Осенний лист

Начало здесь:

1 – «Скалистая проповедь» - http://proza.ru/2023/07/08/683 
2 – «Солнечная спичка» - http://proza.ru/2023/07/09/215
3 – «Сокрушенное сердце» - http://proza.ru/2023/07/10/254 
4 - «Сокрушить гордость» - http://proza.ru/2023/07/11/225
5 - «Маковый дурман мета-вселенной» - http://proza.ru/2023/07/15/325

Сначала Коля был маленьким и ждал, когда станет взрослым. Незаметно карусель его жизни набирала скорость и словно обгоняла годовой круговорот солнца. И так разогналась под конец, что в этом алхимическом вращении его душа рванула к центру, а оболочку отшвырнуло в сторону, словно сорванный ветром осенний лист.

До этого его душа словно забегала на несколько ступенек вверх, затем, ныряла вниз, словно по гребню синусоиды или со снежной горки съезжала после эмоциональных срывов или минут отчаяния. Затем, медленно возвращалась на исходные позиции и продолжала работать.

Карабкаясь по скалистой проповеди Коля добрался до слов:

- «Блаженны чистые сердцемъ, ибо они Бога узрятъ» (Мф. 5, 8).
Как же очистить сердце, чтобы видеть Его? Как приблизить покой, какой на мгновение я почувствовал в пещере Григория Паламы в монастыре Иоанна Предтечи в Верии, - подумал Коля.

Тогда, в довоенные годы он много путешествовал, был и в Греции: на Афоне, Крите, Халкидиках. Во время экскурсии по местам, где проповедовал Павел он прикоснулся к ступеням возвышения, где стоял апостол, а самые сильные впечатления испытал в пещере основателя исихазма. Так не хотелось уходить из этой маленькой, звеневшей тишиной пещеры. Хотелось остаться на день, неделю, месяц, год… а получилось лишь несколько минут, пока его не позвали к отъезжавшему от монастыря экскурсионному автобусу.
 
Трезвение и молитва - путь к очищению сердца. Об этом знал Николай и углубился в душеполезное и спасительное слово преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского.
- «Трезвение… есть чистота сердца» - Ага, подумал Коля, - если понять, как его в себе утвердить, можно приблизиться к возможности узреть Бога, как обещал Учитель в скалистой проповеди.

- «Оно есть и лествица к созерцанию; оно же научает нас право править движениями троечастности души (т.е. трех сил: мыслительной, раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства, – и в причастнике своем каждодневно возращает четыре главные добродетели (т.е. мудрость, мужество, воздержание и справедливость).» (1) - сказал преподобный Исихий.

О том, как сильно падает качество жизни и снижаются социальные достижения эмоционально неуравновешенного человека, Коля узнал по себе. Умея вдохновлять и учить, он добивался хороших результатов в работе, но – спускал как с горки весь наработанный годами социальный капитал в ссорах с начальниками, отстаивая справедливость, но эмоционально срываясь при этом.

Читая Исихия Коля постарался представить, - что же это за характер такой, где твёрдо, без срывов установлены мудрость, мужество, воздержание и справедливость?
Из этих добродетелей справедливость была для него как дыхание. Коля мгновенно заболевал, если видел несправедливость. Но разве можно добиваться её не мудро? Не воздерживаясь от гнева, не проявляя мужество в уравновешенных поступках борьбы за справедливость?

И Коля углубился в Исихия за подсказками, как же стать мудрее.

- «Вечный покой сердце вряд ли обрадует, вечный покой – для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает, есть только миг, ослепительный миг…» - вспомнилось Коле, заваривая пуэр и углубляясь в Исихия.

«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им Одним всегда, непрерывно и непрестанно дышит, Его призывает…» (5) – общаясь с монахами, творящими Иисусову молитву, Коля узнал, что они стремятся непрерывно призывать Господа. Кто-то, перебирая чётки произносил в сердце восемь слов, - «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного», кто-то, опираясь на художественные приёмы соединял с ритмом дыхания, - «Господи Иисусе Христе, - на вдохе, - помилуй мя грешного», - на выдохе. А кто-то, сосредоточивая внимание в сердечном месте – «Иисусе Христе, Иисусе Христе…».

Коля знал, что многие боятся прелести и не рекомендуют эту непрерывную молитву, но он был согласен с Николаем Новиковым, автором проекта «Путь умного делания» - сайта, где любой желающий может найти подробнейший обзор аскетической литературы о теории и практике Иисусовой молитвы – что в прелесть впасть можно при любом занятии, а непрерывная молитва – заповеданное всем христианам делание. Что обязательно нужно получить благословение духовника, батюшки священника - с этим Коля согласен. Это важно. Это как благословение родителей на важное дело – родительская молитва поможет в любом деле, а благословение святого человека – на пути к спасению.

- «Трезвение есть твердое водружение помысла ума и стояние его у двери сердца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы… (6) – говорил Исихий. Как непросто стоять умом у сердца знает любой, кто пробует. Так хочется полетать фантазией по бесконечным «мыслям» о том, о сём… Да не просто хочется, - фантазия и не спрашивает. Когда Коля ходил на прогулки, он видел вокруг прохожих словно густой покров из образов, обрывков мыслей, окрашенных красным, синим, чёрным… но чаще серым. Встречающиеся на пути не смотрели на Колю, - они либо говорили, либо смотрели в свои зеркальца с тёмным экраном в руках.

- «один способ (прием) трезвения есть: – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом.» (14) – То есть, мечтания есть прилоги, посылаемые внутренним врагом, чтобы обмануть нас, направить по ложному следу. Бегая за соблазнами, мы убегаем от Него. И не нужно быть злодеем, достаточно разменяться на пыль и суету, чтобы снова и снова упускать мгновения жизни, время для спасения. Человек похож на замечтавшегося парашютиста. Самое время дёрнуть за спасительное кольцо, чтобы раскрылся парашют присутствия Божьего в его жизни, но он продолжает мечтать о земном, не замечая, как оно стремительно приближается к нему.

Какова механика прилога? Через какие стадии происходит пленение души? – подумал Коля.

Ответ Николай нашёл у Ефрема Сирианина – сирийского подвижника четвёртого века (ок. 303 – 373 гг.):

Вот эти семь ступеней вниз, к соизволению на вражеские соблазны:

1 – «Прираженiе есть простое напоминанiе, делаемое врагомъ, напримеръ: сделай то и то… и это – не в нашей воле» (то есть, подумал, Коля, враг обязательно подкинет мыслишку что-нибудь этакое сделать и таких мыслей-прилогов не избежать – так устроен путь человека);

2 – «Сдруженiе же есть принятiе помысла, внушаемого врагомъ, и какъ бы занятие имъ и с удовольствиемъ соединенное собеседованiе съ нимъ, происходящее по-нашему произволенiю» - а вот и ответ, с какого мгновения жизнь карета превращается… в банальность зла. Пришла плохая мысль – не отсёк её сразу – всё, коготок увяз.
- Получается, подумал Коля, - что быть хорошим человеком, это быть внимательным? Быть собранным и отсекать, отжигать своим мечом-бластером плохие мысли, едва они к нам прикоснулись?
- Нет, ответил наставник джедая, - едва они появились на горизонте…
- А что будет, если сразу не отсечь? – поинтересовался Коля.

3 – «Страсть есть вследствiе сдруженiя образовавшiйся навыкъ къ помыслу, внушаемого врагомъ и какъ бы постоянное о немъ помышленiе и мечтанiе», - навык к помыслу… страсть – это плохая привычка ума. Плохие привычки мы обретаем от лени и не знания, что такое хорошо и что такое плохо. Грех – это плохой спортсмен, артист, работник… Не приученный к дисциплине человек грешит. Его ум – праздный и бездельный. Не путёвый. У него нет свободно выбранных целей. Страсти за него выбирают цели и плен.

4 – «Борьба есть взаимное противление помысла и ума, клонящееся или къ истреблению страсти въ помысле или къ соизволению на страстный помыслъ» - да поздно уже бороться. Если подружился с плохими мыслями - это как скверные друзья, – не заметишь, как попадёшь в дурную историю.

5 – «Плененiе есть принужденное, невольное увлеченiе сердца, преобладаемаго предубеждениемъ и долговременною привычкою» - то есть, раб страсти увлёкся своей привычкой. Как говорил Коле один знакомый пленник, - я не алкоголик, я просто люблю выпить.

6 – «Соизволенiе есть изъявленiе въ помысле согласия на страсть» - ну, что ещё остаётся пленнику, кроме как согласиться? Разве что раскаяться, обратившись ко Христу. И даже на этой стадии Он поможет, если пленник покается и обратится за помощью. Жаль только, так сладость страсти притягательнее для слабой души сладости присутствия Иисуса в сердце. Для того и нужно трезвение и долгая молитвенная работа, чтобы качество притяжения изменилось. 

7 – «Самодеятельность – действiе по соизволенiю страстнаго помысла» - ну, да, искусством жить такую самодеятельность не назовёшь, подумал Коля и спросил себя, - в какие же страсти как в засаду я могу попасть и как этого избежать?

Ответ пришёл от Игнатия Брянчанинова, из его работы «В помощь кающемуся».

Святитель пишет о восьми страстях и противоположным им добродетелях. Прочитав определения страстей и противоположным им добродетелей у святителя Игатия, Коля подумал, что христианину нужно заметив прилоги какой-либо страсти быстро-быстро переключать себя на противоположную ей добродетель, чтобы победить в мысленной брани. Левым уклонам к страстям – как соскальзыванию с ледяной горки, нужно противопоставить твёрдый упор в сердечном месте пребывания с Господом и снова и снова совершать поступок на пути к Божьему Граду. Каждой страсти и добродетели из работы святителя «В помощь кающемуся» Николай дал своё определение – «левый уклон» или «правый поступок» и занёс определения страстей и добродетелей в свой дневник православной психотехники для каждодневного напоминания о главном.

1. Чревообъядение – левый уклон.
 
«Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.»

Что святитель предлагает для лечения этой слабости?

1. Воздержание – правый поступок.

«Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью, обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.»

Как совершить это переключение? Для этого и нужно трезвение. Нужна постоянная точка опоры, чтобы увидеть не то, что ты уже объелся, а ещё только позывы плотненько покушать. Что может быть такой постоянно активной точкой опоры для осознания момента выбора и волевого переключения себя от страстей к добродетелям? Имя Иисуса. Иисусова молитва. Постоянное умно-сердечное пребывание с Господом, даже если люди кругом кричат как невоспитанные подростки. Пребывая в сердечном месте, мы осознанно выбираем левый или правый путь. А если не храним бдительность, трезвение – то нас заносит в одну из восьми страстей.

2. Любодеяние – левый уклон.

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

2. Целомудрие - правый поступок.

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

3. Сребролюбие – левый уклон.

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащения. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

3. Нестяжание - правый поступок.

Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Гнев – левый уклон.

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

4. Кротость - правый поступок.

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Печаль – левый уклон.

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

5. Блаженный плач - правый поступок.

Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от их легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6.Уныние – левый уклон.

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

6. Трезвение – путь спасения.

Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Тщеславие – смертельный риск.

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам, гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

7. Смирение – царица добродетелей.

Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом (Лк.;16,;15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

8. Гордость – катастрофа.

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

8. Любовь - спасение.

Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении1. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме.
Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен!»

Продолжение следует.


Рецензии