Интервью тренера Геннадия Шипулина

Наиболее известные в отечественном волейболе несколько тренеров – Гиви Ахвледиани, Юрий Чесноков, Вячеслав Платонов, Николай Карполь, Геннадий Шипулин и Владимир Алекно,  Они приводили наши сборные к золотым олимпийским медалям, званиям чемпионов мира и Европы, других международных турниров. Кто-то из них уже покинул этот мир (Ахвледиани, Чесноков, Платонов), кто-то перестал тренировать (Шипулин, Алекно), а вот Карполь, несмотря на свои 85 лет, продолжает это делать.  Но все они остаются среди любителей волейбола как настоящие мастера своего дела, тренеры с большой буквы. 

В 2013 году знаменитый волейбольный тренер Геннадий Шипулин, выигрывавший с мужской сборной России медали Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, дал большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам» Юрию Голышаку и Александру Кружкову. В материале ниже читайте о том, как Шипулин боролся с пьянством среди волейболистов и почему не против того, что его дочь связала себя узами брака с одним из его подопечных

- Нам говорили - тренер Шипулин игроков не штрафует. Совсем?
- Я не сторонник забирать у них деньги. Есть способ эффективнее.

- Какой?
- Если провинились, предупреждаю: «Зарплату пока не даю. Выиграете Кубок России - заберете». Это мотивация! Ребята на площадке сразу рвут и мечут!

- С каким игроком отношения были самые сложные?
- С Ромой Яковлевым. Талантище! До конца себя не реализовал. Он хороший и порядочный. Родители изумительные. Но мы же два лидера, никак характерами сойтись не могли. Сколько уж раз выгонял его. Поразил меня эпизод в Карлсруэ.

- Что было?
- Снова Яковлева отчислил, что-то мы поскандалили на тренировке. Лежу в гостинице. И вдруг ко мне делегация: Сережа Тетюхин, Вадик Хамутцких…

- Просить за Яковлева?
- Да. Ладно, вздыхаю, зовите. Объяснимся. Говорю ему: «Рома, команда за тебя просит, будешь играть. Я тебя возвращаю». Как полагаете, что услышал в ответ?

- Судя по всему, не слова благодарности.
- Ухмыльнулся: «Это вы так решили?» Да, отвечаю, я. Кто же еще. Рома смотрит мне в глаза: «А я так не решил». Я поперхнулся, честное слово. В крик: «Вон отсюда!»

- Чем кончилось?
- Тем, что и жены за него просили. Взял Яковлева с итальянцами играть. И ничего он не показал.

- Они ж с Тетюхиным в Италии едва не убились. Авария была жуткая.
- Волейболистам после нагрузок достаточно выпить наперсток. Вот представьте: молодые парни в Италии. Красивые, востребованные, ночь, Модена. Садишься за руль - и несешься по серпантину…

- Владимир Горюнов нам рассказывал: «В середине 90-х в моем «Роторе» выходило на поле пять «зашитых» футболистов. Боялся я одного - чтоб не развязали в разгар сезона…»
- Знакомая история. Я так потерял классного игрока - Диму Желтуху. Как мы за ним ни следили, не помогало. У него отсутствовал фермент расщепления алкоголя. При соприкосновении со спиртным он просто уходил, уходил… Страшно запивал.

- Семья была?
- Жена, ребенок. Мне говорил: «Спасибо, Геннадий Яковлевич, что стал волейболистом, а не зеком». В Воркуте воспитывался - там тяжелая обстановка. Когда Дима умер в 36 лет, я на кладбище обратился к женам волейболистов: «Трагедии могло не произойти. Вы берете огромную ответственность, выходя замуж за этих людей…» А в «Белогорье» я ввел систему Анатолия Тарасова. 31 декабря у меня была вечерняя тренировка, до 22.00. 1 января собирал команду в 10 утра.

- Боже. Зачем?
- Чтоб не расслаблялись на полную катушку. 3 января - игра.

- Ваша жена не ворчала?
- С моей-то проще всего. А вот молодые жены это понимать отказывались. Голосили у забора базы: «Вы устроили запретную зону, забрали мужей!» Больше скажу - когда тренировал сборную, вообще увез их в Голландию в конце декабря. Там встречали Новый год.

- С семьями?
- Без! Это перед Олимпиадой-2004. Был камин, я выставил два ящика шампанского. Сказал в полночь: «Символично, что мы здесь одни. Должны выиграть в Афинах…»

- Чувствовали их обиду?
- Обид не будет, если игроки прониклись твоими идеями, поверили тебе. Тогда и результат придет. Из Голландии мы перебрались в Лейпциг, где с 6 января за пять дней провели пять матчей, выиграли их с общим счетом 15-0 и завоевали единственную путевку на Олимпиаду. Ту команду развалили, а она была потрясающая!

- Сильнее нынешней?
- Гораздо! В этой была куча проблем. Победа в Лондоне - во многом стечение обстоятельств.

- А вашу как развалили?
- Залез кое-кто, все испортил. Клубы потянули одеяло на себя. Начали перетаскивать игроков. Хоть я умолял: «Давайте выиграем Олимпиаду, потом подпишу заявления…»

- Сколько сегодня зарабатывают волейболисты?
- Отличный игрок от 500 тысяч до миллиона долларов в год. Таких волейболистов в лиге максимум - восемь.

- Кому-нибудь платят больше миллиона?
- Думаю, да.

- Как вы отреагировали, узнав, что дочь выходит замуж за Тараса Хтея?
- Выбор Яны одобряю. Она давно возглавляет гостиничный комплекс «Белогорье», где команда готовится к матчам. Там же и сборная жила. Помню, все игроки уже разъехались, а Тарас почему-то задержался. Стоит на крылечке, дожидается кого-то, озирается по сторонам. Выходит Яна. И я все понял. Где-то они друг другу приглянулись. У них замечательные дети, близняшки, Алиса и Арина. Им по 5 лет, но я до сих пор не различаю.

- Чем вторая дочь занимается?
- Нотариус. Ее муж с волейболом не связан.

- Знаменитый тренер Владимир Емец говорил: «Куда футболиста ни целуй, всюду задница». С волейболистами - иначе?
- Футболисты избалованы деньгами и вниманием прессы. Попробуй не свихнись после этого. А волейболисты - более домашние. С ними теплее. Нет закидонов. Вы же знаете историю, как четыре олимпийских чемпиона скинулись и купили мне «семерку»?

- Уточняем - BMW X7. Ценой в шесть миллионов рублей.
- Под семь, взяли максимальную комплектацию. Прочитав об этом, позвонил Владимир Максимов: «Геннадий, правда?!» - «Да!» - «Не может быть…» Коллеги до сих пор не верят. А на каком-то форуме фанаты засадили футболисту Денисову, в те же дни устроившему денежный скандал: «Пусть с волейболистов берет пример». У меня есть десятилетняя BMW. Ребята оглядели ее - и сказали: «Мы обеспокоены вашей безопасностью».

- С вами обсуждали, какую машину хочется?
- «Белогорье» - как семья. Здесь все знают, кто что любит. Я - поклонник BMW.

Сейчас Геннадий Шипулин отошел от дел. Главным менеджером команды «Белогорье» является его воспитанник Сергей Тетюхин, другой игрок, который тренировался у Шипулина, Александр Волков, недавно стал главным тренером команды. Но оба в любой момент могут позвонить Шипулину и спросить совета. Ведь команда «Белогорье» - детище Геннадия Шипулина, который не был выдающимся игроком, но стал знаменитым тренером.


Рецензии