья кровь не содержится. Я точно знаю, потому что заходила туда.
В этот раз я многое не смогла отыскать. С большими препятствиями протекало нынешнее путешествие. Но кое-что находилось. Например, театр Mercadante. Я очень успешно попала 24 января в 21.00 на представление "LE SORELLE MACALUSO" ("Сёстры Маллузо"). Автор сценария и режиссер Эмма Данте. Вообще- билетов на этот день и час (24.01 на 21.00) не было. Но перед самым началом спектакля какие-то остатки появились в кассе. Мне всё равно, было, откуда они вдруг возникли. Мне очень любезно объяснили в кассе, что мне надо подождать минут пять, и всё устроится. Я терпеливо ждала. И дождалась билета в левую ложу. Про театр ещё будет идти речь. Во мне пока идёт процесс послевкусия спектакля. Мне ещё необходимо некоторое время для того, чтобы передумать, пережить, переосмыслить эту постановку. Перемещу своё внимание на неаполитанские пейзажи. Такая высоко-художественная тема; очень вдохновляющая. С пейзажами, изображающими неаполитанский залив, я была и ранее знакома. По картинам Александра Иванова, Ивана Айвазовскрого. Перед отъездом в Неаполь я ещё раз просмотрела альбомы с картинами этих художников. Чтобы ощутить дух, атмосферу этого экзотического города. "Близ Неаполя", "Туманное утро в Неаполе", "Вид на Везувий из Неаполя", "Гавань в Сорренто близ Неаполя". Гуляя по набережной, я воспроизводила в памяти эти картины. Их изображение почти что совпадало c моим реальным восприятием здесь и сейчас - на берегу неаполитанского залива. Но вот у Александра Иванова "Набережная Мерджеллина В Неаполе" - тут были очень существенные расхождения. То, что я видела на картине и то, что наяву - 25 января 2014 года - небо и земля. Я шла именно по набережной Мерджеллина. Специально вышла на станции метро, которая так и называется: "Мерджеллина". Шла и не узнавала... У Иванова на полотне скакали лошадки с повозками, барышни с юношами ведут неторопливую беседу, тут же неподалёку торговки, деловито раскладывающие сельскохозяйственную продукцию... И одеты все, конечно, по моде 1846 года (по дате создания картины) 1846. Чудесные пейзажи. И я невольно искала сходства между картинами и современной жизнью. И не находила... Оно и понятно: картины были созданы в середине 19 века... Неаполь ещё не был городом, так насыщенным домами в стиле модерн. Сейчас не то. Не тот неаполитанский залив... И лошадок нет... Но я погуляла 25 -го - вечером. Долго шла. Путь мой лежал через Castel dei Ovo - это своеобразные ворота Древнего Неаполя. Крепость. Очень большая. С витиеватыми лабиринтами и многочисленными ходами, как и положено крепости. Высоченная. Забравшись на самый верхний ярус, я глянула вниз и обомлела! Высота над уровнем моря - метров 200. У меня, конечно, глазомер не точный. Но мне показалось, что метров на 200 внизу плескалось море. Значит, по вечернему неаполитанскому заливу я прошлась. И думаю: надо бы для полной программы и по утреннему неаполитанскому заливу пройтись. Это желание вполне осуществимо. У меня оставалось в запасе ещё одно утро. А это много: ещё одно утро! 26 января. Потому что самолёт мой отлетал из Неаполя в 13.55. Уйма времени. Если не давать волю снам. Не время спать, когда в Неаполе не выполнена программа минимум. Итак, я себе даю установку пробудиться в воскресенье 26 января пораньше. Проснулась в 5.42 утра. Лёгкая зарядочка, душ, - всё в темпе. Я рассчитывала вернуться в отель часам к 11. Как раз - время сдачи номера, и отъезд в аэропорт. Время примерно прикинула. Всё должна успеть. Отправилась прямиком к набережной. И вовремя. Только-только поднимался восход солнца. Какое чарующее зрелище!! Недаром художники воспевали это природное явление - и именно в Неаполе. Потому что это действительно впечатляющее зрелище! Мне на восходе гораздо приятнее и отраднее гулять по неаполитанской набережной, чем на закате. Новый день вставал над Неаполем! И я была свидетельницей этого красивого волшебного дня!! Было около семи часов, набережная ещё совсем пустынная. Только одинокие бегуны проскакивали мимо. Я шла вдоль залива и наслаждалась прекрасными картинами. Везувий отчётливо просматривался чуть вдалеке. Как же замечательно я себя чувствовала! Я шла с огромным удовольствием и с чувством собственной свободы и собственного достоинства. Мне было очень радостно и счастливо осознавать себя в таком спокойно-независимом состоянии. Прошла большое расстояние: почти от Виллы Комунале (это зелёный парк на берегу залива), через порт Моло-Беверелло, потом вышла к собору Джезу Нуово. И затем проехала до музея Каподимонте. Это огромная коллекция художественных картин. Богатейшее собрание. Много залов, несчётное количество. Я, конечно, не ставила своей задачей всё обойти. Но я из путеводителя почерпнула информацию, что в этом музее есть картины П.Брейгеля, Караваджо, Эль Греко, Тициана. Именно на них я и хотела посмотреть. Потому что мне в музее можно было рассчитывать примерно на час. Этого часа мне вполне хватило, чтобы насладиться двумя картинами П.Брейгеля: "Слепые" и "Мизантроп", Караваджо, Эль Греко. Я сразу же при входе в музей выяснила, в каких именно залах находятся эти картины и - вперёд, на свидание с Брейгелем, Караваджо... Какое прекрасное утро!!... Восход на неаполитанском заливе, картинная галерея, потом - 30-минутная прогулка по садику, который окружал музей Каподимонте. Этот садик очень популярен среди неаполитанцев-спортсменов. Бегуны, бегуны, роллеры, велосипедисты... Я когда вошла в этот парк, мне надо было срочно уворачиваться от спринтеров и стайеров. В какой-то момент, я решила подыграть им - и бодро побежала вместе с ними в колонне. Они не возражали и даже были рады. Вот и после музея я решила немного задержаться в саду. Там был такой "прекрасный славянский воздух"... Что я решила наряду с другими спортсменами позаниматься физическими упражнениями. Тем более - там никому ни до кого не было дела. Каждый был занят своим духом и телом. У каждого были свои задачи, цели и методы достижения этих задач. После своих физических упражнений на балансы я себя почувствовала ещё прекраснее! Надо было уже потихоньку двигать в отель. Назад я ехала очень весело. В автобусе окунулась в самую гущу простых и добродушных неаполитанцев. Но об этом - в следующей серии.
Значит, после уютного зелёного садика Каподимонте я погрузилась в первый попавшийся автобус. Весь общественный транспорт из района Каподимонте двигается по направлению к центру. Я поступила несколько опрометчиво, усевшись в автобус, предварительно не посоветовавшись ни с водителем, ни с местным населением. Проехала 5-6 остановок, чую - едет бас как-то не очень в центр. И всё круги наматывает. В Неаполе, кстати, много окружных трасс и развязок. На очередном "кружке" решила выгрузиться. Да, а ездила я по трёхсуточному проездному. Удобно - необычайно. Все виды транспорта+фуникулёры, все зоны, да ещё и пригороды! Я по нему и в Помпеи съездила, и в Сорренто заехала. В Сорренто именно заехала! Так как не планировала. Я планировала поездку в археологическую зону на раскопки Помпеи и затем подняться на Везувий. Осуществились только Помпеи. На Везувий - чтоб полюбоваться на кратер - доступ зимой сильно ограничен во времени: восхождение допустимо до 15.00. А к подножию Везувия ещё ехать надо было от Помпей минут 40. А я с развалин помпейских вышла в два часа с небольшим - совсем чуть-чуть опоздала на последний автобус. Я и не мыслила, что на возможность покорить легендарный вулкан отводится столь незначительное время. У бедных туристов совсем мало времени. Не в семь же утра выезжать из отеля! Хотя -- об'ективно говоря - это вполне реально! Но я, правда, поздновато вышла: отъехала от Центрального вокзала на паровозе лишь в 10.46. В разрушенный исторический город вошла в 11.30. И бродила до 14.00. Но не просто бродила. А целенаправленно, с путеводителем и с картой в руках. Путеводитель московский, а карту мне выдали вместе с входным билетом. Мне хотелось обязательно посетить несколько важных точек в Помпеях: Вилла Мистерий (там сохранились уникальные фрески с изображением важного обряда, возможно, это подготовка невесты к свадьбе). Дом Фавна. Там у меня был послеполуденный отдых с перекусом. Именно послеполуденный, (я приблизилась к нему в 12.20 - так вышло, я не нарочно!) Будто как у Нижинского в парижских сезонах... Потом - Большой театр, обязательно, как это - в Помпеях и без театра?! И - термы. Стабиевы термы. Бани, то есть. На потолке в мужской раздевалке там сохранились красивые библейские сюжеты. Лупанарий - публичный дом - я не стала отыскивать. Не знаю, почему не пошла туда... 
Когда выяснилось, что я опоздала на Везувий, вдруг подумала: ведь я ехала в Помпеи на поезде, конечная станция которого - Сорренто. Этот город мне знаком по песне, которую призывно исполняла Агузарова: "Вернись в Сорренто! Вернись, вернись!!..."  И решила неожиданно: "А поеду-ка я в Сорренто!" Времени-то ещё мало, около трёх часов дня. Успею "вернуться в Сорренто" и погулять по городу. Вернулась. В Сорренто. Сейчас (21 февраля, спустя почти месяц после путешествия в Неаполь) вдруг вспомнилась дорога в Сорренто. Попивая в Москве мятный чай с лимоном, в памяти возник фрагмент дороги по ж/д в сторону Сорренто. Когда большую часть пути меня сопровождали лимоны за окном поезда... От Помпей ехала минут 30 на паровозе. Всю дорогу смотрела за окно. Великолепные виды. Море, отвесные скалы, равнинные скалы. Домики на возвышенностях красиво и живописно лепились... Лимонные деревца с ароматными плодами стучались в окна электропоезда. Такое поэтическое зрелище. Январь, Неаполь, плюс 12 по Цельсию. Лимоны стучаться в поезд, следующий до Сорренто... Очень плотно разрослись деревца... Лимоны буквально ломились в окна... Приятно было осознавать, что в январе месяце я созерцаю спелые лимоны... И опять - в который раз в этом году - я ощутила себя свободной и вольной... Какое счастье!!
От ж/д станции Сорренто до набережной совсем близко. Шла минут 7. Но какой же там шуровал ветер... Чем больше я приближалась к берегу, тем сильнее задувал ветрище.  Я впервые испугалась по-настоящему! Такой ветер мог запросто сорвать какой-нибудь железный щит или ствол дерева, или ещё что-нибудь... И это что-нибудь воткнётся в меня... Это не шутка - под таким ветряным напором гулять. Я шла по узкой улице к берегу, народу - ни души, а из проезжающей мимо меня машины водитель мне делал предупреждающее внушение. Это было понятно без перевода. Но я упорно шла. Как это - "вернуться" в Сорренто и не дойти до залива? И я сделала это! Дошла!! Слава богу, в меня ничего не воткнулось! Даже на берегу смогла выстоять минуты две... Это очень много, если учесть, какой скорости в секунду достигал порыв ветра... Потом преодолевала путь назад, теперь уже - ветер подталкивал в спину... Обратная дорожка меня вывела наверх в парк. Парк возвышался над берегом. Красивый вид открывался на морской залив.
                                                               
В зелёном, бушующим разнообразной экзотической растительностью парке, который окружал галерею Каподемонти, я немножко отдохнула в тени у фонтана. Высоко на проводах заметила аккуратно подвешенные кроссовки. Подвязаны шнурочками между собой два ботиночки и этими же шнурочками крепились к проводам. Кто и каким образом смог это сделать? Высота - метров 5 над землёй. Кроссовки средней б/у-шности. Не лохмотья. Какой-то спортсмен так оригинально избавился от своей обуви... Значит, еду в автобусе из района Каподемонти в сторону исторического центра. Мне так кажется, что в сторону исторического центра. Через 5-6 остановок я уже не так уверенно думала. Потому что Bus гнал уже  немного в стороне от исторического центра. Я это чувствовала. Решила выйти, пока не заехала на окраину. Вышла и стою в растерянности, не могу сообразить - в какой части города нахожусь. А времени между тем - 10.45. Я же планировала ещё утром, чтоб из отеля выехать в аэропорт примерно в 11.00. А в какой стороне отель - пока загадка. Тормознула неаполитанку. Консультируюсь, на каком маршруте добраться до Piazza Dante - которая находилась неподалёку от моего отеля. Неаполитанка оказалась и понятливой, и хорошо ориентирующейся в своём городе. Сказала, какой маршрут мне нужен. И - смотрим, именно он и подкатывает к остановке. Ей тоже, в него же. В автобусе моя спутница очень заботливо мне показала, чтоб я была внимательна и осторожна в общественном транспорте, чтоб сумку крепко держала перед собой. Я тут же послушно вняла. Далее она начинает мне объяснять, где сделать пересадку. Пассажиры в автобусе прислушивались к нашему разговору. Вернее- разговаривала моя собеседница, я только кивала. И тут - вот этого я ожидала менее всего - народ решил включиться, приобщиться, принять участие во мне. Одновременно, перебивая друг друга, несколько человек - кто во что горазд стали громко давать советы, какими именно маршрутами воспользоваться, где мне сделать пересадку. В Неаполе очень хорошо и разнообразно развита сеть общественного наземного транспорта. Это я уже поняла. Можно проделать много комбинаций, чтобы достичь одной и той же географической точки. Но мне  именно сейчас не до экспериментов. Мне надо быстро и оперативно. Они - мои милые неаполитанцы - это поняли. И из всех спорящих в автобусе - по поводу того, как мне проехать, остались трое, но они были солидарны - в выборе моего пути. Опекали меня, успокаивали, старались усадить на сидение, "передавали" из рук в руки, - т.к. кому-то из них надо было раньше выходить. Как это трогательно было с их стороны. До того мне было приятно, что меня не бросили в сложном транспортно-маршрутном беспутье. Как я им была благодарна, всему автобусу, всем пассажирам. Все - и те, которые активно принимали участие во мне, и те, кто молча наблюдал меня в салоне автобуса, - открыто, приветливо улыбались. Благодаря им всем я быстро и комфортно доехала, и в отеле была в 11.05. Быстро забрала сумку, сдала номер. И была такова. Теперь - путь в аэропорт.


Вот вспоминаю из детства - любимую настольную книжку. Большого формата. Из серии Фильмы-сказки. Пятьдесят какого-то года выпуска. С прекрасными чёрно-белыми иллюстрациями и цветными вклеенными картинками. Эта книжка хранилась у бабушки в Орехово-Зуево. Я помню эту книжку с малых лет. Как же я её любила! И самой загадочной вещью из этой книги мне казалась сказка под названием "Чиччо из Неаполя". Мне даже само название нравилось! И такое имя интересное - из сплошных "ч" - Чиччо! И таким забавным пареньком этот Чиччо был изображён художником. С озорным хитреньким взглядом, на голове - кепочка с козырьком. Я очень хорошо помню. А уж наименование городка - Неаполь - таким мне казалось поэтичным! Так мне нравилось сочетание букв в названии города: Н Е А П О ЛЬ... Там такой сюжет -в этой сказке - мальчик проснулся утром в своей кроватке и обнаружил, что он один во всё городе... И вот он бродит по пустому городу - сначала обрадовался, что он безнадзорный, сам себе предоставлен. Дурачится, озорничает; заходит в кондитерские, объедается пирожными, шоколадом и сдобными булочками... Но очень скоро ему это надоедает. И он уже сильно беспокоится, что он - совершенно один на белом свете!! А это, оказывается, ему именно сон такой снился: что он утром проснулся - и увидел, что вокруг ни единой души... Но Чиччо вовремя проснулся, он не успел как следует испугаться во сне. Но тревога у него не быстро прошла. Спросонья он расплакался, боясь, что это не сон, а явь... И только подоспевшая из кухни мама его успокоила... Такая сказка детства у меня была - одна из любимых. Эта книжка долго хранилась у бабушки. Внуков много было, и решили по-честному - читать и рассматривать в гостях у бабушки. Но позже бабушка переехала на новую квартиру из своей коммуналки. Бабушкину коммунальную комнату мы, все многочисленные внуки, любили; у бабушки было на 2-м  этаже ещё 3 комнаты - везде были дети, примерно наши ровесники, мы очень дружили, а еще дружили и с "первым этажом" - вот такая большая дружная компания... Но книга со сказками была утеряна, после переезда мы её не нашли... Исчезла.


Рецензии