Кет. ЕСЬ Бог, небо и нахско-даг. АС

Кетское ЕСЬ Бог, небо и нахско-даг. АС

Кет. ЕСЬ "Бог", ЕСЬ II "небо, погода", есь "дикий", еська "на воле (в лесу)", ЕСЬКАЙ "пасмурно, облако, туча", ЕСЬКАН "царь".

Эта основа имеет своего рода полный комплект убедительных соответствий в нахско-дагестанских языках:

1. БОГ, ХОЗЯИН, ЦАРЬ

Ав. АС(С) "авторитет, достоинство", лак.АС(С) "честь,достоинство, благородство"; имя Бога-громовержца", чеч. АСАР "энтузиазм, наитие, интуиция" и т.п.

? Агул. ХУЛАН ЭЙЕСИ, лезг. ЙЕСИ, рут. ХАЛДЫ-ИЕСИ,таб. ЭЙСИ, Хин. ЙЕСИ, цахур. ЙЭССИ "хозяин". Рутульская форма однозначно указывает на урартское верховное божество "Халди" (ср. ав. хала-, халат- "длинный", дарг. хала "старший, большой, великий").

? Халха-монг. ЭЗЭН "хозяин, владелец", ЭЗЭРХЭХ "господствовать, властвовать"

2. НЕБО,ПОГОДА, ПАСМУРНО

Кет. еськай "пасмурно" находит многочисленные отражения в андо-цезской группе.

3. ДИКИЙ

Кет. есь "дикий"

Здесь мы дадим цитату из нашей предыдущей статьи:

Ав. диал. ГIACИ-ЯБ и кетское АССЕЛЬ зверь

Ав. диал. ГIACИ-ЯБ "беспощадный, злой". В словарях не представлено также ещё одно значение- "отличный,высокого качества". Аналогичную лексическую единицу можно встретить в немецком: toll 1. "бешеный";2. "чудесно, дивно",т.е. и здесь есть семантическая связь между понятиями.

Кет. АССЕЛЬ "зверь,животное", АССАНО "охота,промысел", АССАНОС "охотник".

Германо-скандинавское AS "верховные божества языческого пантеона". ASAGARDHR, ASGARD "круговая обитель асов- скандинавский Олимп". Согласно "Саге об Инглингах" - земля асов находилась к востоку от Дона, но это утверждение обычно учёные не принимают в серьёз, считая её поздней ремаркой, как-то связанной с мифической прародиной готов. На самом деле готы не вышли из "земли восточнее Дона,а дошли до Дона и зафиксированы в источниках немного восточнее, в частности племя герулов (Heruli).

 ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

Индоевропейская этимология отсутствует. Есть лишь неуверенные предположения о связи AS с нем. Axt (Акст) "ветка", причём без должного для подобного случая обоснования. Это предположение однако блекнет и теряется на фоне  обширных енисейско-северокавказских соответствий со значением "Бог, Хозяин, Небо" и т.п.


Рецензии