Почему музыкальных нот семь?

                Почему музыкальных нот семь?
        (Из книги Ковчег Ангеблазера. Первый музыкальный урок-сказка для
                детей и не только...)

        Давным-давно в волшебном царстве-государстве славного царя Салтана, на острове Буяне, в княжестве под названием «Мелодия» жили семь маленьких музыкальных нот с именами До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Эти ноты были особенными, потому что они обладали способностью создавать прекрасные мелодии и очаровывать любого, кто их слушал. Их часто можно было видеть, как они, свесив свои ножки на пяти разных линейках нотного стана, поют. Ля-ля-ля! Си-си-си! Соль-соль - До!
       Как-то в летний солнечный день музыкальные ноты собрались возле искрящегося ручья на пляже «Сомбрио». Ручей впадал в Тихий океан, над волнами летали чайки, издавая самые разные звуки, в которых не просто было узнать ту или иную нотку. «Ре», «Ми» и «Фа» играли в «догонялки» за чайками, превращая всё вокруг в музыкальную сказку. Когда они кружились и танцевали в воздухе, они удивлялись, почему их всего семь? Почему они не могут пригласить больше нот в свою музыкальную семью?
       Любопытство наполнило их крошечные сердечки. Они определённо должны отправиться на поиски ответа. Под предводительством своего мудрого вожака «До», нотки, друг за дружкой, полетели в волшебное путешествие по «Мелодии». По пути им встречались различные музыкальные существа, каждое из которых обладало уникальным звучанием и ритмом.
       Сначала они встретили стрекочущего сверчка, который играл на своих прозрачных крыльях восхитительные мелодии. Сверчок объяснил: «В великой симфонии жизни есть семь нот, которые представляют собой основные строительные блоки музыки. Эти ноты составляют основу мелодии, как семь цветов составляют радугу. Взгляните на небо после дождя – вы всегда увидите радугу!»
       Музыкальные ноты продолжили свое приключение и встретили мудрую старую сову, сидящую на ветке огромного красного тысячелетнего кедра. Сова ухнула: «Число семь имеет особое значение в мире музыки и для человека. Оно олицетворяет гармонию, баланс и завершенность. С помощью семи нот музыканты могут создавать бесконечные комбинации и исследовать чудеса мелодии. В теле человека хранится своя мелодия, которая, как и семь нот состоит из семи «Чакр», так называемых психоэнергетических центров. Эти чакры, как и ноты располагаются на линейке – вдоль человеческого позвоночника. И если представить себе позвоночник в виде лестницы, то на самой ее верхушке, нотке «Си», можно созерцать самые красивые виды. Эта нотка высокая и желает всегда перейти в верхнюю тонику- «До». Нижние чакры, как и нотки «Ля», «Соль», «Фа», «Ми» и «Ре», больше направлены на получение энергии с помощью доступных для каждого человека ресурсов - воды, пищи и общения. Чем выше нотка или чакра — тем более одухотворенной она является. Самая верхняя отвечает за связь с Божественным началом и с Космосом. Ее раскрытие доступно далеко не каждому человеку.»
       Ноты слушали внимательно, их возбуждение росло с каждой встречей. Наконец, они достигли вершины горы в княжестве «Мелодия», где перед ними предстала величественная радуга. Как раз в долине прошёл дождь, напоивший землю водой, а радуга, переливалась семью яркими цветами, как музыкальные ноты, соединив божественную красоту трёх сказочных миров – «Явь (Земной мир людей), Правь (Мир светлых богов) и Навь (Обитель тёмных божеств)».
       Пораженные увиденным, музыкальные ноты поняли, что являются частью великого замысла, где каждая нота играет решающую роль в создании мелодий, заставляющих громко биться сердца и пробуждающих эмоции. Наполненные новым знанием, музыкальные ноты вернулись к своему любимому сверкающему ручью возле пляжа «Сомбрио». Их маленькие сердечки пели «До - Ми - Соль и Ля – Фа – Ре»!
        С этого дня они лелеяли свои уникальные мелодии и наслаждались магией быть частью великолепной семерки. Эти семь крохотных музыкальных нот продолжали делиться своими мелодиями с миром, принося улыбки, смех и вдохновение всем, кто их слушал. Они знали, что красота музыки заключалась не только в их индивидуальных голосах, но и в гармонии, которую они создавали вместе. А в царстве Салтана звучала хрустальная мелодия. Чарующая музыка семи нот эхом разносилась по долинам и по взгорьям, напоминая всем, что гармония и единство делают мир более волшебным местом.   
       Семь нот — ключи к чарующей силе музыки.

 
                ПЕНТАТОНИКА
                (урок второй)


       Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Со временем семь музыкальных нот княжества «Мелодии» стали еще больше интересоваться другими звуками, которые можно было бы создать, расширив их музыкальную семью. Они стремились открывать новые музыкальные полутона и учиться у других музыкальных традиций. Они догадывались, что ключом к созданию поистине чарующей симфонии было разнообразие и единство.
       Их мысли обратились к далекой стране, известной как Китай, где обитала особая группа музыкальных нот, называемая Пентатоникой. Эти ноты, названные Гун (Gong), Шан (Shang), Цзюэ (Jue), Чжи (Zhi) и Юй (Yu), обладали уникальным способом создания мелодий с использованием всего пяти музыкальных тонов.
       Возбуждённые от предстоящей встречи за морем-океаном, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си отплыли в свое самое необычное путешествие на паруснике с алыми парусами «Святая Мария» под управлением мореплавателя и первооткрывателя Америки Христофора Колумба. О! Как же им хотелось пригласить пентатоническую гамму присоединиться к ним в создании гармоничной мелодии, которая порадует слух всех, кто слушал! Но неожиданно, их судно село на рифы где-то у берегов Гаити. Тогда наши нотки отправились в своё одиннадцатидневное кругосветное путешествие на воздушном шаре «Мортон» в люльке вместе с русским путешественником Фёдором Конюховым.
       И вот они пересекали горы и долины, созерцая землю с огромной высоты из-за облаков, наши герои - Семь нот, наконец, прибыли в древний город Пекин. Стены императорского дворца охранял красный дракон. Пентатоника нашлась среди живописных садов Запретного города. В котором среди огромных фонтанов расхаживали на тонких ножках розовые фламинго, а внутри искусственных прудов и рек под золотыми мостиками плавали причудливые рыбки всех цветов радуги. «Оказывается- не надо ждать дождя, чтобы снова увидеть радугу», - подумала нота «Ми». В тоже самое время, пять ноток Пентатоники, одетые в красочные традиционные одежды, с теплотой и любопытством приветствовали гостей из далёкой Мелодии царства Салтана. Их музыка была необычной для слуха Семи нот…
       «До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си», — сказал Гун, император Пентатоники. «Мы слышали рассказы о ваших чарующих мелодиях, и для нас будет честью присоединиться к вам в создании чего-то поистине волшебного». Обе группы объединили свои музыкальные таланты. Каждая нота из «Мелодии» нашла свое соответствие в Пентатонике, и вместе они образовали особенную связь, смешивая свои уникальные звуки в захватывающую дух плясовую. Всё закружилось в вихре танца.
       Прекрасная мелодия, которую они сыграли, разнеслась по всему Запретному городу, достигнув все потаённые места и уголки Китая, а потом хлынула за его пределы не взирая на границы «царств, империй и демократий». Люди со всего мира включили свои «айфоны» в «Тик-Токе», чтобы стать свидетелями этого необычного сотрудничества. Мальчики и девочки, очарованные необычной гармонией, хлопали, танцевали и подпевали. Воздух звенел и вибрировал.
       Благодаря силе музыки Нотки обнаружили, что, хотя они пришли из разных стран-континентов, следовали разным музыкальным традициям, их связывал универсальный язык мелодии! Эта гармония звуков стала символом дружбы и культурного обмена, вдохновив музыкантов всего мира на то, чтобы принять разнообразие и прославить красоту различных музыкальных стилей.
       Семь нот Мелодии и пять нот Пентатоники продолжают эхом разноситься по древним улицам Пекина и холмам царства Мелодии. Опора на первичные кварто-квинтовые («До-Фа» и «До-Соль») отношения звуков свидетельствует о древности Пентатоники. Она является народной музыкой у китайцев, вьетнамцев, монголов, тюркских народов, а также у горных народов Анд! Пентатонику можно услышать и в музыкальном фольклоре Европы, и в древнейших пластах русской народной песни в так называемых календарных обрядовых песнях. Но когда Семь нот работают с Пентатоникой и разные голоса объединяются, создается гармония единства и красоты, потому что Музыка есть язык общения с Создателем!


                ХВВ 16.07.2023


Рецензии